Анализ финансовых показателей дистанции пути РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»

Систему финансовых показателей Гомельской дистанции пути составляют следующие финансовые результаты деятельности предприятия:

- доходы, расходы и прибыль, млн. руб.;

- себестоимость по 1 тыс. пасс-км, млн. руб.;

Анализ финансовых результатов позволит выявить, насколько эффективно функционирует экономический сектор предприятия, в частности система ценообразования, маркетинга, планово-экономическая и другие.

Доходы. Одним из основных финансовых показателей являются доходы. В работе РУП «Гомельский вагонный участок» используют несколько видов доходов, связанных со специфичностью деятельности предприятия. Это доходы от эксплуатационной деятельности и от иных видов деятельности.

Таблица 2.3Динамика доходов Гомельской дистанции пути

Наименование показателя Годы
         
Доходы, млн. руб.          
Темп роста, % цепной   119,46 93,33 134,96 221,62
базисный   119,46 111,49 150,47 333,48

Для анализа доходов предприятия следует привести все данные в сопоставимые цены. Для того чтобы доходы от перевозок и иных видов деятельности привести к сопоставимому виду, необходимо рассчитать индекс доходной ставки и объёма работ по цепной схеме, коэффициент перевода.

Объем работ Гомельской дистанции пути в динамике представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Объемные показатели дистанции пути Гомель в динамике за 5 лет

Показатели Годы
         
Объем работ, млн т.км 3276,6 3517,7 3367,4 4782,7 3849,6
темп роста, %          
- по цепной схеме 100,0 107,36 95,73 142,03 80,5
- по базисной схеме 100,0 107,36 102,77 145,96 117,49

Приведение стоимостных показателей к сопоставимому виду осуществляется путём расчёта индексов. Для того, чтобы максимально учесть специфику работы конкретного предприятия и соответствующею ей структуру расходов, необходимо рассчитать индексы объёма работ по тем измерителям, которые используются в данном структурном подразделении, индексы себестоимости работ (услуг), и индексы соответствующих им расходов в текущих ценах.

Расчёт осуществляется на основе аналитической формулы:

Расходы = объём работы себестоимость единицы работы (16)

Соответственно мы получим следующую взаимосвязь между индексами:

Iэ = IV Iс, (17)

где Iэ – индекс эксплуатационных расходов;

IV – индекс количества отправленных пассажиров;

Iс – индекс себестоимости.

Индекс себестоимости рассчитывается делением индекса эксплуатационных расходов на индекс объёма работы.

Iс =Iэ / IV, (18)

Для того, чтобы текущие эксплуатационные расходы привести к сопоставимому виду, необходимо рассчитать индекс себестоимости и объёма работ по цепной схеме, коэффициент перевода текущих расходов в сопоставимые цены.

Коэффициент перевода текущих расходов в сопоставимые цены рассчитывается как произведение цепных индексов себестоимости.

В качестве года, к которому мы приводим наши расходы, может быть выбран либо начальный год периода (например, 2008), либо конечный (например, 2012). В строительных организациях в качестве года, к которому приводятся затраты, целесообразно использовать год начала реализации проекта (строительства объекта). В структурных подразделениях железной дороги целесообразно использовать текущий год (2012).

Индекс себестоимости и коэффициент перевода в году, к которому приводятся затраты, принимается за 1. Для того чтобы привести эксплуатационные расходы к сопоставимому виду, необходимо расходы текущего периода умножить на коэффициент перевода.

Для расчета индекса себестоимости воспользуемся формулой:

(19)

где Iс( n-1) – индекс себестоимости;

Эn, Эn-1– эксплуатационные расходы в n-ом и (n-1) годах соответственно;

Tn – цепной индекс роста отправленных пассажиров в n-ом году.

Коэффициент перевода в 2012 году принимаем за 1.

Индекс себестоимости в 2012 году рассчитывается делением индекса эксплуатационных расходов 2011 года на индекс объёма работы в 2011 году.

I с2011 = (63734: 47223) / (4782,7: 3367,4) = 1,0

Его величина записывается в соответствующую колонку табл. 2.5.

Умножив индекс себестоимости 2012 года на индекс себестоимости 2011 года, получим коэффициент перевода К2011=2,551. Выполним аналогичные расчёты для остальных лет.

Iс 2008 = (50598: 42356) / (3517,7: 3276,6) = 1,113, К2008 =2,838;

I с 2009 = (47223: 50598) / (3367,4: 3517,7) =0,975, К2009 = 2,551;

I с 2010 = (63734: 47223) / (4782,7: 3367,4) = 0,950, К2010 =2,616

Для приведения эксплуатационных расходов дистанции к сопоставимому виду эксплуатационные расходы в действующих ценах умножим на коэффициент перевода соответствующего года и получим расходы по эксплуатации в сопоставимых ценах. Индексы себестоимости и коэффициенты перевода приведены в таблице 2.5

Таблица 2.5 – Расчет коэффициентов для перевода эксплуатационных расходов показателей в сопоставимый вид

Показатели          
Индекс себестоимости 1,113 0,975 0,950 2,753 1,000
Коэффициент перевода 2,838 2,551 2,616 2,753 1,000

Результаты расчёта по приведению доходов Гомельской дистанции пути к сопоставимому виду приведены в таблице 2.6

Таблица 2.6 – Доходы Гомельской дистанции пути в сопоставимых ценах

Показатель Годы
         
Доходы, млн. руб. В действующих ценах          
В сопоставимых ценах          
Абсолютный прирост, млн. руб. По цепной схеме -   -5515   -34237
По базисной схеме -        
Темп роста, % По цепной схеме (сопоставимые цены)   107,4 95,7 142,0 80,5
По цепной схеме (действующие цены)   107,4 102,8 146,0 80,5

Динамика доходов Гомельской дистанции пути за 2008 – 2012 год приведена на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 – Динамика доходов за 2008 – 2012 год

Доходы Гомельской дистанции пути в сопоставимых ценах по сравнению с базисным годом, исходя из таблицы 2.3 и рисунка 2.3, возросли на 21025 млн руб или на 17,4% и составили 141250 млн руб. В действующих ценах доходы в 2012 году увеличились на 98894 млн руб. или в 3,3 раза. А по сравнению с предыдущим годом на 77516 млн. руб. или 121,62%.

Доходы от перевозок и от ИВД так же необходимо перевести в сопоставимый вид. Доходы от перевозок в сопоставимых ценах представлены в таблице 2.7

Таблица 2.7 – Доходы от перевозок за 5 лет

Показатель Годы
         
Доходы от перевозок, млн. руб. В действующих ценах          
В сопоставимых ценах          
Абсолютный прирост, млн. руб. По цепной схеме -   -5371   -33344
По базисной схеме -        
Темп роста, % По цепной схеме (сопоставимые цены)   107,36 95,73 142,03 80,49
По цепной схеме (действующие цены)   107,36 102,77 145,97 80,49

В 2012 году доход от перевозок в сопоставимых ценах по сравнению с базисным 2008 годом увеличился на 20476 млн руб или на 17,5% и составил 137565тмлн руб. По сравнению с 2011 годом данный показатель снизился на 33344 млн. руб. или на 19,51%.

Динамика доходов от перевозок за 5 лет представлена на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Динамика доходов от перевозок за 2008 – 2012 года.

В доходы по иным видам деятельности в 2011 году были включено обследование путей. Динамика доходов от иных видов деятельности представлена в таблице 2.8.

Таблица 2.8 – Структура доходов по иным видам деятельности

Показатели доходов по ИВД, млн руб Годы
         
Обслуживание п.путей по договорам          
Аренда          
Автоуслуги          
Готовые изделия        
Ремонт путей по договорам        
Услуги ж.д.транспорта        
Обследование путей    
Всего          

Основную часть ИВД составляют доходы, полученные от обслуживания подъездных путей по договорам, которые в 2012 году составляют 2764 млн. руб, аренда 329млн руб и ремонт путей по договорам 364 млн руб. Исходя из этого, следует в дальнейшем расширять ассортимент предлагаемых услуг в этой статье доходов. Самую небольшую долю доходов имеют готовые изделия и обследование путей. Доходы от иных видов деятельности в сопоставимых ценах представлены в таблице 2.7

Таблица 2.9 – Доходы от ИВД за 5 лет

Показатель Годы
         
Доходы от ИВД, млн. руб. В действующих ценах          
В сопоставимых ценах          
Абсолютный прирост, млн. руб По цепной схеме -   -144   -893
По базисной схеме -        
Темп роста, % По цепной схеме (сопоставимые цены)   107,36 95,73 142,03 80,49
По цепной схеме (действующие цены)   107,36 102,77 145,97 117,49

Как видно из таблицы 2.7 доходы от иных видов деятельности увеличиваются с каждым годом. В 2012 году по сравнению с базисным 2008 годом доходы от ИВД в сопоставимых ценах увеличились на 448 млн. руб или на 17,46% и составили 3685 млн. руб., а по сравнению с предыдущим годом снизились на 893 млн. руб. или 19,5%.

Динамика доходов от иных видов деятельности за 5 лет представлена на рисунке 2.7

Рисунок 2.7 – Динамика доходов от ИВД

Результаты расчёта по приведению эксплуатационных расходов к сопоставимому виду и анализ эксплуатационных расходов дистанции за пять лет приведен в таблице 2.10.

Таблица 2.10 –Эксплуатационные расходы организации за 5 лет

Показатель Годы
         
Расходы по эксплуатации, млн. руб. в действующих ценах          
в сопоставимых ценах          
Абсолютный прирост, млн. руб. по цепной схеме -   -4979    
по базисной схеме -        

На основании данных таблицы построим график темпа роста расходов по эксплуатации в действующих и сопоставимых ценах (см. рисунок 2.8)

Рисунок 2.8 -Диаграмма расходов в сопоставимых и действующих ценах

Расходы Гомельской дистанции пути в сопоставимых ценах, исходя из таблицы 2.8 и рисунка 2.6, возросли на 111378 млн. руб. или на 102,61% и составили 219923 млн. руб. По сравнению с предыдущим годом расходы возросли на 61485 млн. руб. или на 38,81%.

Динамика расходов в сопоставимом виде соответствует динамике объёма работы, значит, мы выполнили расчёты правильно. Если этого не сделать, мы увидим, что темпы роста расходов в действующих ценах во многом опережают темпы роста объёма работы, что характеризует не эффективную работу предприятия.

После перевода эксплуатационных расходов в сопоставимые цены видно, что самые низкие затраты были в 2008 году. Основной причиной роста расходов послужил экономический кризис и как его следствие, рост цен на материалы и топливо

Таблица 2.11 – Расходы от перевозок за 5 лет

Показатель Годы
         
Расходы от перевозок, млн. руб. В действующих ценах          
В сопоставимых ценах          
Абсолютный прирост, млн. руб. По цепной схеме -   -4886   -30333
По базисной схеме -        
Темп роста, % По цепной схеме (сопоставимые цены)   107,36 95,73 142,03 80,49
По цепной схеме (действующие цены)   107,36 102,77 145,97 117,49

В 2012 году расходы от перевозок в сопоставимых ценах по сравнению с базисным 2008 годом увеличился на 18627 млн руб или на 17,49% и составил 125143 млн. руб. По сравнению с 2011 годом данный показатель снизился на 30333 млн руб или на 19,51%.

Динамика расходов от перевозок за 5 лет представлена на рисунке 2.9

Рисунок 2.9– Динамика расходов от перевозок за 2008 – 2012 года.

Расходы от иных видов деятельности в сопоставимых ценах представлены в таблице 2.12.

Таблица 2.12 – Расходы от ИВД за 5 лет

Показатель Годы
         
Расходы от ИВД, млн. руб. В действующих ценах          
В сопоставимых ценах          
Абсолютный прирост, млн. руб. По цепной схеме -   -93   -578
По базисной схеме -        
Темп роста, % По цепной схеме (сопоставимые цены)   107,36 95,73 142,03 80,49
По цепной схеме (действующие цены)   107,36 102,77 145,97 117,49

Как видно из таблицы 2.12 расходы от иных видов деятельности увеличиваются с каждым годом. В 2012 году по сравнению с базисным 2008 годом расходы от иных видов деятельности в сопоставимых ценах увеличились на 355 млн руб или на 17,5% и составили 2384 млн руб, а по сравнению с предыдущим годом снизились на 578 млн руб или 19?5%.

Динамика доходов от иных видов деятельности за 5 лет представлена на рисунке 2.10.

Рисунок 2.10 – Динамика расходов от ИВД

Себестоимость. Себестоимость Гомельской дистанции пути в сопоставимых ценах за 2008 – 2012 годы представлены в таблице 2.13.

Таблица 2.13 – Себестоимость за 5 лет

Показатель Годы
         
Себестоимость 1 тыс. пасс-км, млн. руб. В действующих ценах          
В сопоставимых ценах          
Абсолютный прирост, млн. руб По цепной схеме -   -4883   -30316
По базисной схеме -        
Темп роста, % По цепной схеме (сопоставимые цены)   107,4% 95,7% 142,0% 80,5%
По цепной схеме (действующие цены)   107,4% 102,8% 146,0% 117,5%

Динамика себестоимости Гомельской дистанции пути за 5 лет приведена на рисунке 2.11.

Рисунок 2.11- Диаграмма себестоимости в сопоставимых и действующих ценах

Прибыль. Для расчета прибыли в сопоставимых ценах воспользуемся формулой:

П n = Д n - Р n, (20)

где Пn – прибыль за n-ый год;

Дn – доход вагонного участка в n-ый год в сопоставимых ценах;

Рn – расходы за n-ый год в сопоставимых ценах.

Расчёт прибыли в сопоставимых ценах и показателей динамики приведён в таблице 2.14.

Таблица 2.14 – Анализ прибыли Гомельской дистанции пути

Показатель Годы
         
Прибыль в сопоставимых ценах         -78673
Абсолютный прирост, млн.руб. По цепной схеме - 859,5 -535,8 5045,2 -95722,3
По базисной схеме - 859,5 323,7 5368,9 -90353,4
Темпы роста, % По цепной схеме 100,0 107,36 95,73 142,03 -461,44
По базисной схеме 100,0 107,36 102,7 145,97 -673,55

Анализируя таблицу 2.13, можно сказать, что в 2012 году прибыль в сопоставимых ценах составила -78673 млн. руб., что на -95722млн руб или на 461,45% меньше, чем в 2011 году. Наибольший прирост прибыли был в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 5045 млн руб или 42,03%. Увеличение прибыли обусловлено увеличением показателя объема работ. В 2012 году по сравнению с 2008 годом прибыль снизилась на 90353 млн руб или на 573,57%.

Динамика прибыли от перевозок представлена в таблице 2.15.

Таблица2.15 – Динамика прибыли от перевозок

Показатель Год
         
Прибыль от перевозок в сопоставимых ценах, млн руб          
Абсолютный прирост, млн руб По цепной схеме -   -485   -3011
По базисной схеме -        

Окончание 2.15

Темпы роста, % По цепной схеме 100,0 107,36 95,73 142,03 80,49
По базисной схеме 100,0 107,36 102,77 145,97 117,49

Таким образом, наблюдается увеличение прибыли от перевозок Гомельской дистанции пути за 5 лет на 1849 млн. руб. или 17,5%, значение которой в сопоставимых ценах в 2012 году составило 12422 млн. руб. По сравнению с 2011 годом снизилось на 3017 млн руб или 19,51%.

Динамика прибыли от ИВД представлена в таблице 2.16.

Таблица 2.16 – Динамика прибыли от ИВД

Показатель Годы
         
Прибыль от ИВД в сопоставимых ценах, млн. руб.          
Абсолютный прирост, млн руб По цепной схеме   -51   -315  
По базисной схеме          
Темпы роста, % По цепной схеме 107,36 95,73 142,03 80,49 107,36
По базисной схеме 107,36 102,77 145,97 117,49 107,36

В 2012 году прибыль от ИВД по сравнению с 2008 годом увеличилась на 194 млн руб или 17,52% и составила 1301 млн. руб. По сравнению с предыдущим годом снижение произошло на 315 млн. руб. или 19,5%. Это обусловлено увеличением прибыли от обслуживания п.путей по договорам, а также ремонт путей по договорам. Также источником получения прибыли стало внедренное в 2012 году услуга – обследование путей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: