Анумана

Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с уже имеющейся, мы делаем определенные выводы, приписываем ей определенный смысл. Это называется также индуктивным методом познания, когда, основываясь на полученных фактах, мы строим определенные теории и модели окружающего мира.

Например, как-то Сэр Исаак Ньютон прогуливался по королевскому фруктовому саду, размышляя о природе сущего. Неожиданно его что-то больно ударило по голове. Это было яблоко – большое спелое яблоко. Сэр Исаак Ньютон начал яростно растирать шишку и был уже готов проклясть и все творение, и его Творца, но в его ушибленную голову пришла гениальная идея. После долгих препирательств с учеными из Королевского Ботанического Общества, которые никак не могли понять, как эта идея поможет поднять урожайность яблоневых садов, он все-таки прославился как открыватель закона всемирного тяготения.

Какие же ограничения есть у этого метода? Во-первых, он основывается на фактах, которые мы получаем из чувственного опыта, а как мы обсуждали это в предыдущем параграфе, чувственный опыт всегда несовершенен. Во-вторых, наша логика тоже зачастую содержит изъяны. Поэтому все выводы, которые мы сделаем из несовершенных фактов с помощью несовершенной логики тоже будут несовершенными. И поскольку мы все ошибаемся по-разному, из одних и тех же фактов можно сделать разные выводы. Есть классическая история, иллюстрирующая этот момент.

Однажды четверо слепцов затеяли спор, о том, что из себя представляет слон. После нескольких часов бурных дебатов они решили поставить эсперимент, и на его основании прийти к окончательным выводам. Они попросили прохожего провести их к слону. Подойдя к нему, первый слепец начал ощупывать его. Часть тела, которую он ощупывал, оказалась ногой слона. Тщательно исследовав ее, и проанализировав свой опыт, он вернулся к своим товарищам и заявил: «Слон – это большая колонна». Другой слепец подошел к хоботу слона, и, ощупав его, сказал: «Нет, слон – это страшная змея!» Третий слепец пощупал ухо слона и пришел к выводу, что слон – это пальма с огромными листьями. Четвертый подергал слона за хвост и заявил, что слон – это просто особая веревка.

Эта история проливает свет на еще одно несовершенство индуктивного метода. Суть его в том, чтобы собирать факты, и затем обобщать их. Но нас окружает бесконечное разнообразие. И фактов будет бесконечно много. Поэтому такой процесс познания просто никогда не сможет привести к совершенной, абсолютной картине мира. Так как будут находиться все новые и новые факты, и прийдется до бесконечности строить все новые и новые теории, объясняющие их. Пунах пунаш чарвита чарвананам – пережевывание уже жеванного, как говорит Прахлада Махарадж. Это именно то, что происходит в современной науке.

Этот научный метод познания, несомненно, имеет свою пользу, так как он позволяет решать человеку множество практических вопросов (и преданные с благодарностью пользуются плодами современной науки, занимая их в служении Кришне). Но важно понимать, что с его помощью мы можем получить лишь ограниченную модель определенной области окружающего нас материального мира. Эта модель при каких-то условиях будет работать, при каких-то нет. Так, например, было с физикой. Законы Ньютона были хороши для описания движения планет, но совершенно не годились для работы с атомными частицами. Для этого они были слишком грубыми. Поэтому была разработана квантовая механика. Но, в свою очередь, пользоваться этой квантовой механикой совершенно не практично для вычисления скорости баржи, плывущей по течению.

Кришна посылает ученым в головы множество замечательных идей и гипотез, но все эти теории не являются полным описанием природы вещей. Это относительное описание части материального мира, предназначенное для решение определенного круга задач. К сожалению, заложенная в обусловленной душе склонность к самообману и обману приводит к тому, что эти модели начинают объявляться абсолютной истиной. Их преподают в школе и ВУЗах, утверждая, что именно так и устроен мир. На них строят целые философии и идеологии. Но они подобны зданию на слабом фундаменте, которое с течением времени непременно рухнет. Надо ли много говорить о том, что даже самый острый материальный разум соверешнно бессилен, чтобы проникнуть в природу того, что по определению лежит за его пределами – природу духовного мира и Верховной Личности Бога?!

Шабда

Шабда означает «то, что услышано». Это знание, полученное из источника, которому можно доверять. Мы уже обсуждали это немного в первой главе, в разделе, посвященной принятию авторитетов. Большую часть знаний мы получаем не в результате собственных экспериментов или построения теорий – мы получаем ее от других: от родителей, учителей, друзей, из книг, средств массовой информации. В этом элементарный здравый смысл: зачем тратить время и заново изобретать колесо?!

Единственная сложность здесь состоит в том, чтобы убедиться в достоверности источника. Что касается относительного материального знания – мы можем прислушиваться к традиционным авторитетам в обществе: выдающимся ученым, писателям, политикам и т.д. Хотя здесь важно сохранять долю здорового скептицизма и понимать, что, во-первых сама информация обязательно будет несовершенна, а, во-вторых, люди, которые передают ее, могут осознанно или неосознанно исказить ее для достижения своих целей:

1. Наши чувства несовершенны

2. Мы склонны обманывать других

3. Мы склонны впадать в иллюзию

4. Мы склонны совершать ошибки

И масштабы этих искажений могут быть совершенно колоссальными! Достаточно вспомнить лишь ту иллюзию которую успешно создавала в течение семидесяти лет советская идеологическая пропагандистская машина.

Но тем не менее шабда – это единственный метод, который вообще дает нам шанс постичь Абсолютную Истину, лежащую за пределами разума и чувственного опыта. Кто может быть в данном случае источником достоверной информации – тот, кто сам совершенен и обладает совершенным знанием. В свою очередь, он должен получить эту совершенную информацию от другого совершенного источника. И, чтобы эта цепь замкнулась, у ее начала должен быть Сам Кришна, Верховная Абсолютная Истина. Кришна раскрывает нам Себя через:

1. Гуру – истинного духовного учителя

2. Садху – святых личностей

3. Шастры – Ведические священные писания

Все духовное знание Кришна вложил в Ведические шастры, которые называются апаурушейа, или нерукотворными. Но для того, чтобы правильно понять Веды, нам необходимо руководство духовного учителя и других святых личностей, которые знают их смысл. В противном случае с помощью своих несовершенных разума и чувств мы никогда не сможем с уверенностью догадаться, что же именно в Ведах говорится. И мы сможем оказаться в положении ученых литературоведов, которые пишут сотни страниц диссертаций и научных трудов, рассуждая о том, что хотел сказать в своих стихотворениях Пушкин или Лермонтов. Если бы почтенные поэты как-нибудь смогли бы воскреснуть и прочитать все то, что им приписывают, они, наверное, очень бы удивились!

Кто-то скажет: «А где гарантия того, что нас опять не обманут, что мы можем доверять Ведам и тех, кого вы зовете святыми личностями?»

В ответ мы спросим их: «А какая может существовать альтернатива? Чувственный опыт и разум в принципе не способны выйти за рамки этого временного материального существования. Поэтому по крайней мере можно попробовать принять совершенное знание у тех, кто может им обладать. Духовный учитель и святые личности – в отличие от подавляющего большинства современных ученых, философов и политиков, действитльно обладают возвышенными нравственными качествами: честность, смирение, свобода от гордыни, доброта и полное отсутствие эгоизма. Пообщайтесь с ними, и Вы почувствуете это сами. Затем Веды. Столько философий приходит и уходит, столько книг пишется и уходит в забвение. Но Веды существуют миллионы лет. Ни один ученый с уверенностью не сможет сказать, когда они появились. А сама Ведическая традиции утверждает, что на заре творения Кришна передал это знание первому сотворенному существу Брахме. С тех пор миллионы и миллиарды людей принимали Ведическое знание, следовали ему и достигали совершенства. Поэтому здравый смысл подскажет Вам, что если и есть шанс обрести совершенство перед тем, как оставить тело, то это здесь. В конце концов, попытка достойна усилий!»

Гуру, садху и шастры в совокупности дают нам источник получения духовного знания. Знание считается верным, если оно подтверждается духовным учителем, святыми личностями и священными писаниями. Но для того, чтобы процесс передачи совершенного знания прошел успешно, мало иметь совершенный источник. Мы также должны иметь для этого совершенные разум и чувства. Возникает вопрос, откуда же их взять. Ответ таков: Кришна пребывает в нашем сердце и, видя наше искреннее желание понять Его, делает наши чувства и разум свободными ото всех материальных недостатков. Он всемогущий Господь, и поэтому для Него это абсолютно возможно. Таким образом единственным требованием, которое предъявляется к нам, для того, чтобы процесс передачи совершенного знания из абсолютного источника состоялся, является наше смирение и искреннее желание понять истину.

Когда родители обучают ребенка завязывать шнурки на бантик, они говорят ему: «Делай так!» – и он просто следует этому, принимая их авторитет (шабда). Затем, став немного постарше, он может начать экспериментировать с разными узлами (пратйакша) и, наконец, прийти к логическому выводу (анумана), что это действительно самый эффективный метод завязывания шнурков. Если же малыш заупрямится и будет наставивать на том, что он сам придумает, как завязывать шнурки, то, скорее всего, после нескольких неудачных попыток он или заплачет от досады, или же просто оставит ботинки в покое и начнет играть во что-нибудь более интересное.

Подобным образом, приняв трансцендентное знание из совершенного источника (шабда), мы затем можем и должны убедиться в нем на практике (пратйакша) и осмыслить с помощью разума (анумана). Шабда помогает этим методам:

1. Говоря, в какую сторону их нужно направить свои разум и чувства, чтобы найти Абсолютную Истину. Например, нам самим бы в голову не пришло, что мы можем продвигаться, предлагая Кришне вегетарианскую пищу, и затем вкушая прасад. Сперва мы узнаем об этом из книг или от других преданных. Немного поразмыслив, мы соглашаемся с тем, что это логично. И, наконец, мы пробуем это делать сами и убеждаемся на практике, что это действительно работает.

2. Давая нам критерии, по которому мы сможем отличить вечное от преходящего. Например, сейчас множество самозванцев утверждают, что являются так называемыми «воплощениями Бога». Все воплощения Господа описаны в священных писаниях. Там перечисляются основные воплощения Кришны, а также перечисляются признаки, по которым можно отличить воплощения Бога. Мы можем воспользоваться этими описаниями, чтобы установить истину.

Таким образом мы принимаем шабду или ссылку на авторитет Ведических писаний как основной метод познания, и подкрепляем его экспериментом и логическими рассуждениями. В написании данного учебника мы также следуем этой традиции.

Задание 61. Опишите три метода познания, принимаемые в Ведической традиции.

Задание 62. Каковы четыре вида несовершетсв обусловленной души? Приведите примеры.

Задание 63. Каковы три источника знания, принимаемые в Ведической традиции как авторитетные? Как Вы думаете, почему они заслуживают доверия?

Задание 64. К каким видам доказательств Вы в первую очередь будете прибегать, когда на страницах данного учебника Вы будете сталкиваться с заданиями типа «Обоснуйте свое мнение»?

Три раздела Ведического знания:

В соответствии с Ведической традицией, все знание, содержащее в Ведах, делится на три раздела:

1. Самбандха-гьяна или описание природы вещей и их взаимоотношений. Слово самбандха означает «взаимоотношения».

2. Абхидхейа-гьяна или описание процесса, с помощью которого можно осознать эти взаимоотношения. Слово абхидхейа означает «процесс».

3. Прайоджана-гьяна или описание совершенства этих взаимоотношений. Слово прайоджана означает «цель жизни».

Эти категории универсальны, и их можно применять в любой отрасли знания. Например, в соответствии с традиционными представлениями современной материалистической науки, которой учат в школе все сущее является комбинаций атомов, которые связываются в молекулы и т.д. Человек является очень сложной комбинацией таких атомов и молекул, возникшей на определенной стадии эволюции материи. Это описывает самбандху или взаимоотношения между тем, что ученые считают окончательными объектами реальности. Затем абхидхейа или процесс, который они предлагают – это процесс так называемого научного познания мира с помощью выдвижения различных теорий и проверки их на практике экспериментальными методами. И прайоджаной, в соответствии с их представлениями, является ситуация, когда человек полностью познает законы природы, овладеет ими, победит старость, болезни и смерть и будет жить счастливо и вечно… Харе Кришна! Успеха им в их нелегком деле…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: