Безработица: причины, виды, экономические последствия (закон Оукена). Взаимосвязь безработицы и инфляции. Стагфляция

Одним из проявлений макроэкономической цикличности является безработица.

Различают три вида безработицы:

4. фрикционная безработица связана с поиском или ожиданием работы;

5. структурная безработица имеет место в случае, когда спрос и предложение на рабочую силу не совпадают, причем соотношение между этими показателями для различных видов труда и в различных регионах и секторах экономически неодинаково. Связана с технологическими сдвигами в экономике;

6. циклическая безработица порождена общим низким спросом на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах.

Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВНП.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную. В периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

По отношению к рынку труда индивидуум может находится в одном из следующих состояний:

5) считается занятым, если имеет работу, занят неполный рабочий день или неделю, находится в оплачиваемом (или неоплачиваемом отпуске). Все остальные не заняты в экономике;

6) числится безработным, если не имеет работы, но активно ее ищет и готов приступить в течение двух недель;

7) в сумме занятые и безработные составляют экономически активное население;

8) если человек не имеет работы и не ищет ее, он находится вне рынка труда и считается экономически неактивным (учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, те, кто отчаялся найти работу и прекратил ее поиски, лица находящиеся длительное время в психиатрических больницах, тюрьмах и т.д.)

Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных к численности рабочей силы.

Закон Оукена

Экономические последствия экономики отражаются законом Оукена, который гласит:

Если фактический уровень безработицы превышает естественный на 1%, то отставание фактического ВНП от потенциально возможного 2, 5%.

(Y – Y*) / Y* = - β (u – u*),

где Y – фактический ВВП;

Y* - потенциальный ВВП;

u - фактический уровень безработицы;

u* - естественный уровень безработицы;

β – эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы.

Закон Оукена образует ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВНП и изменениями уровня безработицы.

Коэффициент β устанавливается эмпирическим путем и различен в разных странах. Нередко его значения попадают в интервал от 2 до 3.

Взаимосвязь инфляции и безработицы. Теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий

В условиях приближения к экономическому потенциалу возникает альтернатива между ростом занятости, с одной стороны, и ростом инфляции – с другой стороны. Увеличение занятости и снижение безработицы сопровождается ростом инфляции спроса, так как в экономике постоянно уменьшается объем неиспользованных ресурсов и расширять производство приходится за счет «переманивания» ресурсов от одной фирмы к другой, из одной отрасли в другую, путем повышения ставок заработной платы и цен на инвестиционные товары.

Высокие темпы инфляции сопровождаются низким уровнем безработицы, и наоборот.

Эта обратная зависимость стала известна как «кривая Филлипса».

 
 


Рис. 11.2. Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном периоде

Кривая отражает ожидаемый уровень инфляции в любой момент времени. Правительство, управляя совокупными расходами, может выбрать на кривой Филлипса определенную комбинацию уровней инфляции и безработицы для краткосрочного периода.

Кривая, расположенная ниже, отражает низкий уровень инфляции, кривая, расположенная выше – высокий уровень инфляции.

Теория адаптивных ожиданий

Теория адаптивных ожиданий предполагает, что в краткосрочном плане может существовать альтернативность инфляции и безработицы, но в долгосрочном плане такой альтернативности нет.

Суть теории – ожидания будущей инфляции формируются хозяйственными субъектами на основе предшествующих и настоящих уровней инфляции.

В теории адаптивных ожиданий вводится различие между краткосрочной и долгосрочной кривой Филлипса.

Наклонные кривые Филлипса показывают ожидаемые темпы инфляции экономических агентов на всем протяжении рассматриваемых кривых.

Предположим, что первоначальный уровень инфляции составил 3%, а естественный уровень безработицы – 6%, экономика находится в точке А1. В этом случае номинальная заработная устанавливается из предположения о том, что уровень инфляции составляет 3%.

       
 
 
   
 


Рис. 11.3. Теория адаптивных ожиданий

Политика стимулирования совокупного спроса подталкивает фактические темпы повышения цен к 6% уровню. Однако, экономические агенты продолжают считать, исходя из предыдущего опыта, что инфляция составил 3%.

Более высокие цены при заработной плате, рассчитанной на 3% уровень инфляции, приведут к увеличению прибыли предпринимателей, что в свою очередь, вызовет дополнительный найм рабочей силы, в связи с увеличением совокупного спроса. Экономика переместится в точку В1, с более высоким уровнем инфляции и более низким уровнем безработицы.

Когда действительный уровень инфляции выше ожидаемого, уровень безработицы снизится.

Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост товарных цен и ставок номинальной заработной платы был чисто инфляционным. Скорректировав свою оценку инфляции (теперь ожидаемая инфляция составит 6%), они начинают адаптироваться к новому более высокому уровню цен. Работники, желая сохранить свою реальную заработную плату, требуют повышение номинальной ставки заработной платы. Предприниматели, поняв, что повышение цен не связано с расширением спроса на их продукцию, а издержки на заработную плату увеличились, сокращают выпуск. Снизившаяся на время безработица снова возвращается к отметке 6%. Эта адаптация показана перемещением из точки В1 в точку А2 вследствие сдвига краткосрочной кривой Филлипса в новое положение. Как только «ложные» инфляционные ожидания (не соответствующие фактической инфляции) будут скорректированы, безработица снова вернется к естественному уровню 6%, но при более высоких темпах инфляции.

В долгосрочном периоде экономика будет перемещаться из точки А1 в точку А2, и так далее, что объясняет вертикальное положение долгосрочной кривой Филлипса, полученной соединением этих точек.

Теория рациональных ожиданий

Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что экономические агенты формируют свои ожидания на основе всей доступной им информации, а не только из прошлого опыта, поэтому могут верно оценить последствия стимулирующей политики государства и достаточно быстро изменить свои инфляционные ожидания, что отразится в требовании увеличения номинальной заработной платы для компенсации роста цен.

Инфляционные ожидания точно совпадают с фактической инфляцией в будущем, инфляционные ожидания рациональны.

В итоге – практически никакого увеличения реального выпуска не происходит даже в краткосрочном периоде, а рост совокупного спроса приводит лишь к росту цен (движение из точки А1 в точку А2, минуя точку В.

Таким образом, традиционная кривая Филлипса, фиксирующая обратную зависимость между инфляцией и безработицей, отражает краткосрочную динамику этих переменных. В долгосрочном периоде стимулирование совокупного спроса не приводит к существенным изменениям уровня безработицы и реального выпуска и отражается в основном в росте цен, то есть кривая Филлипса приближается к вертикальной прямой на уровне естественной безработицы.

8. Понятие рыночной структуры и ее типов (виды рынков).

Отрасль – это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой.

Каждый отраслевой рынок имеет свои характерные признаки организации, комбинация которых представляется в виде рыночной структуры или модели рынка.

Рыночная структура – совокупность признаков рыночной организации, отражающих отраслевые особенности, и определяющих способ установления цены и объема выпуска, а также характер взаимодействия фирм отрасли.

Экономисты различают четыре рыночные структуры:

- чистая конкуренция,

- чистая монополия,

- монополистическая конкуренция,

- олигополия.

Совершенная конкуренция:

1. Стандартизированный товар. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции.

2. Большое число покупателей и продавцов.

3. Отсутствие барьеров для входа/выхода из отрасли.

4. Отсутствие контроля за ценой отдельно взятым производителем. Невозможен, поскольку каждый продавец имеет незначительную рыночную долю.

5. Все рыночные субъекты обладают полной и достоверной информацией о рынке.

Монополия:

1. Единственный производитель, который реализует свою продукцию множеству производителей.

2. Единоличное установление цены.

3. Продукция уникальна, не имеет близких заменителей.

4. Высокие барьеры для входа в отрасль. Могут принимать вид:

a. Получение исключительного права от правительства.

b. Получение патентов, лицензий, авторских прав.

c. Контроль со стороны монополиста всего предложения какого-либо ресурса.

d. Необходимость осуществления крупных капиталовложений, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть.

e. Высокие трансакционные издержки.

f. Экономия на масштабе.

Монополистическая конкуренция:

1. Товар дифференцирован.

2. Относительно большое число производителей, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком малую долю рынка.

3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих конкурентов.

4. Относительно свободный вход/ выход из отрасли.

5. Неценовая конкуренция за счет дифференциации продукции.

Олигополия:

1. Немногочисленное число фирм в отрасли.

2. Продукция как стандартизирована, так и дифференцирована.

3. Высокие барьеры для входа в отрасль.

4. Всеобщая взаимозависимость фирм. Число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при проведении своей экономической политики должна учитывать реакцию конкурентов.

5. Неценовая конкуренция присутствует при дифференцированном товаре, отсутствует – при стандартизированном.

9. Чистая монополия: установление объема производства и цены. Экономические последствия монополии.

Так как чистый монополист является отраслью, его кривая спроса, или продаж представляет собой кривую отраслевого спроса. Кривая отраслевого спроса является нисходящей.

Нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена для каждого уровня выпуска кроме первого. Следовательно, цена превышает предельный доход: Р > MR.

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки. Когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход. Также, когда спрос неэластичен, падение цены уменьшает валовой доход. Верхняя часть кривой спроса будет демонстрировать эластичный спрос, то есть при снижении цены на данном отрезке валовой доход будет увеличиваться. Далее при падении цены валовой доход будет уменьшаться, что указывает на то, что спрос неэластичен.

Монополист может увеличить объем выручки, только снизив цену и тем самым, увеличив объем продаж. Однако снижать цену монополист будет только на эластичном участке кривой спроса.

Действуя на эластичном участке кривой спроса, монополист будет максимизировать прибыль в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам.

Соединим кривые спроса, предельного дохода, предельных и средних затрат монополии на одном графике. Пересечение кривых предельного дохода и предельных издержек определяют выпуск Qопт, при котором прибыль максимальна. Цена, при которой это количество товара может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси выпуска, а затем под прямым углом от точки, в которой он достигает кривой спроса, до вертикальной оси. Экономическая прибыль (сверхприбыль) монополиста определяется как разница между выручкой и суммарными затратами.

Монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы производитель в условиях чистой конкуренции. Выпуск не доходит до точки, в которой минимизируются средние валовые издержки.

Доводы против монополии:

1. Неэффективное распределение ресурсов. Максимизирующий прибыль монополист имеет своим результатом недораспределение ресурсов, монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, чем это является оправданным с точки зрения общества. В условиях монополизации отрасли потребители получат меньше продукции, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена за единицу продукции возрастет. В результате общество понесет потери от неполного использования ресурсов.

2. Непрогрессивность. Защищенное положение предпринимателя-монополиста порождает неэффективность и бездеятельность.

3. Неравенство доходов. Прибыли, полученные монополистом благодаря существованию барьеров для вступления в отрасль, присваиваются акционерами и руководящими работниками корпораций – группой лиц с наиболее высоким уровнем доходов.

4. Политические опасности. Считается, что гигантские корпорации оказывают неправомочное влияние на правительство, и это отражается на законодательстве и правительственной политике, которые благоприятствуют не общественным интересам, а скорее сохранению и росту этих промышленных гигантов.

Аргументы в пользу существования монополий:

1. Продукты лучшего качества. Считается, что монопольные прибыли и большие рыночные доли заработаны благодаря лучшему исполнению, то есть представители монополий завоевали господствующее положение на рынке, предлагая лучшие по качеству продукты.

2. Недооценка конкуренции. Должна быть принята во внимание иностранная конкуренция. Потенциальная конкуренция существует и является сдерживающим факторов в принятии монополистами решений о ценах и объемах производства.

3. Эффект масштаба. Там, где используется высокопрогрессивная технология, только крупные производители могут добиться низких издержек на единицу продукции и поэтому продавать ее потребителям по сравнительно низким ценам.

4. Научно-технический прогресс. Монополистические фирмы имеют и финансовые ресурсы, и стимулы для проведения технологических исследований, так как только монопольные фирмы в долгосрочном периоде получают прибыль, превышающую нормальную. Следовательно, крупные монополисты необходимы для НТП.

Вопросом не задано.

Ценовая дискриминация – продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним и тем же производителем с одинаковыми затратами, разным покупателям.

Условия для ценовой дискриминации:

1. Продавец-монополист, который регулирует производство и ценообразование.

2. Возможность идентификации покупателей и продавцов: можно выделить либо покупателей с разными ценами, либо рынки с разной эластичностью спроса.

3. Товар, в отношении которого осуществляется дискриминация, не может перепродаваться покупателями одного рынка покупателям другого.

Степени дискриминации:

1. Совершенная ценовая дискриминация (1 степени) – продажа каждой последующей единицы товара по максимальной цене, которую согласен заплатить покупатель. Весь излишек потребителя присваивается монополистом.

2. Дискриминация 2 степени – продажа по разным ценам определенных партий товаров. На практике, как правило, принимает форму скидок.

3. Дискриминация 3 степени – продажа товара по разным ценам различным группам потребителей.

Показатели монопольной власти:

1. Индекс Лернера.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичность спроса на продукцию фирмы:

Где Il – индекс монопольной власти;

Р – монопольная цена;

МС – предельные издержки;

Еd – ценовая эластичность спроса.

При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и индекс Лернера равен нулю. Когда цена превосходит предельные издержки, индекс приобретает положительные значения – в интервале между нулем и единицей. Считается, что чем ближе индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма.

Рассчитать индекс Лернера по приведенной формуле непросто в связи с трудностью определения предельных издержек. Поэтому часто вместо предельных издержек используют средние издержки (АTС):

Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет находится совокупная прибыль, а в знаменателе – совокупный доход:

Таким образом, согласно индексу Лернера, высокая прибыль – признак монопольной власти.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель концентрации на отраслевом рынке, или, иначе говоря, распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка.

Для расчета этого индекса индивидуальные доли каждой фирмы на рынке необходимо возвести в квадрат.

Индекс получается в результате сложения этих квадратов:

Где ki – доля i-ой фирмы на рынке.

При IHH>1800 (2000 в отечественной практике) – рынок высокомонополизирован.

10. Определение объема производства и цен в условиях чистой (совершенной) конкуренции.

Конкурентный продавец является тем, кто соглашается с ценой. Поэтому кривая спроса совершенно эластична.

 
 


Рис. 6.1. Кривая спроса на продукт отдельной фирмы

Определение оптимальной цены и объема производства
фирмы – совершенного конкурента в условиях краткосрочного периода

При «фиксированной» рыночной цене перед производителями возникают следующие вопросы:

- следует ли производить?

- если да, то какое количество?

- какая прибыль (убыток) будет получена?

Фирме следует производить в краткосрочном периоде, если она может получить: 1) либо экономическую прибыль, 2) либо убыток меньший, чем постоянные издержки.

Тогда ответ на вопрос «Сколько производить?» будет следующим: «В краткосрочном периоде фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыли или минимизирует убытки».

Существуют два подхода к определению оптимального объема производства:

1) сравнение валового дохода с валовыми издержками;

2) сравнение предельного дохода с предельными издержками.

Сравнение валового дохода с валовыми издержками:

1. Случай максимизации прибыли. Прибыль будет максимизироваться при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.

2. Случай минимизации убытка. Фирма, неся убыткы при всех возможных объемах производства, будет производить до тех пор и тот объем производства, при котором убыток будет меньше постоянных издержек. Так как в случае закрытия фирмы, потери от постоянных издержек предприниматель понесет из своего кармана.

3. Случай закрытия фирмы. При всех уровнях производства фирма несет убытки большие, чем постоянные издержки. В этом случае фирме лучше закрыться, то есть фирма может минимизировать свои издержки путем остановки производства.

Сопоставление предельного дохода с предельными издержками

Фирма будет максимизировать прибыль либо минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам:

MR = MC=P.

Сравнение предельного дохода с предельными издержками

Рис. 6.5. Случай максимизации прибыли

Рис. 6.6. Случай минимизации убытков

Рис. 6.7. Случай закрытия фирмы

Если цена опускается ниже минимума совокупных переменных издержек, фирма будет минимизировать свои издержки путем закрытия. Не существует уровня производства, при котором фирма может производить и получать убыток, меньший, чем ее постоянные издержки.

Отрезок кривой предельных издержек фирмы, который лежит выше кривой ее средних переменных издержек является кривой ее предложения в краткосрочном периоде.

Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции в долгосрочный период

В долгосрочном периоде фирмы, действующие на рынке чистой конкуренции, свободно вступают в отрасль и покидают ее, так как на данном рынке отсутствуют входные барьеры. Любые фирмы остерегаются убытков и стремятся получить прибыль. Отсюда, если на чистоконкурентном рынке цена изначально превышает средние валовые издержки, то возможности получения экономической прибыли будут привлекать новые фирмы к вступлению в отрасль. Некоторые фирмы окажутся вновь созданными фирмами; другие переместятся из менее процветающих отраслей. Дальнейшее расширение отрасли приведет к увеличению объема предложения, что в свою очередь понизит цену. Снизившаяся цена приведет к сокращению экономической прибыли. Это в свою очередь приведет к выходу фирм из отрасли и сокращению предложения. Затем вновь последует увеличение цены и т.д.

Отрасль находится в состоянии долгосрочного равновесия, когда ни одна из фирм не стремится ни войти в отрасль, ни выйти из нее и когда ни одна из действующих фирм в отрасли не стремится ни увеличить, ни сократить свой выпуск.

В долгосрочном периоде действующие в условиях совершенной конкуренции фирмы производят с минимальными долгосрочными средними издержками и не получают экономической прибыли.

11. Олигополия. Понятие. Модели олигополистического ценообразования.

Олигополия – рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством действующих фирм. Производимый продукт при этом может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм – сталь, цинк, медь, алюминий, цемент и т.д), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы отличается от продукции конкурентов – автомобили, покрышки, бытовые приборы). Любое решение одного из олигополистов относительно цены на его продукцию либо объема выпуска тут же сказывается на спросе на продукт других фирм и соответственно на их прибылях.

Выделяют жесткую и мягкую олигополию.

Жесткая олигополия – это ситуация, при которой несколько производителей делят рынок данного товара.

Мягкая монополия – это ситуация, при которой один предприниматель занимает до 70% рынка, а остальная его часть делится между множеством мелких фирм, которые в своей деятельности зависят от олигополиста.

Принципиальной особенностью олигополии по сравнению с другими типами рыночных структур является ее реакция на изменение спроса на свою продукцию. Фирмы-олигополисты в случае снижения спроса на свой продукт изменят не цены, а объем производства, при этом средние переменные издержки могут не меняться при весьма существенных изменениях объема производства. Данная реакция объясняется особым видом кривых средних переменных издержек, свойственных олигополии.

Кроме того, олигополист не снижает цены, так как это может привести в росту издержек, поскольку изменение цены повлечет за собой корректировку договоров с оптовиками, а следовательно штрафы за нарушение договора и т.д. Таким образом, если олигополисты и изменяют цену на свой товар, то делают это все вместе и одновременно.

Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде

Фирма-олигополист способна оказать влияние на цену, следовательно, кривая спроса является нисходящей. В условиях олигополии предельный доход ниже цены. Кривая предельного дохода будет расположена ниже кривой спроса. Оптимальный объем производства будет получен в той точке, где MR = МС.

Поведение фирмы-олигополиста в долгосрочный период

Выделяют четыре модели возможного поведения фирмы-олигополиста:

1) модель ломаной кривой спроса;

2) модель картеля (тайного сговора);

3) модель лидерства в ценах;

4) модель «издержки +».

Модель ломаной кривой спроса

Модель ломаной кривой спроса отражает случай ценовой конкуренции в условиях олигополии, когда предполагается, что фирмы всегда реагируют на снижение цен конкурентов и не реагируют на их повышение.

Допустим, схожие фирмы продают идентичный товар по цене Р, реализуя Q единиц продукции. Если бы одна фирма снизила цену до Р1, то она могла бы увеличить объем продаж до Q1. Но, так как другие фирмы отрасли последуют ее примеру, то она сможет реализовать только q1. Если же фирма повысит цену (Р2), то при отсутствии реакции со стороны других фирм она реализует q2.

Таким образом, кривая отраслевого спроса принимает вид ломаной кривой, точка перегиба которой является точкой превалирующей отраслевой цены. При этом нетрудно заметить, что кривая спроса на продукцию олигополиста имеет тенденцию быть высокоэластичной выше точки перегиба и неэластичной ниже ее.

Это означает, что олигополистические фирмы будут воздерживаться от необоснованного повышения цен, боясь потери доли рынка, а также от немотивированного снижения цен, боясь снижения общей выручки.

Рис. 6.10. Модель «ломаной кривой спроса»

Модель картеля (тайного сговора)

Трудности диагностирования реакции конкурентов и ограниченность числа продавцов усиливают склонность фирм к согласованию своих действий посредством сговора, образуя картель.

Картель – группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении предложения (ограничение объемов выпуска) и цены (фиксация) с целью получения монопольной прибыли.

Если бы две фирмы взаимодействовали в условиях совершенной конкуренции, то каждая фирма производила бы половину объема рыночного спроса, не получая при этом экономической прибыли. Зная спрос на свою продукцию, фирмы, достигнув соглашения об ограничении объема выпуска и фиксации цены, могли бы получать экономическую прибыль.

Модель лидерства в ценах (гонка за лидером)

Данная модель характерна для тех отраслей, где имеется одна лидирующая фирма (не менее 50% производства). В этом случае она играет роль лидера, то есть именно данная фирма устанавливает цену товара. Остальные фирмы следуют за ней, так как понимают, что лидер продает товар по цене, обеспечивающей максимальную прибыль. Попытки обойти лидера за счет изменения цен могут привести к существенным потерям за счет его ответной реакции.

Модель «Издержки плюс»

Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс». Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75–80%), чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры. Наибольший вес имеют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль: P = AVC + AFC + П.

Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент надбавки.

12. Определение объема производства и цен на рынке монополистической конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции – тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.

Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает некоторую рыночную власть (как монополия), следовательно, кривая спроса на продукцию отдельно взятой фирмы нисходящая. Наличие товаров-заменителей делает кривую спроса на продукт фирмы высоко эластичной в каждом диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конкурентный характер. Двойственность приводит к тому, что фирмы конкурируют не только по цене, но и по неценовым параметрам (техническим характеристикам, качеству, услугам) за объем продаж.

Равновесие при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

Оптимальный объем и цена в условиях совершенной конкуренции определяется согласно универсальному правилу: MR = MC. В этом случае прибыль максимальна. Прибыль фирмы зависит от уровня спроса на ее продукцию и уровня понесенных ею издержек.

Рис. 6.12. Определение цены и объема производства в условиях мополистической конкуренции

Поскольку фирма действует в конкурентной среде, а спрос на ее продукцию является эластичным, спрос может не обеспечить ей покрытия средних валовых издержек. Как и в случае с совершенно конкурентной фирмой, монополистически конкурирующая фирма может минимизировать убытки до тех пор, пока цена на ее продукцию покрывает средние переменные издержки фирмы для каждого объема выпуска. Если спрос настолько слаб, что никакая комбинация цены и количества не обеспечит покрытия валовых переменных издержек, фирма минимизирует убытки в краткосрочном периоде путем остановки производства.

Равновесие при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

Если в краткосрочном периоде фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это приведет к увеличению отраслевого предложения.

Во-первых, действующие в отрасли фирмы будут наращивать производство, стремиться увеличить прибыль за счет использования имеющейся экономии от масштаба.

Во-вторых, и в данном случае это главное, увеличение отраслевого предложения произойдет за счет проникновения в отрасль новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической прибыли.

Вход в отрасль новых конкурентов приведет к сокращению рыночной доли отдельной фирмы и повышению эластичности спроса на ее продукцию из-за увеличившегося количества заменителей. Это означает, что при прочих равных условиях кривые спроса на продукцию фирм в отрасли в долгосрочном периоде будут смещаться влево к началу координат. Такое смещение будет происходить до тех пор, пока экономическая прибыль отрасли не станет равной нулю. Вход в отрасль новых фирм прекратиться, и она окажется в положении долгосрочного равновесия.

Кривые спроса на продукцию касательные к их долгосрочным средним издержкам, следовательно, в условиях долгосрочного равновесия монополистически конкурирующие фирмы:

- осуществляют предложение по ценам, равным средним долгосрочным издержкам, P = LATC;

- не получают экономической прибыли.

Рис. 6.13. Равновесие при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

13. Рынок земли: закономерности спроса и предложения, чистая экономическая (абсолютная) и дифференциальная рента, определение цены земельного участка.

Особенности экономического ресурса «земля»:

- ограниченность предложения;

- неподвижность;

- не имеет издержек производства: «бесплатный и не воспроизводимый дар природы».

Предложение земли абсолютно неэластично, так как в каждый данный момент времени каждая экономическая система обладает определенным количеством земли и как бы ни менялась цена на землю, от этого ее количество не изменится. Следовательно, кривая предложения земли вертикальна.

Спрос на землю бывает двух видов:

- сельскохозяйственный;

- несельскохозяйственный.

D = Dсх + Dнесх,

где D – совокупный спрос;

Dсх – сельскохозяйственный спрос;

Dнесх – несельскохозяйственный спрос.

Ценой земли является земельная рента (экономическая рента – плата за ресурс, количество которого строго ограничено). Выделяют:

1. Абсолютную земельную ренту

2. Дифференциальную земельную ренту.

Деление ренты на два вида связано с разницей в плодородии и месте расположения земельных участков.

По плодородию и месту расположения земельные участки делятся на:

1. Худшие

2. Средние

3. Лучшие

Владельцы худших земельных участков получают абсолютную земельную ренту. Доход владельцев средних и лучших земельных участков по расположению и плодородию выше. В добавок к абсолютной земельной ренте владельцы таких земельных участков будут получать еще и дифференциальную.

Цена отдельного земельного участка будет определяться тем доходом, который способен приносить данный земельный участок и альтернативной доходностью, которая могла бы быть получена в том случае, если та сумма, что была бы потрачена на приобретение земельного участка использовалась иным альтернативным образом. То есть цена земли прямопропорциональна земельной ренте и обратнопропорциональна альтернативной ставке доходности, в роли которой чаще всего выступает банковский процент.

РL = R / r,

где РL – цена участка земли;

R – годовая рента;

r – ставка ссудного процента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: