В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.
Работа над усвоением форм слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов и т.д.
Формирование каждой грамматической формы осуществляется поэтапно:
1) определение значения грамматической формы на ма
териале ряда словоформ;
2) выделение звукового обозначения морфемы на основе
сравнения ряда словоформ;
3) буквенное обозначение выделенной морфемы;
4) самостоятельное конструирование словоформы (с ис
пользованием картинок, исходной формы слова).
Покажем это на примере дифференциации единственного и множественного числа существительных.
Вначале детям предлагается ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, тазы, вазы, ваза, таз, дом). Одно из слов дается лишь в одной форме, чтобы исключить угадывание.
|
|
Уточняется семантика этих слов: "Покажи, где слон, где столы, вазы, слоны" и т.д. Далее предлагается выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Дети называют соответствующие картинки (слоны, столы, вазы, тазы). Логопед предлагает еще раз послушать эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы). Затем дети соотносят звук с буквой ы и ставят ее около картинок с изображением нескольких предметов.
Для закрепления формы множественного ч и с -л а предлагаются следующие задания:
1. Образование формы множественного числа слов с ис
пользованием картинок, на которых изображен один пред
мет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом
подбираются такие картинки, которые дают возможность
образовывать форму множественного числа слов с оконча
нием ы.
2. Игра "Измени слово". Логопед называет слово в един
ственном числе и бросает мяч одному из детей, который
должен назвать форму множественного числа.
3. Придумывание слов, обозначающих несколько пред
метов.
При уточнении формы винительного падежа рекомендуются следующие виды работы:
1. Игра "Кто самый наблюдательный". Дети должны на
звать, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.
2. Ответы на вопросы, требующие постановки существи
тельного в винительном падеже:
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? на урок ри
сования? на урок ручного труда?
б) Что ты любишь?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? зеленым
карандашом? желтым карандашом? и т.д.
|
|
3. Беседа по содержанию стихотворения "Цветные каран-
даши":
Карандаши цветные умеют рисовать
Трубу, часы стенные, корову и кровать,
Луну, картошку, дождь и дым,
И сад зимой и летом.
Лишь надо знать, когда, каким
Писать все это цветом.
Дети заучивают стихотворение, а затем отвечают на вопрос, что умеют рисовать цветные карандаши.
4. Беседа по картинке, на которой изображен художник, срисовывающий букет. Логопед задает вопрос: "Какие цветы еще не нарисовал художник?" (Ромашку, астру, гвоздику, розу.)
При уточнении формы дательного падежа можно использовать следующие виды работы:
1.Игра "Кому нужны эти вещи". Детям предлагаются картинки, на которых учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).
2. Заучивание стихотворения "Кому что" и беседа по его
содержанию:
Иголке — нитка, Супу — картошка,
Забору — калитка, А книжке — обложка,
Мышке — нора, Солнышко — лету,
А братишке — сестра, Стихи — поэту.
Уткам — пруд, И всем воскресенья
А лентяю — труд, Нужны без сомненья.
3. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что
дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит
маме цветы; Мама дает дочке куклу.
4. Игра "Гости". На картинке изображен стол, на Кото
ром тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка,
морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: "Медвежо
нок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для
своих гостей: яблоко, рыбку, грибы, морковку, косточку.
Как вы думаете, кому приготовлено какое угощенье? Кому
морковка? (морковка — зайчику) и т.д.
При уточнении формы родительного падежа можно рекомендовать такие виды работы:
1. "Угадай, чьи это вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметтов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
2. Игра "Угадай, чьи это хвосты". На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой — изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.
Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".
При уточнении формы творительного падежа можно предложить детям следующие задания:
1. Ответы на вопрос кто чем работает? по кар
тинкам (парикмахер — ножницами, маляр — кистью и т.д.)
2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести
метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, при
чесываться расческой, шить иголкой, резать ножом.
3. Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с
вареньем, с булкой, с пирожным и т.д.).
4. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с кар
тинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с
грибами, ваза с цветами.
При уточнении формы предложного падежа рекомендуются следующие виды работы:
1. Выполнение действий, требующих понимания различ
ных предложных конструкций, в том числе и предложного
падежа (положить карандаш на книгу, в книгу, под книгу;
карандаш лежит в книге, на книге, под книгой).
2. Употребление различных предложных конструкций при
обозначении действия. Например, логопед кладет каран
даш в пенал. Дети должны ответить, где лежит карандаш.
3. Составление предложения с предложными конструк
циями по специально подобранным картинкам (ложка в ста
кане, на стакане, под стаканом).
|
|
4. Ответы на вопросы по картинкам и без картинок: где
что лежит? где что хранится? (посуда, одеж
да, книги и т.д.),где что покупают? (лекарство, хлеб,
газеты, молоко), где что изготовляют? (ткани,
машины), где что растет? (грибы, овощи, фрукты,
пшеница, клюква, клевер и т.д.).
5. Игра "Помоги животным найти свой домик". Предла
гаются две группы картинок: на одних изображены живот
ные, на других — их жилища. Логопед предлагает детям
помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где
живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображение живот
ного рядом с изображением его жилища.
Особое внимание обращается на употребление существительных во множественном числе. Предлагается задание образовать формы множественного числа существительного по данной форме единственного числа с помощью предметных картинок и без них.
Для закрепления формы родительного падежа множественного числа с наречием много можно рекомендовать игру "Назови пять предметов". Детям даются карты, на которых изображено неодинаковое количество различных предметов (например, два голубя, три зайца, четыре морковки, пять помидоров), Логопед задает вопрос: "У кого пять предметов?" Дети отвечают: "У меня пять помидоров" (или пять огурцов, или пять петухов...).
С целью развития словоизменения глаголов рекомендуются следующие задания:
1. Образование настоящего времени глагола по данной
форме прошедшего и наоборот.
2. Дифференциация глаголов совершенного и несовершен
ного вида в импрессивной и экспрессивной речи (Мальчик
рисует дом; Мальчик нарисовал дом).
3. Дифференциация пар с возвратными глаголами
(мыть — мыться, причесывать — причесываться, пря
тать — прятаться, качать — качаться, катать — ка
таться, вытирать— вытираться и т.д.).
4. Согласование существительного и глагола настоящего
и прошедшего времени:
Мальчик спал, девочка..., дети.... Заяц бежал, лиса..., звери....
Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным:
|
|
1. Игра в лото "Какого цвета?" Игру можно проводить в двух вариантах.
I вариант. Детям предлагаются карточки с изображениями предметов различного цвета. Логопед достает маленькие карточки с названиями предметов и читает их. Дети должны найти предмет и назвать его цвет, например: "У меня красный шар", "У меня синий шар" и т.д.
II вариант. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках предметы этого цвета и называют их ("У меня синий шар"; "У меня синее ведро"; "У меня синее платье").
2. Игра в лото "Какой формы предмет?" Детям предлага
ются карты, на которых слева вертикально изображены фи
гуры различной формы (круг, квадрат, овал). Дети должны
взять по одной картинке с изображением предметов и на
звать форму предмета (репа круглая, яйцо овальное, сумка
квадратная и т.д.), затем положить картинку около сходной
фигуры.
3. Ответы на вопросы о признаках предметов:
Какие по цвету? (Огурец и помидор.) Какие по вкусу? (Лимон и малина.) Какие по величине? (Дом и конура.) Какие по толщине? (Столб и карандаш.) Какие по высоте? (Дерево и куст.) Какие по длине? (Пальцы и ногти.) При формировании умений словообразования рекомендуются следующие задания:
1) образовать уменьшительно-ласкательные формы суще
ствительного (дом— домик, солнце— солнышко, лиса— ли
сичка);
2) образовать уменьшительно-ласкательные формы при
лагательного (рыжая — рыженькая, пушистый — пушистень
кий);
3) образовать прилагательное из существительного с по
мощью картинок из лото "Из чего сделано?" (дерево — дере
вянный, железо — железный, солома — соломенный);
4) образовать глаголы с различными приставками (налил —
вылил, выходят — входят, перешел — подошел);
5) выбрать родственные слова среди слов, сходных по зву
чанию (лес, лесной, вылез, лесник, лестница и др.).