Универсальным приемом эк.анализа является метод простого сравнения. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления черт сходства либо различий между ними. Он позволяет давать оценку любому показателю, всегда сравнивается фактическое значение отчетного года с различными базовыми значениями. Чем больше база сравнения, тем глубже результаты аналитического исследования. В качестве базы сравнения может быть плановое значение, фактические значения предыдущего периода, фактические данные отчетного периода этой же отрасли, нормативные значения, среднеотраслевой уровень отчетного периода.
- Сравнение с планом необходимо для контроля и оценки выполнения наличных в бизнес-плане заданий, а также для определения неиспользованных резервов предприятий.
- Сравнение с фактическими данными за прошлый период делается для исследования динамики, закономерностей и темпов развития организации.
- Сравнение со среднеотраслевым уровнем делается для выявления перспективы развития предприятия.
|
|
- Сравнение с отчетными данными предприятий своей отрасли позволяет определить рейтинг внутри системы.
- Сравнение с нормами и лимитами необходимо для изучения их соблюдения и выявления резервов по экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости.
- Сравнение с данными лучших предприятий отрасли служит для выявления возможности и резервов ХД.
Результатами использования приема простого сравнения является абсолютное отношение. Прием простого анализа перетекает во времени в сравнительный анализ, который позволяет проводить сравнение различных организаций одной и той же отрасли – межотраслевой анализ. Сравнительный межотраслевой анализ должен проводиться по однотипным группам предприятий с сопоставлением условий работы. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия.
Одним из существенных моментов сравнения различных показателей является требования соблюдения сопоставимости показателей:
1) Идентичные (тождественные), одинаковость методик определения сравниваемых показателей.
Например:
2002 год: Чистая прибыль = Прибыль бух-ая – налог на прибыль + Чрезвычайные доходы – Чрезвычайные расходы.
2003 год: Чистая прибыль = Прибыль бух-я ± отложенные налоговые обязательства ± отложенные налоговые активы – «текущий» налог на прибыль
|
|
Для приведения показателя чистой прибыли к сопоставимому виду – они должны быть рассчитаны по одной и той же методике.
2) Использование цен одного уровня.
Например: Выручка от продаж (N) = кол-во продаж (q) · цену (P)
2002 год: 30000 = 500·60
2003 год: 1. 45500 = 650·70
2. 39000 = 650·60
Условие сопоставимости показателей выдержано во (2) случаи, т.к. при расчете были использованы цены одного уровня.
3) Фактор времени – это проявляется в том, что сравнение должно проводится за одинаковые периоды, должна соблюдать идентичность
Можно сравнивать: 1 квартал 2002 года и 1 квартал 2003 года, 2 полугодие 2002 года и 2 полугодие 2003 года. Нельзя сравнивать 4 квартал 2002 года и 1 полугодие 2003 года.
Для приведения показателей к сопоставимому виду существуют спец. приемы, которые помогают устранить различия в сравниваемых показателях.
Таким образом, несопоставимость показателей может быть вызвана разными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приведет к неправильным выводам по результатам анализа. Поэтому, прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид. Сопоставимость достигается тем, что сравниваемые показатели приводятся к единой базе по уровню перечисленных ранее факторов.