Теоретические аспекты исследования отраслевой организации рынков

Базовую парадигму «структура-поведение-результативность», отраж. связь результативности рыночной структуры и повед. фирм. предложили проф. Гарвардской школы Э.Мэйсон и Д. Бэйн.. Считается, что результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей, которое, в сою очередь, зависит от структуры соответствующего рынка, характеризующейся численностью и распределением продавцов и покупателей, уровнем дифференциации товара, наличием или отсутствием барьеров для входа новых фирм и т.д.

На структуру рынка в свою очередь воздейств. множество базовых условий:1.Предложение (сырье, технология, правовая система, затраты на ед. выпуска) 2.Спрос (ценовая эластичность, наличие заменителей, темпы роста, цикличность или сезонность произв-ва, тип маркетинга)

Под отраслью может пониматься совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.

Под отраслевым рынком подразумеваются именно предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и одновременно конкурирующие друг с другом в сфере реализации этих продуктов.

Фирмы, производящие товары и оказывающие услуги, входящие в одну товарную группу функционируют на одних отраслевых рынках в условиях конкуренции. В данном случае говорят, что товары входят в одну товарную группу, а их продавцы – в одну отрасль и функционируют на одном отраслевом рынке. Фирма, производящая не входящие в одну товарную группу блага будет одновременно функционировать на различных отраслевых рынках, имеющих свои признаки организации, комбинация которых представляется в виде рыночных структур или моделей рынка

Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж: СК- Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых, мал по отношению к размеру рынка; Монополия -один продавец; МК - Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых, мал по отношению к размеру рынка; Олигополия - Несколько продавцов, объем продаж каждого из которых, достаточно велик по отношению к размеру рынка

Характеристика товара: СК- Продукты различных продавцов однородны; М - Не существует близких продуктов – заменителей товара; МК - Продукты различных продавцов неоднородны (дифференциация); О - Продукты могут быть однородны и неоднородны.

Барьеры входа на рынок: СК -не сущ, М- технологические, МК -не сущ, О -технологич или др. возможны, но не обязательны.

Доступность информ: СК -абсолютная информация, М -нет, СК -достаточная, О -ограниченная

Степень влияния продавцов на установление рыночной цены: СК- не влияет, М- продавец, МК -да, О -имеет возможность

Наличие стратегического взаимодействия продавцов: СК,М,МК- нет взаимодействия, О- есть

Алгоритм оценки состояния конкурентной среды отраслевого рынк: Краткая хар-ка рынка - Возможность взаимозаменяемости данного товара - Определение продуктовых и временных границ - Определ. географич границ - Выявление субъектов отр. рынка (кол-во и состав продавцов) - Определ. объема товарного ресурса (емкости) рынка - Рассчет доли хозяйствующего субъеката - Определение колич. показателей состояния рынка (показат.концентрации) - Определ качеств. показателей (определ. барьеров рынка) - Анализ рыночой власти и потенциала хоз. субъекта - Выводы о развитии или неразвитии конкуренции и выработка предложений по регулир. рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: