Методы познания

Каким образом мы познаем мир? Задавая вопросы родителям, обучаясь в школе, читая книги и газеты, смотря телевизор, исследуя его, думая и размышляя над окружающим, испытывая озарения – можно перечислить тысячи путей обретения знания. Для нашего удобства Ведическая наука сводит эти методы познания к трем:

1. пратйакша или чувственный опыт,

2. анумана или логический вывод,

3. шабда или получение знание из достоверного источника

Немного задумайтесь, и Вы убедитесь, что все источники нашего знания или методы доказательств попадают под одну из этих трех категорий. В какой же мере применимы эти методы в познании Абсолютной Истины? Рассмотрим это более подробно.

Пратйакша

Пратйакша означает чувственный опыт. Мы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств – видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда мы делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений, как, например, я смотрю сейчас на экран компьютера сквозь очки. Получив таким образом информацию об окружающем мире с помощью воспринимающих чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное.

Какие же недостатки у этого метода познания? Во-первых наши чувства несовершенны. Мы не можем видеть в темноте, мы не можем ориентироваться в запахах так, как это могут собаки, наш слух тоже несовершенен. Затем множество явлений мы вообще не можем воспринимать непосредственно, поэтому нам приходится создавать всевозможные микроскопы, спектрометры, датчики и т.д. Но здесь есть тоже беда, поскольку мы создаем все эти приборы с помощью тех же несовершенных чувств.

Другим источником «искажений» является наш собственный ум. У всех у нас есть опыт, когда, охваченные каким-либо беспокойством, мы становимся рассеяными и можем не заметить даже пересекающий нам дорогу автомобиль или трамвай. Или же когда мы сильно хотим чего-то, мы можем «увидеть» или «услышать» это, даже если оно не существует. Охваченный страстью юноша будет видеть в девушке все те качества, которые он хотел бы видеть, и когда через некоторое время он начнет осозновать свою иллюзию, его постигнет разочарование. Или, если мы испытываем неприязнь к другому человеку, то мы будем слышать в любых его словах угрозу или желание досадить нам. Мы будем видеть это в каждом его движении. На санскрите это звучит: атмаван манйате джагат – каждый видит мир сквозь призму своего ума.

Я помню, в студенческие годы я как-то затянул до последнего момента написание курсовой работы по химии. Просидев несколько дней в библиотеке, я написал теоретическую часть, и мне лишь оставалось выполнить практический синтез. Обычно эта реакция проходит легко и успешно, но до защиты курсовой оставался лишь один день, и по закону бутерброда (который всегда падает маслом вниз), после многих часов нагревания, перемешивания, бурления, шипения и выпаривания, на выходе я получил совершенно пустую колбу. Может быть там и было что-нибудь на стенках, но с помощью своих несовершеных глаз этого таже на просвет не было видно. Но я твердо верил, что здесь где-то должно быть мое вещество (иначе это означало бы двойку, с чем мой ум примириться решительно не хотел). Поэтому я налил в колбу чистой дистиллированной воды, снял спектр. На спектре была какая-то непонятная «каша». Но поскольку мои глаза были умащены бальзамом любви к моему веществу, я сразу же «нашел» его в своем спектре, и на следующий день с уверенным видом защитил курсовую работу, которая была хорошо оценена учеными профессорами. Да здравствует современная наука!

Поэтому материальное знание, которые мы обретаем с помощью чувственного опыта всегда относительно и несовершенно. В области же трансцендентной, которая по определению лежит за пределами чувственного опыта, этот метод просто бесполезен. Кришну называют адхокшаджа или Тот, кто находится за пределами чувственного восприятия. Лишь освоив духовное измерение с помощью других, совершенных методов познания, мы сможем увидеть, услышать и прикоснуться к Кришне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: