double arrow

Врождённое чувство прекрасного

Тут опять есть два варианта. Или оно врожденно у всех, или только у некоторых.

Если врожденно у всех, то значит и обучающегося. Тогда зачем обучаться творчеству? Ведь всегда достаточно обратиться к своему чувству прекрасного, и ответ на вопрос, хорошо ли я делаю, правильно ли я двигаюсь в своём творчестве, будет очевиден.

Скорее всего, у нас второй вариант, так как мы наблюдаем в окружающей жизни, что некоторые люди имеют намного меньшею тягу к прекрасному, чем другие, что тягу к прекрасному можно вообще не иметь. Если чувство прекрасного врожденно и присутствует только у части людей, и если я, как творческая личность, принадлежу к тем, у кого оно есть, то мне, как и в первом случае, учиться ничему не надо. Мне достаточно просто обратиться к своим чувствам.

Но допустим, я отношусь к тем, у кого нет чувства прекрасного. И, допустим, я, не обладая им, могу научиться делать так, как если бы им обладал. К примеру, я усвою принципы композиции, золотое сечение, принцип третей, колористику, и что там ещё есть, но усвою это одним лишь разумом, не переживая сам никакого наслаждения или отвращения при созерцании художественных объектов. И усвою достаточно хорошо, с тем, чтобы у зрителей вызывать эстетические переживания с помощью творимых мною объектов. Разве будет в этом какой-то смысл? Разве не превратится это в чистое ремесленничество и штамповку? Конечно, да. Это будет имитация творчества. Я буду создавать, но не переживать свои произведения.




Попытки алгоритмизировать творчество в истории искусства были, но все они так или иначе провалились. В качестве примера можно вспомнить книгу Александра Иосифовича Лапина «Фотография как…» (слайд 9)

Несмотря на то, что в книге было показано множество признаков хорошей фотографии, толку от них никакого. В этом отсутствовала позитивность. Позитивность не в смысле радости и благожелательности, а в научно-философском. С помощью этих признаков можно постфактум объяснить, почему та или иная хорошая фотография хороша, но нельзя сгенерировать хорошую фотографию. Как и, например, в астрологии - астролог постфактум может обосновать положениями планет любое событие жизни человека, но ни одно событие с помощью астрологии предсказать однозначно не может. Не знаю никого, кто с помощью сознательного применения принципов из книги Лапина сделал что-то стоящее.






Сейчас читают про: