double arrow

Мысленный эксперимент

Как можно доказать, что красота и эстетика, по крайней мере, в фотографии, как объективная категория – фикция.

Сначала посмотрим, что собственно составляет форму любой фотографии? Воспроизведение визуального потока в плоском изображении. То есть, когда мы смотрим на фотографию, то мы видим, как в жизни, только «немножечко хуже», как бы немного достраивая потерянные детали. И мы видим именно проекцию реального мира, а не отдельные плоские пятна.

Теперь собственно эксперимент. Возьмём какого-то очень хорошего фотографа, которого мы уважаем и любим и пригласим его в нашу жизнь. Такого, чьи работы нам очень нравятся, чьими работами мы восхищаемся. Пусть это будет стрит-фотограф или что-то типа того, то есть тот, кто снимает в жизни, на улице, не в студии и не постановщик. Брессон, Ньютон, Мухин, Петросян, Музалёв, кто угодно. Или придумайте своего. И пусть он ходит всюду с нами и снимает. Сделает ли он хорошие фотографии? Скорее всего, да. Будут ли они нам нравиться? Несомненно. Мы знаем, что этот фотограф плохого не делает.

Но мы, скорее всего, видя совершенно то же самое в жизни, не обратим на это внимание. Фотограф ходил рядом с нами, он «красоту» увидел, а мы – нет. Точнее, мы увидели красоту, когда она превратилась в картинку, но видя в зрительном поле то же самое, мы её не видели. Красота возникла, когда на неё указали.

Вы можете возразить, что дело в том, что фотография стала плоским изображением. Хорошо, носите с собой видео камеру, снимайте абсолютно всё, и потом просматривайте снятое на плоском экране. Вы скажете, что изображение стало неподвижным. Ладно, постоянно останавливайтесь. Вы скажете про рамку. Так и быть, носите с собой рамку. В конце концов, делайте миллионы снимков, техника сейчас это позволяет. Почему вы в них не будете видеть красоту так, как это увидит и потом покажет гений? А если вы полагаете, что увидите, то чем вы хуже того гения?




Нужна уверенность, что снятое или увиденное действительно хорошо. Когда исчезает мастерство и уникальность (а в фотографии эти два кита, несомненно, превратились в маленьких рыбок), люди вынуждены договариваться, что такое красота. Для этого нужны все выставки, конкурсы, рейтинги. Всё современное искусство – это огромная попытка договориться о красоте. А раз так, то никакой красоты нет. Есть только мнение о ней.

И получается, что чтобы делать художественную фотографии, которая бы нравилась, нужно быть всего лишь убедительным в этом. Нужно убедить других, что она нравится.

(слайд 11)






Сейчас читают про: