Кто что делает

Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица уби­рает, маляр красит, художник рисует, продавец продает, парикмахер стрижет, шофер водит машину.

В процессе логопедической работы необходимо диффе­ренцировать следующие пары глаголов.

Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, чистить — под-


метать, нести — везти, мыть — стирать, лежать — спать, лежать — стоять.

Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает — умывается, купаеткупается, качает — кача­ется, прячет — прячется, обувает — обувается, причесыва­етпричесывается, одевает — одевается.

Дифференциация глаголов, противоположных по значе­нию: одеть — снять, поднять — опустить, бросить — пой­мать, найти — спрятать, положить — убрать, дать — взять.

(Предполагаются пары картинок по этим действиям.)

Дифференциация глаголов осуществляется как в импрес-сивной, так и в экспрессивной речи. Для дифференциации в импрессивной речи детей просят показать на картинке то или иное действие (например: покажи, кто купает, а кто купается). Кроме того, предлагается подобрать картинки в ответ на тот или иной вопрос. Например, детям предъявля­ются картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолет, собака, лиса, лошадь, мужчина, бумажный змей. Далее задаются такие вопросы: "Кто умеет читать?", "Кто умеет бегать?", "Кто умеет скакать?", "Кто умеет летать?" и т.д. В ответ на вопрос дети отбирают картинки. Для зак­репления в экспрессивной речи дети составляют предложе­ния. Например: Птица, самолет летают или Лягушка, заяц скачут.

Овладение прилагательными начинается со слов, обозна­чающих основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), величину (большой — маленький), форму (круглый, овальный, квадратный, треугольный). В дальней­шем отрабатываются слова, обозначающие высоту (высокий — низкий), толщину (толстыйтонкий), длину (длинный — короткий), ширину (широкий— узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, вкусный), качества по­верхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).

На более поздних этапах проводится работа над прилага­тельными, которые образуются от существительных с помо­щью суффиксов (дереводеревянный, береза — березовый, стеклостеклянный, фарфор — фарфоровый, бумага — бу­мажный, железо— железный, мех— меховой и т.д.). Эта работа тесно связана с развитием словообразования (см.


"Развитие грамматического строя речи"). Также необходи­мо уточнять значение прилагательных, сложных по семан­тике, например оценочных, обозначающих внутренние ка­чества человека (добрый, злой, ленивый и т.д.).

При этом используются такие приемы работы:

1. Описание предметов (по цвету, форме, величине и
т.д.). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы.-
Например: "Какой помидор?", "Какой огурец?", "Какой
мяч?" и т.д.

2. Отгадывание загадок:

Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая? Желтый, овальный, кислый. Что это? Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?

Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?

3. Добавление прилагательных в предложение. Детей про­
сят закончить предложение. Используются пары картинок:

Груша сладкая, а лимон.... Огурец овальный, а помидор.... Лента узкая, а река.... Дерево высокое, а куст.... Молоко жидкое, а сметана....

Обогащение словаря осуществляется и за счет местоиме­ний, числительных, наречий и других частей речи.

Уточнению значений слов способствует и работа над ан­тонимами: существительными (день — ночь, радость — пе­чаль), прилагательными (высокий— низкий, длинный— ко­роткий), глаголами (радуется — грустит), наречиями (да­лекоблизко).

Логопедическая работа по обогащению словаря предпо­лагает и уточнение значений слов-синонимов.

Важное место во вспомогательной школе отводится усво­ению значения слова с постепенным переходом от конкрет­ного значения слова к пониманию грамматического значе­ния в словосочетании, предложении.

Актуализации словаря способствует и работа по звуково­му анализу слова, закреплению его слухового и кинестети­ческого образа.

Расширение и обогащение словаря умственно отсталых детей должно быть тесно связано с развитием грамматичес­кого строя речи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: