Государственное регулирование страховой деятельности

В современных условиях изменились взаимоотношения между страховы­ми компаниями и государством, что связано с кардинальными преобразова­ниями всей системы страхования на рыночных основах и отказом от государ­ственной монополии на страховое дело.

В Основных направлениях развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года*, главной целью государства в дан­ной сфере провозглашено создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Феде­рации. Достижение названной цели позволит обеспечить:

— реальную компенсацию убытков, причиняемых в результате непредви­денных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет страховых организаций при снижении на­грузки на бюджет;

— формирование необходимой для экономического роста надежной и ус­тойчивой хозяйственной среды;

— максимальное использование страхования как источника инвестицион­ных ресурсов.


* Российская газета. 1998.17 октября.

Для достижения указанных целей государству необходимо решить следу­ющие задачи: обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования; проводить активную структурную политику на рынке страхо­вых услуг; повысить эффективность государственного регулирования страхо­вой деятельности; развивать сотрудничество с международным страховым рынком; совершенствовать нормативную базу страховой деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспе­чить выполнение названных выше мер и обеспечить действенный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осуществляться по следующим направлениям: прямое участие государства в становлении страховой систе­мы; законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка; совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предпола­гает, в частности: обеспечение за счет бюджетных программ обязательного го­сударственного страхования; повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страхов­щиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несо­стоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обяза­тельств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного стра­хования граждан.

Реализация подобных мер возложена, в первую очередь, на Департамент страхового надзора Министерства финансов России, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ наделен следующими полномочиями:

- выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельно­сти;

- ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров;

- осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обес­печенностью платежеспособности страховщиков;

- устанавливает Правила формирования и размещения страховых резер­вов;

- разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопро­сам страхования;

- обобщает практику страховой деятельности.

Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой дея­тельности является ее лицензирование, осуществляемое на основе и в соответ­ствии с Законом «Об организации страхового в Российской Федерации», а так­же подзаконными актами.

Под страховой деятельностью, на осуществление которой необходимо по­лучение лицензии, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специ­альных денежных фондов (страховых резервов) за счет уплачиваемых страхо­вателями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением раз­мера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследова­тельская деятельность в области страхования не требуют получения лицензии.

Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требова­ний, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Ли­цензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:

1) личного страхования, включающего: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование;

2) имущественного страхования, включающего: страхование средств на­земного транспорта, страхование средств воздушного транспорта, страхова­ние средств водного транспорта, страхование грузов, страхование иных видов имущества, кроме перечисленных;

3) страхования ответственности, включающего: страхование ответст­венности заемщиков за непогашение кредитов, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование иных видов ответственно­сти;

4) перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.

Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии с за­конами Российской Федерации.

Помимо лицензирования Министерство финансов Российской Федерации утверждает Правила размещения страховщиками страховых резервов*. Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов должны удовлетворять условиям диверсификации**, возвратности, при­быльности и ликвидности.

 
 


* Российская газета. 1999. 15 апреля.

** Диверсификация (от лат. diversus - разный и facere - делать) - распределение денеж­ных ресурсов между различными объектами вложений с целью снижения риска возмож­ных потерь капитала или доходов от него.

В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Рос­сийской Федерации и муниципальные ценные бумаги; 2) векселя банков; 3) акции, облигации, жилищные сертификаты, не перечисленные в предыду­щих пунктах; 4) банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, в банках-резидентах; 5) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; 6) доли в уставном капитале обществ с ог­раниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере; 7) недвижимое имущество, расположенное на территории Россий­ской Федерации; 8) доля перестраховщиков в страховых резервах; 9) депо премий по рискам, принятым в перестрахование; 10) дебиторская задолжен­ность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников; 11) денежная наличность в рублях; 12) денежные средства или иностранная валюта на счетах в банках-резидентах; 13) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации.

Неисполнение страховщиком требований Правил является основанием для применения к нему санкций, предусмотренных Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществ­ление страховой деятельности, утвержденным приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 июня 1995 г.

После регистрации и выдачи лицензии на проведение страховой деятель­ности государство в лице уполномоченных органов осуществляет постоян­ный надзор за деятельностью страховщиков. Названный ранее Департамент страхового надзора Министерства финансов России имеет право:

- на получение от страховщиков установленной отчетности о страховой деятельности и информации об их финансовом положении;

- осуществлять проверку соблюдения страховщиками страхового законо­дательства и достоверности представляемой ими отчетности;

- при выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства вправе давать предписания по их устранению. В случае невыполнения указан­ных предписаний Департамент имеет право приостановить или ограничить действие лицензии страховщика впредь до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию.

Этому же органу принадлежит право на обращение в арбитражный суд с ис­ками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое зако­нодательство.

На систему страхования распространяется требование обязательного ау­дита страховых организаций, которое установлено Указом Президента Рос­сийской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятель­ности в Российской Федерации» *. Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов Российской Федерации.


* САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5069.

В целях обеспечения государственного регулирования страхования в сфере агропромышленного производства Правительством страны 27 ноября 1998 года было принято соответствующее Постановление, согласно которому при Мини­стерстве финансов РФ образуется государственное учреждение - Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного произ­водства *. Его главными задачами являются:

- содействие развитию государственной поддержки страхования сельско­хозяйственной продукции, созданию агропромышленных страховых органи­заций и обществ взаимного страхования;

- решение вопросов о выделении страховщикам средств федерального бюджета на оплату целевых страховых взносов;

- управление в установленном порядке средствами федерального сель­скохозяйственного страхового резерва;

- выполнение контрольных задач.


* Российская газета. 1998. 8 декабря.

В соответствии с названным Постановлением принято решение об образо­вании Федерального сельскохозяйственного страхового резерва. Его средства направляются страховщикам в случае, если имеющихся в их распоряжении средств недостаточно для выплаты страхового возмещения сельскохозяйст­венным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, а также на проведение централизованных предупредительных и иных мероприятий, свя­занных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур.

Министерство финансов Российской Федерации постоянно взаимодейст­вует с различными органами, в том числе: с правоохранительными - в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования *; с органами, осуще­ствляющими антимонопольную политику; с органами исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации - в целях выработки единых методичес­ких принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действую­щему законодательству; с органами страхового надзора зарубежных стран; со Всероссийским союзом страховщиков и другими профессиональными объе­динениями страховщиков.

 
 


* См., напр.: Ларичев В.Д. Мошенничество в сфере страхования. Предупреждение, выяв­ление, расследование. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.

Для координации деятельности страховщиков, защиты их интересов, осуще­ствления совместных программ страховщики могут образовывать союзы, ассо­циации и иные объединения, которые не вправе заниматься страховой деятель­ностью. В частности, названный ранее Всероссийский союз страховщиков был создан в 1992 году по инициативе Росгосстраха, Ингосстраха и других ведущих российских страховых организаций. Страховой союз - межрегиональное про­фессиональное некоммерческое объединение страховщиков России. Он участ­вует во взаимоотношениях с государственными, международными и иными ор­ганизациями, способствует созданию и развитию страхового рынка. Руководя­щими органами Союза являются Общее собрание, Президиум и Исполнитель­ная дирекция. Президиум возглавляет Президент Росгосстраха.

Страховое законодательство России предусматривает и возможность созда­ния страхового пула (соглашения), понятие которого дается в Положении о страховом пуле, утвержденном приказом Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г. № 02-02/13. Страховой пул — добровольное объединение страховщиков, не яв­ляющееся юридическим лицом, создаваемое на основе соглашения между ни­ми в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на ус­ловиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Страховой пул действует на основании соглашения и создается на определен­ный срок или без ограничения срока деятельности.

В связи с вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию нашему го­сударству в ближайшее время необходимо решить задачи развития взаимоот­ношений российского и международного страховых рынков. При этом основ­ной целью должно являться сохранение потенциала национальной системы страхования, его использование в интересах российской экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: