Развитие связной речи

Важнейшей предпосылкой развития связной монологи­ческой речи является сформированность диалогической речи.

Развитию диалога, который является основной формой речевого общения, уделяется большое внимание уже с са­мого начала логопедической работы в 1 классе вспомога­тельной школы. Овладение диалогической речью осуществ­ляется параллельно с расширением и уточнением словаря,


структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

Наряду с познавательными и воспитательными целями проведение диалога на логопедических занятиях ставит сво­ей целью специальное развитие речи детей. В процессе ра­боты по формированию диалогической речи умственно от­сталый школьник должен научиться слушать и понимать воп­росы, сам задавать вопросы, правильно, точно, в соответ­ствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в отве­тах на них.

Приемами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация и пересказ).

Проведение беседы включает три этапа: 1) вступление, 2) развитие темы, 3) концовка.

Во вступлении логопед привлекает внимание детей к теме беседы, например: "Сегодня мы будем сравнивать произно­шение и звучание звуков сиз". В процессе проведения беседы логопед должен кратко и четко ставить вопросы, тре­бовать точного по смыслу и правильного по форме полного ответа. К участию в беседе привлекаются все дети. В конце беседы подводится итог.

Необходимо научить умственно отсталых детей задавать вопросы. Сначала дети ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют по памяти воп­росы логопеда. В дальнейшем детям предлагается задавать вопросы по картинке, а затем и без использования карти­нок, самостоятельно, т.е. без предварительной беседы.

Использование приемов театрализации (игр-драматиза-ций, театрализованных представлений) в младших классах вспомогательной школы способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную вырази­тельность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность умственно отста­лого ребенка в целом.

В младших классах вспомогательной школы проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, кото­рые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям.

В 1 классе можно рекомендовать такие, например, ко­роткие стихотворные тексты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: