Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица убирает, маляр красит, художник рисует, продавец продает, парикмахер стрижет, шофер водит машину.
В процессе логопедической работы необходимо дифференцировать следующие пары глаголов.
Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, чистить — под-
метать, нести — везти, мыть — стирать, лежать — спать, лежать — стоять.
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает — умывается, купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, обувает — обувается, причесывает — причесывается, одевает — одевается.
Дифференциация глаголов, противоположных по значению: одеть — снять, поднять — опустить, бросить — поймать, найти — спрятать, положить — убрать, дать — взять.
(Предполагаются пары картинок по этим действиям.)
Дифференциация глаголов осуществляется как в импрес-сивной, так и в экспрессивной речи. Для дифференциации в импрессивной речи детей просят показать на картинке то или иное действие (например: покажи, кто купает, а кто купается). Кроме того, предлагается подобрать картинки в ответ на тот или иной вопрос. Например, детям предъявляются картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолет, собака, лиса, лошадь, мужчина, бумажный змей. Далее задаются такие вопросы: "Кто умеет читать?", "Кто умеет бегать?", "Кто умеет скакать?", "Кто умеет летать?" и т.д. В ответ на вопрос дети отбирают картинки. Для закрепления в экспрессивной речи дети составляют предложения. Например: Птица, самолет летают или Лягушка, заяц скачут.
|
|
Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), величину (большой — маленький), форму (круглый, овальный, квадратный, треугольный). В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту (высокий — низкий), толщину (толстый — тонкий), длину (длинный — короткий), ширину (широкий— узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, вкусный), качества поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).
На более поздних этапах проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево — деревянный, береза — березовый, стекло — стеклянный, фарфор — фарфоровый, бумага — бумажный, железо— железный, мех— меховой и т.д.). Эта работа тесно связана с развитием словообразования (см.
"Развитие грамматического строя речи"). Также необходимо уточнять значение прилагательных, сложных по семантике, например оценочных, обозначающих внутренние качества человека (добрый, злой, ленивый и т.д.).
|
|
При этом используются такие приемы работы:
1. Описание предметов (по цвету, форме, величине и
т.д.). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы.-
Например: "Какой помидор?", "Какой огурец?", "Какой
мяч?" и т.д.
2. Отгадывание загадок:
Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая? Желтый, овальный, кислый. Что это? Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?
Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?
3. Добавление прилагательных в предложение. Детей про
сят закончить предложение. Используются пары картинок:
Груша сладкая, а лимон.... Огурец овальный, а помидор.... Лента узкая, а река.... Дерево высокое, а куст.... Молоко жидкое, а сметана....
Обогащение словаря осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи.
Уточнению значений слов способствует и работа над антонимами: существительными (день — ночь, радость — печаль), прилагательными (высокий— низкий, длинный— короткий), глаголами (радуется — грустит), наречиями (далеко — близко).
Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов.
Важное место во вспомогательной школе отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании, предложении.
Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа.
Расширение и обогащение словаря умственно отсталых детей должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи.