Развитие навыков словоизменения и словообразования

В процессе этой работы обращается внимание на изме­нение существительного по числам, падежам, на употреб­ление предлогов, согласование существительного и глаго­ла, существительного и прилагательного, изменение глаго­ла прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д. Порядок работы определяется последовательностью появле­ния форм слова в онтогенезе.

Работа над усвоением форм слова проводится с исполь­зованием игровых приемов, картинок, вопросов и т.д.

Формирование каждой грамматической формы осуществ­ляется поэтапно:

1) определение значения грамматической формы на ма­
териале ряда словоформ;

2) выделение звукового обозначения морфемы на основе
сравнения ряда словоформ;

3) буквенное обозначение выделенной морфемы;

4) самостоятельное конструирование словоформы (с ис­
пользованием картинок, исходной формы слова).

Покажем это на примере дифференциации един­ственного и множественного числа суще­ствительных.

Вначале детям предлагается ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, тазы, вазы, ваза, таз, дом). Одно из слов дается лишь в одной форме, чтобы исключить угадывание.


Уточняется семантика этих слов: "Покажи, где слон, где столы, вазы, слоны" и т.д. Далее предлагается выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Дети называют соответствующие картинки (слоны, столы, вазы, тазы). Логопед предлагает еще раз послушать эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы). Затем дети соотносят звук с буквой ы и ставят ее около кар­тинок с изображением нескольких предметов.

Для закрепления формы множественного ч и с -л а предлагаются следующие задания:

1. Образование формы множественного числа слов с ис­
пользованием картинок, на которых изображен один пред­
мет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом
подбираются такие картинки, которые дают возможность
образовывать форму множественного числа слов с оконча­
нием ы.

2. Игра "Измени слово". Логопед называет слово в един­
ственном числе и бросает мяч одному из детей, который
должен назвать форму множественного числа.

3. Придумывание слов, обозначающих несколько пред­
метов.

При уточнении формы винительного падежа ре­комендуются следующие виды работы:

1. Игра "Кто самый наблюдательный". Дети должны на­
звать, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.

2. Ответы на вопросы, требующие постановки существи­
тельного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? на урок ри­
сования? на урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? зеленым
карандашом? желтым карандашом? и т.д.

3. Беседа по содержанию стихотворения "Цветные каран-

даши":

Карандаши цветные умеют рисовать

Трубу, часы стенные, корову и кровать,

Луну, картошку, дождь и дым,

И сад зимой и летом.

Лишь надо знать, когда, каким

Писать все это цветом.





Дети заучивают стихотворение, а затем отвечают на во­прос, что умеют рисовать цветные карандаши.

4. Беседа по картинке, на которой изображен художник, срисовывающий букет. Логопед задает вопрос: "Какие цве­ты еще не нарисовал художник?" (Ромашку, астру, гвозди­ку, розу.)

При уточнении формы дательного падежа мож­но использовать следующие виды работы:

1.Игра "Кому нужны эти вещи". Детям предлагаются картинки, на которых учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предме­тов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Заучивание стихотворения "Кому что" и беседа по его
содержанию:

Иголке — нитка, Супу — картошка,

Забору — калитка, А книжке — обложка,

Мышке — нора, Солнышко — лету,

А братишке — сестра, Стихи — поэту.
Уткам — пруд, И всем воскресенья

А лентяю — труд, Нужны без сомненья.

3. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что
дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит
маме цветы; Мама дает дочке куклу.

4. Игра "Гости". На картинке изображен стол, на Кото­
ром тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка,
морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: "Медвежо­
нок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для
своих гостей: яблоко, рыбку, грибы, морковку, косточку.
Как вы думаете, кому приготовлено какое угощенье? Кому
морковка? (морковка — зайчику) и т.д.

При уточнении формы родительного падежа можно рекомендовать такие виды работы:

1. "Угадай, чьи это вещи". Детям предлагаются картин­ки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в хала­те, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также кар­тинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба и др.). Сначала дети рассматривают картин­ки. Логопед называет один из предметтов. А дети называ­ют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).


2. Игра "Угадай, чьи это хвосты". На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой — изоб­ражения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".

При уточнении формы творительного падежа можно предложить детям следующие задания:

1. Ответы на вопрос кто чем работает? по кар­
тинкам (парикмахер — ножницами, маляр — кистью и т.д.)

2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести
метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, при­
чесываться расческой, шить иголкой, резать ножом.

3. Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с
вареньем, с булкой, с пирожным
и т.д.).

4. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с кар­
тинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с
грибами, ваза с цветами.

При уточнении формы предложного падежа ре­комендуются следующие виды работы:

1. Выполнение действий, требующих понимания различ­
ных предложных конструкций, в том числе и предложного
падежа (положить карандаш на книгу, в книгу, под книгу;
карандаш лежит в книге, на книге, под книгой).

2. Употребление различных предложных конструкций при
обозначении действия. Например, логопед кладет каран­
даш в пенал. Дети должны ответить, где лежит карандаш.

3. Составление предложения с предложными конструк­
циями по специально подобранным картинкам (ложка в ста­
кане, на стакане, под стаканом).

4. Ответы на вопросы по картинкам и без картинок: где
что лежит? где что хранится? (посуда, одеж­
да, книги
и т.д.),где что покупают? (лекарство, хлеб,
газеты, молоко),
где что изготовляют? (ткани,
машины),
где что растет? (грибы, овощи, фрукты,
пшеница, клюква, клевер
и т.д.).

5. Игра "Помоги животным найти свой домик". Предла­
гаются две группы картинок: на одних изображены живот­
ные, на других — их жилища. Логопед предлагает детям
помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где
живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображение живот­
ного рядом с изображением его жилища.





Особое внимание обращается на употребление суще­ствительных во множественном числе. Предлагается задание образовать формы множественного числа существительного по данной форме единственного числа с помощью предметных картинок и без них.

Для закрепления формы родительного падежа множественного числа с наречием много можно рекомендовать игру "Назови пять предметов". Детям даются карты, на которых изображено неодинаковое количество различных предметов (например, два голубя, три зайца, четыре морковки, пять помидоров), Логопед задает вопрос: "У кого пять предметов?" Дети отвечают: "У меня пять по­мидоров" (или пять огурцов, или пять петухов...).

С целью развития словоизменения глаголов ре­комендуются следующие задания:

1. Образование настоящего времени глагола по данной
форме прошедшего и наоборот.

2. Дифференциация глаголов совершенного и несовершен­
ного вида в импрессивной и экспрессивной речи (Мальчик
рисует дом; Мальчик нарисовал дом).

3. Дифференциация пар с возвратными глаголами
(мыть — мыться, причесывать — причесываться, пря­
тать — прятаться, качать — качаться, катать — ка­
таться, вытирать— вытираться
и т.д.).

4. Согласование существительного и глагола настоящего
и прошедшего времени:

Мальчик спал, девочка..., дети.... Заяц бежал, лиса..., звери....

Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным:

1. Игра в лото "Какого цвета?" Игру можно проводить в двух вариантах.

I вариант. Детям предлагаются карточки с изобра­жениями предметов различного цвета. Логопед достает ма­ленькие карточки с названиями предметов и читает их. Дети должны найти предмет и назвать его цвет, например: "У меня красный шар", "У меня синий шар" и т.д.

II вариант. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках предметы этого цвета и называют их ("У меня си­ний шар"; "У меня синее ведро"; "У меня синее платье").


2. Игра в лото "Какой формы предмет?" Детям предлага­
ются карты, на которых слева вертикально изображены фи­
гуры различной формы (круг, квадрат, овал). Дети должны
взять по одной картинке с изображением предметов и на­
звать форму предмета (репа круглая, яйцо овальное, сумка
квадратная
и т.д.), затем положить картинку около сходной
фигуры.

3. Ответы на вопросы о признаках предметов:

Какие по цвету? (Огурец и помидор.) Какие по вкусу? (Лимон и малина.) Какие по величине? (Дом и конура.) Какие по толщине? (Столб и карандаш.) Какие по высоте? (Дерево и куст.) Какие по длине? (Пальцы и ногти.) При формировании умений словообразования рекоменду­ются следующие задания:

1) образовать уменьшительно-ласкательные формы суще­
ствительного (дом— домик, солнце— солнышко, лиса— ли­
сичка);

2) образовать уменьшительно-ласкательные формы при­
лагательного (рыжая — рыженькая, пушистый — пушистень­
кий);

3) образовать прилагательное из существительного с по­
мощью картинок из лото "Из чего сделано?" (дерево — дере­
вянный, железо — железный, солома — соломенный);

4) образовать глаголы с различными приставками (налил —
вылил, выходят — входят, перешел — подошел);

5) выбрать родственные слова среди слов, сходных по зву­
чанию (лес, лесной, вылез, лесник, лестница и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: