double arrow

Учиться эстетике бесполезно

Намного сложнее и интереснее вопрос, если эстетическое чувство является результатом научения. Тогда выходит, что всё, что люди воспринимают как прекрасное – фикция. В одной культурной среде прекрасным будет одно, в другой – другое. И в чём тогда будет заключаться «хорошее» творчество? Или в способности угадать или в способности подстроиться. То есть, или лицемерие или вкусовщина. И в этом случае, ни о каком едином искусстве говорить нельзя. Можно говорить о разных искусствах, каждое из которых никакого отношения к «соседним» проявлениям искусства не имеет. Даже в одном жанре и направлении. И тогда ни о каком целенаправленном обучении прекрасному нельзя говорить и подавно. Потому что тут уж как повезёт. Вкусы и критерии постоянно меняются, никакой основы нет, просто складывается так, что люди начинают носить одежду нового профиля. И мод может быть много разных одновременно, и предсказать и управлять ими невозможно.

(слайд 10)

Я думаю, что эстетическое чувство всё же – результат научения, однако не исключено, что всё ещё намного хуже. Что, возможно, реально и эстетического чувства у большинства людей нет, а есть лишь его имитация. Показаться не разбирающимся в искусстве стыдно, быть бесчувственным тоже. Отсюда и феномен голого короля: есть некие авторитеты, которые называют культурные события или предметы искусством и большинство ведёт себя по отношению к этим предметам так, как если бы они действительно наслаждались ими.




В этой ситуации, не имея никаких прочных основ, если у нас и есть какое-то собственное чувство прекрасного, то один вариант того, что с этим можно делать, у нас есть. По крайней мере, я выбрал для себя именно этот вариант. Мы можем исследовать и наблюдать своё чувство красоты. Какова бы ни была природа эстетического – врождённая ли или приобретённая с помощью научения, одна и та же для всех или разная для разных людей, всегда можно открыть или открывать её для самого себя – что прекрасно именно для меня? В этом нет никакой пользы, и это не поможет стать известным или признанным, но это, как минимум, честно и, как максимум, интересно.






Сейчас читают про: