РАЗДЕЛ V
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 1.Организация и содержание деятельности психолога в составе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
В рамках понятия экспертизы может рассматриваться практически вся диагностическая составляющая профессиональной психологической деятельности. Такое чрезмерно расширенное толкование экспертных работ, конечно, не имеет под собой достаточных оснований. Необходимо выделение наиболее общих признаков (специфика задач, критериальные характеристики, организация, процедура проведения и т.п.), объединяющих различные психологические процедуры и технологии, которые позволят назвать их истинно экспертными работами. Безусловно, это приобретает первостепенное значение, когда речь идет о деятельности психолога в системе специального образования, психолога классов VII вида На базе общеобразовательных школ, дошкольных учреждений компенсирующего типа, специализированных групп дет-Ского сада и т.п.
|
|
Конечной целью любой экспертизы в самом общем виде
вляется ответ на поставленный заказчиком вопрос (или воп-РОсЫ), который оформляется в виде экспертного заключе-
йя- Вопросы, решаемые экспертным исследованием, опре-Ляются на основе реальных потребностей образовательной Тактики [71].
Важной особенностью любой экспертизы следует счит требования к уровню подготовленности эксперта. Статус сперта предполагает высокий уровень профессионализма, j торитет и добросовестность его не могут подлежать сомн нию и должны быть изначально высоки. В этой связи во-никает важная задача аттестации и повышения квалификаци психологов, работающих в системе специального образов ния, в том числе в психолого-медико-педагогических комис сиях (ПМПК). Требования к их профессионализму и опыту несомненно, должны быть выше, чем требования к педагога! психологам общеобразовательных учреждений. Высокий про фессионализм экспертов является необходимым условием и основанием объективности экспертного заключения независимо от его характера.
Что касается непосредственно самой процедуры экспертизы, ее внутреннего строения, то она приближается (а в ряде случаев практически совпадает) с диагностической деятельностью, предполагающей стандартные процедуры, использование известных методик и методов оценки.
1.1. Цели, задачи, основные принципы деятельности ПМПк. Виды консилиумов
Предлагаемый подход к деятельности психолога ориенти рован в первую очередь на работу с детьми, испытывающими трудности обучения, имеющими те или иные формы неадекватного поведения, то есть касается работы именно с теми детьми, которые чаще всего вызывают критику педагогов i родителей.
|
|
С самого начала следует подчеркнуть, что в целом деятельность психолога, связанная с консилиумом, может проходить, по крайней мере, в двух режимах:
• в рамках экспертной деятельности психолого-медико-педагоги
ческого консилиума образовательного учреждения;
• в рамках специализированного сопровождения тех детей (групп),
которые выделены по каким-либо параметрам и нуждаются в
специализированной помощи.
Необходимо уточнить, что под консилиумом, тем более * плексным психолого-медико-педагогическим консилиумом» понимаем не только обсуждения специалистами особенно0
R
Ра |
того или иного ребенка или образовательной ситуа- в которой он находится, но постоянно действующий, ско-
й лянированный, объединенный общими целями коллектив
ццалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровож-
С нйЯ ребенка. В настоящее время достаточно большое коли-
ство работ посвящено этому новому структурному образованию школы [56; 94; 96; 97; 98; 101; 102 и др.].
Консилиум образовательного учреждения действует на ос-ове соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определена деятельность консилиума и необходимая документация. Основным требованием к его деятельности является необходимость не только истинного понимания задач и стратегии развивающей и коррекционной работы, но и четкой согласованности действий всех специалистов.
В то же время необходимо различать задачи, входящие в компетенцию консилиума, и задачи общепедагогические, не требующие (или, по крайней мере, минимизирующие) включенности этого мощного структурного образования школы.
К задачам консилиума специального (коррекционного) образовательного учреждения (школьного консилиума, решающего проблемы сопровождения детей коррекционных классов на базе общеобразовательной школы, любого другого учреждения в системе специального образования, в том числе и дошкольного) следует отнести:
• экспертные задачи по определению образовательного маршру
та детей с особыми образовательными потребностями при пе
реводе их в другую образовательную систему (например, по ито
гам успешности их обучения в начальной школе при решении
вопроса о переводе в общеобразовательную школу);
• экспертные задачи по выявлению детей, более остальных нуж
дающихся в дополнительной специализированной помощи со
стороны специалистов, то есть индивидуализация образователь
ного маршрута коррекционного обучения (данная задача вклю
чает и мониторинговое сопровождение всех детей образователь
ного учреждения);
контроль эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов разного профиля.
Ко°РДинацию |
акже дополнительной задачей психолога следует считать
деятельности всех специалистов, проводящих
Q
консилиум (принцип междисциплинарности и координатор ного характера деятельности специального психолога). Де^ ствительно, ведь каждый специалист консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей дальнейшего воспитания и обучения, вносит собственное понимание в це. лостную картину. Так, в постановке нозологического диагноза решающая роль принадлежит, несомненно, врачу (психиатру, неврологу и др.). Оценку позитивного здоровья, социально-гигиенических условий, в которых растет ребенок, лучше возложить на специалиста по организации здорового образа жизни (валеолога). Квалификация такого компонента, как речевое развитие, возлагается на логопеда, который, совместно с учителем-дефектологом (педагогом класса), определяет адекватные возможностям ребенка условия и форму обучения в рамках данного вида образовательного учреждения1. Сфор-мированность образовательных навыков и умений и их соответствие образовательной программе данного учреждения оценивается учителем-дефектологом соответствующего профиля. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оцениваются социальным педагогом или социальным работником школы [94; 95; 96].
|
|
Все эти разнородные данные должны быть сведены в единую картину, по которой будет составлен индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Координирующим специалистом является психолог консилиума. Именно в этом состоит одна из его наиважнейших задач.
Следует перечислить задачи, которые выходят, на наш взгляд, за рамки компетенции ПМПк и должны решаться непосредственно педагогами с минимальным привлечением психолога (по крайней мере, на первом этапе их решения).
К таким задачам относятся:
• сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения программы обучения: навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают тревогу у педагога, но в связи со своей незначительной продолжительностью не являются задачей работы консилиума в целом и психолога в частности;
1 При наличии у ребенка особенностей слуха, зрения, опорно-двигательЯ го аппарата к специалистам, определяющим характер обучения ребенка, пр соединяется специалист соответствующего профиля (медицинского: сурДоЛ офтальмолог, ортопед; педагогического: сурдопедагог, тифлопедагог).
# кратковременные проблемы поведения, связанные в первую
очередь с сиюминутной ситуацией в семье, с начинающимся за
болеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным со
стоянием или отклоняющимся психологическим статусом, кото
рые, естественно, являются предметом углубленного исследо
вания всеми специалистами);
|
|
• разработка программ, воспитательных мер в рамках учебно-вос
питательного процесса, рекомендуемых классному руководите
лю, учителю-предметнику и другим участникам образователь
ного процесса.
В практике консилиумной деятельности психолога нам часто приходится иметь дело с подобными запросами педагогов и администрации, касающихся, как правило, кратковременных, сиюминутных проблем с достаточно ясными причинами. Психолог должен, не отказываясь в целом от того, чтобы прокомментировать психологическую составляющую этих задач, довести до сведения педагогического состава и администрации свою позицию в этом отношении.
Деятельность психолога в рамках консилиума состоит из ряда этапов, закономерно вытекающих один из другого. В реальной практике психолога, безусловно, возможны некоторые расхождения с приводимой стратегией работы, которые могут определяться региональными, этническими, социокультурными особенностями семей и т.п.
Совершенно очевидно, что работа консилиума с ребенком может начаться либо по запросу родителей (лиц, их замещающих), либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. Согласие родителей должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в Данном учреждении [77; 96; 97; 101]. Письменное согласие родителей или опекунов, ставшее уже стандартной процедурой в большинстве учреждений специального образования, позволяет предупредить ряд конфликтных ситуаций, связанных с экспертизой.
Если по конечным итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития. Если на промежуточном этапе были Получены значительные изменения состояния (не только вследствие деятельности психолога, но и других специалистов) либо
произошли какие-то незапланированные события, сами по себ резко изменившие как состояние, так и условия существова ния ребенка, обсуждение этой ситуации всеми специалиста ми на консилиуме также является необходимым. Таким образом, можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах. Соответствующее разделение консилиумного процесса приводится и в Положении о консилиуме образовательного учреждения1.
Можно сформулировать ряд задач, на которые ориентирована деятельность каждого из предлагаемых типов консилиумов.
Плановый консилиум решает следующие задачи:
1) определение путей психолого-медико-педагогического сопро
вождения детей;
2) выработка согласованных решений по определению образова
тельного коррекционно-развивающего маршрута и дополнитель
ных программ развивающей или коррекционной работы;
3) динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее на
меченной программы;
4) решение вопроса об изменении образовательного маршрута,
развивающей и коррекционной работы по завершении обуче
ния (окончании учебного года).
Как правило, периодичность плановых консилиумов составляет один раз в полгода.
Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (педагога класса, психолога или одного из работающих с ребенком специалистов). Как уже указывалось, поводом для внепланового консилиума является отрицательная динамика обучения или развития ребенка, негативные особенности поведения и т.п.
Задачами внепланового консилиума являются:
1) решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстрен
ных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе, каким
специалистом должен быть проконсультирован ребенок в пер
вую очередь);
2) изменение направления ранее проводимой коррекционно-раз-
вивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее не
эффективности;
1 Впервые такое определение типов консилиума было приведено в проект организации системы психолого-медико-педагогической помощи в 1999 году [
1R9
3) решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо в подборе иного типа учебного заведения (повторное прохождение психолого-медико-педагогической комиссии).
решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках работы консилиума является завершающей стадией третьего этапа его деятельности. В дальнейшем работа с ребенком либо в целом завершается (в ситуации итогового консилиума и выведения ребенка на иную программу обучения), либо продолжается (например, в условиях перехода ребенка в следующий класс) с повторением второго и третьего этапов, в ситуации, когда ребенок по-прежнему нуждается в дополнительной внеучебной специализированной помощи. Если ребенок (группа детей) не выходит за пределы типологического норматива данного образовательного учреждения (удовлетворяет его социально-психологическому нормативу), то оценка динамики освоения программного материала (эффективности воспитательных воздействий и мероприятий и т.п.) проводится педагогическим составом, классным руководителем на педагогических советах, то есть в рамках обычного образовательного процесса. Консилиумная деятельность в такой ситуации выражается лишь в мониторинговом компоненте сопровождения (в реальных условиях — в плановом наблюдении за ребенком со стороны психолога школы). Постоянная деятельность консилиума по отношению к каждому ребенку, детальное обсуждение всех детей вне зависимости от динамики их обучения и развития избыточны.
При запросе со стороны педагогов, родителей или воспитателей ГПД сведений о продолжительной болезни, «отбросившей» ребенка назад в программе обучения, о каких-либо критических обстоятельствах консилиумная деятельность может стать средством анализа и помощи ребенку.
Важным аспектом деятельности школьного психолого-ме-Дико-педагогического консилиума является форма взаимодей-ствия специалистов.
Можно вслед за О.Е. Грибовой [30; 118] выделить харак-ТеР и различия формы деятельности специалистов школьно-0 консилиума и деятельности специалистов в составе психо-°г°-медико-педагогической комиссии.
Поскольку в задачи консилиума прежде всего входит раз-
°тка индивидуальной программы комплексного сопровож-
дения ребенка, то форма организации процедуры обследов ния может быть только индивидуальной для каждого специ* алиста с последующим коллегиальным обсуждением получен ных данных, выработкой соответствующего решения и комп лексных рекомендаций. Такая форма работы полностью совпадает с индивидуально-коллегиальной формой проведе ния ПМПК (см. главу 2 данного раздела).
Точно так же и формулировка коллегиального заключения базируется на подробных углубленных заключениях каждого из специалистов и согласованных рекомендациях всех с каждым. Эти условия предъявляют и определенные требования к составу консилиума. Если в регулярно действующей комиссии состав заранее определен и утвержден соответствующим приказом по учреждению, то в консилиум включаются все те специалисты, которые работают с данным ребенком (что также должно утверждаться соответствующим документом). Таким образом, состав консилиума образовательного учреждения может различаться в зависимости от обсуждаемых проблем: одни специалисты (например, психолог или врач) работают постоянно, другие (педагог класса, учитель-логопед, воспитатель ГПД и др.) меняются. Это также накладывает определенные условия на их совместную деятельность и взаимодействие.
Как отмечает А.Я. Юдилевич [118], в современной командной работе специалистов ПМПК реализуются два основных принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный. В полной степени оба принципа могут быть применены и к деятельности школьного консилиума.
Смысл мулыпидисциплинарного принципа заключается в реализации комплексного подхода к оценке развития ребен ка, что предусматривает необходимость равноправного уч(та данных и мнений всех специалистов консилиума (от врачей до социальных работников и воспитателей ГПД).
Междисциплинарный принцип деятельности специалист* при оценке психического развития ребенка предусматривав' необходимость выработки (согласования) коллегиальных пор ходов при такой оценке и изменения (в некоторых случая серьезной коррекции) мнения каждого из специалистов в з висимости от мнения других членов ПМПК. Это, в свою о редь, требует соответствующих технологий проведения ко легиального обсуждения, то есть технологий междисципл нарного взаимодействия. Основная нагрузка в этой ситуаД11
на ведущего заседание консилиума специалиста.
Л ясной задачей ведущего становится контроль за последова-яьностью обсуждения ребенка отдельными специалистами,
[ гласование позиций специалистов и т.п. Подобные техно-гии взаимодействия специалистов при коллегиальном об-^дении еще не получили достаточного освещения в лите-
ратуРе-
Из вышесказанного следует, что учет обоих принципов
командной работы специалистов на первый план выдвигает столько задачи образования (хотя последние и воплощаются в конкретных рекомендациях по изменению образовательного маршрута или особенностях индивидуального сопровождения ребенка в образовательном пространстве), сколько задачи специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку, комплексного психотерапевтически ориентированного сопровождения его семьи. Все это «...в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении его прав» [118, 34].