Методика коррекции нарушений звукопгоизношения

Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников является длительным и сложным про­цессом. Работа по воспитанию правильного звукопроизно­шения значительно осложняется характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью закрепления новых условных связей. Инертность нервных процессов, плохая переключаемость возбуждения и торможения проявляются у умственно отсталых детей в упор­ном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новые. Вслед­ствие этого неправильное произношение звука в словах со­храняется даже в том случае, когда изолированное произно­шение звука удается ребенку сравнительно легко. У умствен­но отсталых детей наиболее длительным является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации звука. В связи с этим в процессе логопедической работы особое внимание необхо­димо уделять отработке поставленных звуков в речи в раз­личных ситуациях речевого общения.

В процессе коррекции дефектов звукопроизношения осу­ществляется развитие познавательной деятельности умственно отсталых детей, развитие операций анализа, синтеза, срав­нения. На всех этапах работы по устранению нарушений зву­копроизношения широко используется прием сравнения. Так, на этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение звука. На этапе автоматизации звук сравнивается с фонетически далекими звуками. В даль­нейшем на этапе дифференциации проводится сопоставле­ние отрабатываемых звуков с фонетически близкими звука­ми. В процессе коррекции нарушений звукопроизношения анализируются различные слова по количеству звуков, мес­ту отрабатываемого звука в словах.



Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех тех процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения и обусловливают осо­бенности проявления их у умственно отсталых детей.

Коррекция нарушений звукопроизношения связывается с формированием речевой функции в целом, т.е. с разви­тием фонематической стороны речи, лексики, граммати­ческого строя речи, так как дефекты звукопроизношения у умственно отсталых детей проявляются на фоне системного недоразвития речи.

В процессе устранения дефектов звукопроизношения при­дается большое значение развитию четких представлений о звуковом составе слова, умению выделять звуки из слова, определять место этих звуков, уточнению смыслоразличи-тельной функции фонемы.

Необходимо осуществлять тесную преемственную связь между формированием правильного произношения и обуче­нием 'грамоте. Формирование правильного произношения звука подготавливает ребенка к усвоению соответствующей буквы. С другой стороны, овладение буквой обеспечивает новую, графическую опору для закрепления звука в речи.

При коррекции нарушений звукопроизношения у умствен­но отсталых детей учитываются особенности протекания у них психических процессов (замедление темпа и сужение поля восприятия, неустойчивость внимания, качественное свое­образие памяти, мышления, слабость мотивации и интересов).

Особенностью логопедической работы во вспомогатель­ной школе является индивидуализация коррекционно-лого-педического воздействия. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса резко различаются по уровню разви­тия речи, по сформированности фонематического анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу наруше­ний звукопроизношения. У одних детей звук поставлен и автоматизирован, у других имеется изолированное произно­шение звука, но он не закреплен в речи.

Специфика логопедической работы проявляется и в пла­нировании. Фронтальные логопедические занятия строятся с учетом постепенного введения трудностей. Каждая зада­ча, доступная нормальному ребенку, максимально расчле­няется на простейшие задачи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: