Развитие ручной моторики

Необходимость развития моторики рук у умственно от­сталых детей, особенно страдающих дизартрией, обусловле­на тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональ­ное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совер­шенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции.

Развитие ручной моторики у учеников первого класса вспо­могательной школы имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки ум­ственно отсталых детей к овладению письмом.

На предварительном этапе коррекции нарушений звуко-произношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координа­ции, синхронности движений пальцев рук.

Также проводятся упражнения общего характера, вклю­ченные в различные виды деятельности:

1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д.,
сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

2. Раскладывание и складывание разборных игрушек (мат­
решек, пирамид, чашечек, кубиков.



3. Составление предметных разрезных картинок. Снача­
ла даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и
на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальней­
шем — по памяти.

4. Складывание из палочек, спичек геометрических фи­
гур, изображений, букв.

5. Обведение контуров предметных изображений.

6. Раскрашивание контурных изображений предметов
цветными карандашами.

7. Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.

8. Наматывание ниток на катушку, клубок.

9. Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.

10. Работа с пластилином (скатывание шариков, жгути­
ков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, само­
стоятельное творчество детей).

11. Работа с мозаикой.

12. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

13. Многократное поочередное выполнение движений
руки: кулак — ладонь — ребро.

14. Поочередная смена положений рук: левая рука— ку­
лак, правая— ладонь; затем наоборот: правая рука— ку­
лак, левая — ладонь.

С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого со­провождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: