В современных условиях изменились взаимоотношения между страховыми компаниями и государством, что связано с кардинальными преобразованиями всей системы страхования на рыночных основах и отказом от государственной монополии на страховое дело.
В Основных направлениях развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года*, главной целью государства в данной сфере провозглашено создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации. Достижение названной цели позволит обеспечить:
— реальную компенсацию убытков, причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;
— формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;
— максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.
* Российская газета. 1998.17 октября.
Для достижения указанных целей государству необходимо решить следующие задачи: обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования; проводить активную структурную политику на рынке страховых услуг; повысить эффективность государственного регулирования страховой деятельности; развивать сотрудничество с международным страховым рынком; совершенствовать нормативную базу страховой деятельности.
Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение названных выше мер и обеспечить действенный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осуществляться по следующим направлениям: прямое участие государства в становлении страховой системы; законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка; совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.
Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в частности: обеспечение за счет бюджетных программ обязательного государственного страхования; повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.
Реализация подобных мер возложена, в первую очередь, на Департамент страхового надзора Министерства финансов России, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ наделен следующими полномочиями:
- выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;
- ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров;
- осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;
- устанавливает Правила формирования и размещения страховых резервов;
- разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопросам страхования;
- обобщает практику страховой деятельности.
Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основе и в соответствии с Законом «Об организации страхового в Российской Федерации», а также подзаконными актами.
Под страховой деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.
Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требуют получения лицензии.
Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:
1) личного страхования, включающего: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование;
2) имущественного страхования, включающего: страхование средств наземного транспорта, страхование средств воздушного транспорта, страхование средств водного транспорта, страхование грузов, страхование иных видов имущества, кроме перечисленных;
3) страхования ответственности, включающего: страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование иных видов ответственности;
4) перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.
Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии с законами Российской Федерации.
Помимо лицензирования Министерство финансов Российской Федерации утверждает Правила размещения страховщиками страховых резервов*. Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов должны удовлетворять условиям диверсификации**, возвратности, прибыльности и ликвидности.
* Российская газета. 1999. 15 апреля.
** Диверсификация (от лат. diversus - разный и facere - делать) - распределение денежных ресурсов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него.
В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:
1) государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги; 2) векселя банков; 3) акции, облигации, жилищные сертификаты, не перечисленные в предыдущих пунктах; 4) банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, в банках-резидентах; 5) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; 6) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере; 7) недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации; 8) доля перестраховщиков в страховых резервах; 9) депо премий по рискам, принятым в перестрахование; 10) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников; 11) денежная наличность в рублях; 12) денежные средства или иностранная валюта на счетах в банках-резидентах; 13) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации.
Неисполнение страховщиком требований Правил является основанием для применения к нему санкций, предусмотренных Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденным приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 июня 1995 г.
После регистрации и выдачи лицензии на проведение страховой деятельности государство в лице уполномоченных органов осуществляет постоянный надзор за деятельностью страховщиков. Названный ранее Департамент страхового надзора Министерства финансов России имеет право:
- на получение от страховщиков установленной отчетности о страховой деятельности и информации об их финансовом положении;
- осуществлять проверку соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой ими отчетности;
- при выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства вправе давать предписания по их устранению. В случае невыполнения указанных предписаний Департамент имеет право приостановить или ограничить действие лицензии страховщика впредь до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию.
Этому же органу принадлежит право на обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое законодательство.
На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» *. Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов Российской Федерации.
* САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5069.
В целях обеспечения государственного регулирования страхования в сфере агропромышленного производства Правительством страны 27 ноября 1998 года было принято соответствующее Постановление, согласно которому при Министерстве финансов РФ образуется государственное учреждение - Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства *. Его главными задачами являются:
- содействие развитию государственной поддержки страхования сельскохозяйственной продукции, созданию агропромышленных страховых организаций и обществ взаимного страхования;
- решение вопросов о выделении страховщикам средств федерального бюджета на оплату целевых страховых взносов;
- управление в установленном порядке средствами федерального сельскохозяйственного страхового резерва;
- выполнение контрольных задач.
* Российская газета. 1998. 8 декабря.
В соответствии с названным Постановлением принято решение об образовании Федерального сельскохозяйственного страхового резерва. Его средства направляются страховщикам в случае, если имеющихся в их распоряжении средств недостаточно для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, а также на проведение централизованных предупредительных и иных мероприятий, связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур.
Министерство финансов Российской Федерации постоянно взаимодействует с различными органами, в том числе: с правоохранительными - в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования *; с органами, осуществляющими антимонопольную политику; с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству; с органами страхового надзора зарубежных стран; со Всероссийским союзом страховщиков и другими профессиональными объединениями страховщиков.
* См., напр.: Ларичев В.Д. Мошенничество в сфере страхования. Предупреждение, выявление, расследование. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
Для координации деятельности страховщиков, защиты их интересов, осуществления совместных программ страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения, которые не вправе заниматься страховой деятельностью. В частности, названный ранее Всероссийский союз страховщиков был создан в 1992 году по инициативе Росгосстраха, Ингосстраха и других ведущих российских страховых организаций. Страховой союз - межрегиональное профессиональное некоммерческое объединение страховщиков России. Он участвует во взаимоотношениях с государственными, международными и иными организациями, способствует созданию и развитию страхового рынка. Руководящими органами Союза являются Общее собрание, Президиум и Исполнительная дирекция. Президиум возглавляет Президент Росгосстраха.
Страховое законодательство России предусматривает и возможность создания страхового пула (соглашения), понятие которого дается в Положении о страховом пуле, утвержденном приказом Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г. № 02-02/13. Страховой пул — добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, создаваемое на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Страховой пул действует на основании соглашения и создается на определенный срок или без ограничения срока деятельности.
В связи с вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию нашему государству в ближайшее время необходимо решить задачи развития взаимоотношений российского и международного страховых рынков. При этом основной целью должно являться сохранение потенциала национальной системы страхования, его использование в интересах российской экономики.