Основные характеристики и показатели мировой торговли на современном этапе (объемы, динамика, структура)

Международная торговля – традиционная и основная форма МЭО. Через нее реализуется международное разделение труда, преимущества которого связаны с повышением эффективности производства, сокращением издержек производства и поиск лучшего удовлетворения экономических интересов. Через МЭО сотрудничество происходит международное разделение труда за счет экспортно-импортных операций.

За 2000-2012 стоимостной объем мирового экспорта вырос с 6,4 до 18,4 трлн. долл, импорт – с 6,7 до 18,5 трлн.долл. Наибольшая доля (в экспорте в 2012 г.) принадлежит развитым странам – 52,5%, развивающиеся – 44,6%, странам с переходной экономикой – 4,6%.

Причины быстрых темпов роста мировой торговли:

1) Углубление МРТ и интернационализация мирового хоз-ва - рост открытости экономик (растет экспортная квота)

2) НТП стимулировал структурную перестройку экономики развитых стран - появление новых товаров (срок жизни товара сократился с 15 до 5 лет), обновление основного капитала, появление новых отраслей промышленности, 10% новых товаров в год => растет номенклатура => никто не может полностью себя обеспечить => углубление международной специализации и кооперации, углубление МРТ, рост межд. торговли и глобализации

3) концентрация и централизация производства и капитала - активизация деятельности ТНК на мировых рынках (доля ТНК доходит до 40%).

4) увеличение масштабов и темпов вывоза капитала - экспорт капитала содействует вывозу товаров.

5) распад колониальной системы, образование новых независимых гос-в.

6) усиление регулирования мировой торговли международными организациями - либерализация международного товарообмена (ГАТТ снизила пошлины с 45 до 3-4%).

7) интенсификация и углубление региональных интеграционных процессов - создание ЗСТ, таможенных союзов - достигается беспошлинная торговля.

8) активное вмешательство гос-ва во внешнеэкономическую деятельность для создания благоприятных условий торговли

9) НТП в сфере транспорта и связи, финансовых услуг появление электронной торговли - ускорение доставки продукции

10) милитаризация экономики - рост торговли оружием

11) перенос промышленно развитыми странами отдельных видов производства в развивающиеся страны.

12) рост цен на сырьевые товары.

Основные тенденции международной торговли:

1) темпы роста МТ опережали темпы роста ВВП МТ=19,9% в 2011г. (0,45% в 2012г: у развитых стран отрицательные темпы роста (-2,67%), развивающихся – 4,1%, страны с переходной экономикой – 1,6%). ВВП 2011г. - 2,74%, в 2012 г. – 2,24% (т.е. в 2012 г. темпы роста ВВП опережали темпы роста торговли согласно ЮНКТАД).

2) кардинальные изменения в товарной структуре мирового экспорта на основе сокращения доли сырья, топлива и продовольствия и увеличения доли готовых изделий и полуфабрикатов.

3) Смещение торговых связей из развитых стран в развивающиеся.

4) Влияние интеграционных группировок на мировую торговлю, а также СЭЗ и внешнеторговой политики

5) Лидеры экспортеры 2012 г.: Китай (11%), США (8%), Германия (7,6%), Япония (4%), Нидерланды (3,6%), Франция (3,1%), Корея (2,9%), Россия (2,87%), Италия (2,7%), Гонконг (2,68%).

6) Лидеры импортеры 2012 г.: США (12,6%), Китай (9,8%), Германия (6,3%), Япония (4,8%), Великобритания (3,7%), Франция (3,6%), Нидерланды (3,2%), Гонконг (2,9%), Корея (2,8%), Индия (2,6%)…. Россия (1,8%).

7) Рост внутрирегиональной торговли.

Рост торговли услугами больше темпов роста товарами. 21 век: занижение темпов роста: экономический спад в мире (америк. эк-ка), рост экспорта КНР. (в 2009 г. темпы роста мировой торговли услугами были отрицательные, в 2010г – резкий рост, с 2011 по 2012 – падение темпов роста) На 2012 г. темпы роста (экспорт) составляли 2,1% (в 2011 г – 11,5%).

Рост электронной торговли: совокупность коммерческих сделок, реализованных на основе использования средств компьютерной и телекоммуникационной техники. 25-35% продаж и покупок в сфере международной торговли. Увязывает всех субъектов сделки сразу, снижение стоимости и рост прибыльности для всех сторон. Автоматизация цепочки поставок => снижение издержек, рост прозрачности. Информационная поддержка. Стимулирующие факторы: глобальное присутствие на мировом рынке => свобода вступления в контакт с партнером из любой страны; непрерывный режим работы; огромная номенклатура, 40% оборота – заказы; равные возможности для крупных и мелких компаний из др. стран, открытость и прозрачность.

2012 г.: ВВП мировой экономики=71,4 трлн долл, ВВП РФ=1,98 трлн долл.

2012 г.: мировой экспорт=18,4 трлн.долл., РФ=529 млрд.долл.

На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:

  • внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;
  • зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.

Глобализация является важнейшей тенденцией развития современного мира, его экономики и междуна­родных экономических отношений.

Глобализация — это всеобщая мировая взаимозависимость стран, предприятий и людей в рамках открытой сис­темы финансово-экономических, общественно-политических и культур­ных связей на базе современных коммуникационных и информаци­онных технологий.

Движущие силы глобализации: изме­нения в сфере производства, высокие технологии, рост специализации и кооперации труда, информационная революция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: