Специфика деятельности психолога в составе ПМПК

Деятельность ПМПК особенно важна и сложна при комп лектации начального звена коррекционных школ различног вида. Именно здесь в наибольшей степени задействован психо лог. В настоящее время только начинает развиваться служба практической психологии в дошкольных образовательных уч. реждениях. Соответственно, и требования к деятельности пси­холога в составе ПМПК, комплектующего дошкольные обра­зовательные учреждения компенсирующего и комбинирующе­го видов, пока еще только разрабатываются. В данной главе мы рассмотрим деятельность психолога в составе комиссии, ориентированной на работу с детьми младшего школьного воз­раста. Хотя в целом описанное ниже адекватно и для работы психолога в составе ПМПК с детьми дошкольного возраста.

Очевидно, что имеется определенное своеобразие в деятель­ности ПМПК разного уровня. Муниципальные, областные, региональные ПМПК несколько отличаются по своим целям и задачам. Но в целом в характере деятельности как психо­лога в составе ПМПК, так и всей ПМПК, других ее специали­стов можно выявить общие составляющие, единые цели, за­дачи и технологии работы.

В качестве члена ПМПК психолог должен не только про­вести углубленное психологическое обследование ребенка i дать вероятностный прогноз его развития в рамках системы специального обучения, но также указать последовательное и направленность психологической коррекционной работ: необходимость консультации других специалистов (логен да, дефектолога и т.п.). Другой важной задачей психолог ПМПК является участие в коллегиальном обсуждении и в работке решения по организации системы специального oi чения ребенка.

Основной задачей углубленного обследования являет постановка психологического диагноза в соответствии с I нятой на комиссии типологией и принятие решения о ' насколько данное коррекционное учреждение соответсч возможностям и особенностям ребенка.

1Q0


качестве примера молено привести случай из реальной аКТики работы ПМПК.

для принятия решения об обучении во 2-м классе коррекционной колы VII вида на ПМПК был приведен Саша Л. (10 лет 3 месяца), 0 этого обучавшийся в домашних условиях. По данным педагоги-еского тестирования ребенок не полностью владел программным материалом 1-го класса (программа 1-4). Психологический диаг­ноз этого ребенка представлял вариант нормативного развития, оТягощенного общим снижением темпа деятельности. Нарушений речи не наблюдалось. Неврологический статус был определен как невыраженные признаки резидуально-органических повреждений цНС, что в наше время можно рассматривать почти как неврологи­ческую норму.

Совершенно очевидно, что обучение такого ребенка по программе и методами специального образования в течение 3-4 лет во фрон­тальном режиме совершенно необоснованно, поскольку в индиви­дуальном режиме он может овладеть общеобразовательным про­граммным материалом начальной школы существенно быстрее. Такой вывод делается на основании выявленных особенностей раз­вития ребенка. В связи с этим комиссией не было рекомендовано обучение по программе школы VII вида, а предложено рассмотреть возможность обучения по индивидуальной программе массовой общеобразовательной школы.

Можно привести еще один пример.

В возрасте 9 лет на ПМПК был приведен Боря Б., который на протя­жении двух лет пребывания в 1 -м классе массовой школы (програм­ма 1-4) не смог овладеть программным материалом. В педагоги­ческой характеристике из школы, в которой обучается ребенок, присутствовали жалобы не только на трудности овладения про­граммным материалом, но и на трудности поведения, отсутствие какой-либо заинтересованности в учении (учебной мотивации) и т.п. По результатам психологического обследования был поставлен Диагноз: «тотальное недоразвитие психических функций простого Уравновешенного типа с грубой эмоциональной незрелостью и на­рушениями нейродинамических характеристик деятельности по Типу колебаний работоспособности и темпа деятельности». Лого-еДический диагноз: «ОНР третьего уровня, нарушения чтения и сьма у ребенка с первичными интеллектуальными нарушения-" Диагноз невролога: «невыраженные признаки резидуально-Рганического повреждения ЦНС». Поликлиническим психиатром 1Л поставлен диагноз: «выраженная задержка психического раз-тия». Педагогическая оценка: «фрагментарные, не систематизи-


рованные знания программного материала 1-го класса общеоб­разовательной школы у ребенка с низкой обучаемостью и трудно, стями переноса навыков на аналогичный материал».

После коллегиального обсуждения на комиссии было принято ре-шение о дополнительном психиатрическом обследовании и, в даль­нейшем, направлении ребенка во 2-й класс школы VIII вида, по­скольку за исключением психиатра все специалисты комиссии со­чли возможности ребенка неадекватными и недостаточными для обучения в школе VII вида.

В большинстве случаев работы ПМПК подобные серьезные задачи и ответственные решения требуют индивидуального психологического обследования (впрочем, как и обследова­ний других специалистов). В целом, в соответствии с общими задачами ПМПК [78], функция психолога в качестве его чле­на коротко может быть обозначена как решение вопроса об адекватности школы (дошкольного образовательного учреж­дения) данного вида возможностям и психологическим осо­бенностям ребенка. То есть основной смысл деятельности пси­холога ПМПК заключается в понимании того, насколько дан­ная программа, особенности образовательного процесса данного вида обучения (методология, темпы, методы и сред­ства обучения, включая и дидактическое наполнение коррек-ционно-развивающей среды) соответствуют и адекватны воз­можностям и специфике развития ребенка.

Все большее значение при такой индивидуализации начи­нает приобретать психологический диагноз и дифференциа­ция особенностей состояния и развития детей от близких и сходных по феноменологическим проявлениям других типов отклоняющегося развития [110].

Помимо этого, в соответствии с представлениями о прогно­зе дальнейшего развития, психологом может быть рекомев дована как длительность, так и форма (индивидуальная, фров тальная с дополнительными индивидуальными занятиями т.п.) обучения ребенка в школе. Совершенно очевидно, что свое мнение о необходимости для ребенка того или иного видя коррекционного учреждения, длительности пребывания Ре' бенка в нем имеют полное право выражать и другие член комиссии. Конкретизация направления, видов, формы и ДЛЯ тельности коррекционной работы — задача уже психолог медико-педагогического консилиума того образовательно? учреждения, где будет находиться ребенок.

1Q9


Достаточно часто в практике деятельности ПМПК встреча-я случаи, когда ребенок направляется в коррекционное еждение на так называемый диагностический срок, что

кясе определяется решением ПМПК. В случае положитель-ой динамики развития и овладения программным материа- оЫ ребенок продолжает обучение в данной школе, в против­ном случае он вновь направляется на ПМПК для принятия

шения об адекватном для него образовательном маршруте. В обоих случаях на комиссию должны быть в обязательном порядке представлены заключения каждого специалиста, ра­ботающего с ребенком (педагогов, логопеда, дефектолога, пси­холога и врача).

Подобные условия, безусловно, должны оговариваться в договоре, который на время нахождения ребенка в коррекци-онном учреждении (например, в школе VII вида) заключает­ся с родителями [78]. Точно так же все условия организации обучения и развития ребенка в рамках специального (кор-рекционного) учреждения (ДОУ или школы) должны быть тщательнейшим образом прописаны в уставе учреждения. Это позволяет избежать многих недоразумений и даже судебных преследований со стороны родителей в случае их несогласия, отвержения решений, принимаемых администрацией учреж­дения, его консилиумом.

Следует отметить, что комплектация коррекционного уч­реждения осуществляется в основном в соответствующем ДОУ и начальной школе. Однако академически неуспешные по различным причинам дети могут попасть на психолого-ме-дико-педагогическую комиссию и после 5-го класса, то есть в среднем звене.

Такие проблемы могут встречаться и у условно нормативных Детей, которые часто и подолгу по разным причинам не посеща­ли школу. В качестве причин непосещения наиболее часто мо-гУт выступать как социальные условия развития, так и пропус­ки по болезни (вследствие соматической ослабленности или хро­нического заболевания). В реальной жизни дети последней Категории часто направляются в коррекционную школу, хотя в Последнее время создаются и специальные школы для больных Детей и детей-инвалидов1. В этих школах обучение ведется, как

с наш взгляд, подобные образовательные учреждения по своей сути и

3 ржанию должны находиться в системе специального образования, вне симости от вида реализуемых ими образовательных программ.

7 Семаг° 193


правило, по общеобразовательным программам, что более ал ватно для соматически больных детей (в том случае, если у н не обнаруживаются особенности психического развития, Да щие повод для обучения в школе VII вида).

В подобных ситуациях задачи дифференциальной псих логической диагностики стоят особенно остро. С одной стоп ны, все большее влияние на поведение и мотивацию ребенк-оказывают эмоционально-личностные особенности, а с дпу гой — могут накапливаться пробелы в программных знани ях, не позволяющие ребенку усвоить последующий матери ал. При обсуждении ребенка такого возраста на комиссии особенно важно бывает сопоставить результаты психологи­ческого обследования и собственно педагогического тестиро. вания, для того чтобы более четко определить причины и механизмы неуспеваемости ребенка. Не всегда простой пере­вод ребенка из массовой школы в систему специального обра­зования при наличии пробелов (которые есть у детей, кото­рым показана данная программа обучения) будет способство­вать уменьшению его трудностей и тем самым эффективному усвоению материала.

2.2. Основные принципы, задачи и функции деятельности психолога ПМПК 1

Исходя из основной, общей для всех специалистов цели деятельности ПМПК — определения специальных образова­тельных потребностей и условий, необходимых ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум, — можно сформулировать и основные задачи, которые ставятся непосредственно перед психологом ПМПК. К ним следует отнести:

1) выявление особенностей психического состояния ребенка и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образования;

1 Данный раздел деятельности психолога специального образования oi руется на руководстве, которое было разработано в рамках проекта ТА^ «Поддержка взаимодействия в области образования, здравоохранения И циальной помощи» под наблюдением Министерства образования РФ, а т! на опыте работы системы ПМПК Орловской области [78; 118]. Настой раздел приводится с разрешения координатора пилотного проекта ТА^* А.Я. Юдилевича.


2) определение условий образования и воспитания, необходимых
детям с особыми образовательными потребностями, адекват­
ных выявленным индивидуальным особенностям, определение
индивидуального образовательного маршрута;

3) психологическое консультирование родителей (законных пред­
ставителей), педагогических, медицинских, социальных работ­
ников, работников иных учреждений и ведомств (при необходи­
мости), представляющих интересы ребенка в семье, образова­
тельном учреждении, в социуме в целом;

4) при необходимости — отслеживание динамики обучения и уров­
ня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в об­
разовательном учреждении (совместно со специалистами пси­
холого-медико-педагогического консилиума образовательного
учреждения, в котором находится данный ребенок);

5) участие в просветительской деятельности, направленной на по­
вышение психолого-педагогической и медико-социальной куль­
туры населения и профессионалов (в первую очередь специали­
стов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов).

Важным аспектом деятельности психолога в составе ПМПК (фактически одной из основных задач) является оценка сте­пени восприятия и осознания той информации, тех рекомен­даций, которые даются членам семьи обследуемого ребенка. Точно так же психолог должен определить и при необходи­мости провести соответствующие психотерапевтические ме­роприятия, помогающие родителям понять заключение, ре­комендации по обучению, воспитанию и развитию, которые будут сделаны в процессе комплексного обследования их ре­бенка (см. раздел IV). Специалист должен учесть и степень согласия родителей с рекомендациями специалистов ПМПК, и то, в какой степени родители или другие лица, представ­ляющие интересы ребенка, будут следовать этим рекоменда­циям.

Следует привести основные принципы деятельности ПМПК в том виде, в каком они наиболее полно сформулированы в проекте ТАСИСа [78]. Естественно, что эти принципы полно­стью и в первую очередь являются руководством для психо­лога ПМПК.

Принцип семейной центрированности — специалисты ПМПК вза­имодействуют не только с ребенком, но и с семьей (людьми из бли-*айшего окружения ребенка).

'Ринцип партнерства — деятельность специалистов направлена На Установление партнерских отношений с ребенком и его семьей.


Принцип междисциплинарного взаимодействия — работа с клие тами осуществляется специалистами, действующими в рамкахте нологии профессионального взаимодействия. Принцип добровольности — родители самостоятельно принимаю решение об обращении в систему ПМПК и включении их семьи программу обслуживания.

Принцип открытости — ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его раз-витием.

Принцип конфиденциальности — информация о ребенке и семье доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или пе­редаче без согласия семьи.

Принцип уважения к личности ребенка — специалисты ПМПК при­нимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.

Принцип уважения к личности родителя — уважая личность роди­теля, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его лич­ный опыт, решения и ожидания.

Принцип профессиональной ответственности — специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, кото­рые затрагивают интересы ребенка.

Принцип информированного согласия — ПМПК дает родителям/ законным представителям достаточную, доступную для понима­ния информацию о своей деятельности и о ребенке, добиваясь со­гласия на участие в обследовании и принятия помощи.

В рамках деятельности ПМПК психолог осуществляет оп­ределенные функции.

В соответствии с вышеприведенными целями и задачами, основной функцией психолога ПМПК следует считать экс-пертно-диагностическую. При этом достоверность диагн< стики развития ребенка обеспечивается не только профес< ональным опытом психолога, но и следующими аспектами проведения подобной экспертизы, которая по основным я казателям совпадает с принципами проведения углубление психологической диагностики. К ним следует отнести:

1) комплексную, всестороннюю и целостно-динамическую оценку
нарушений в развитии детей от 0 до 18 лет;

2) определение специальных образовательных потребностей детеУ

3) полноценное участие в оформлении коллегиального заключ'
ния на ребенка (включающего рекомендации по реализации
предлагаемого ПМПК образовательного маршрута и дополни
тельной специализированной помощи вне системы образов*
ния).


предполагает учет психологом медицинских,
венно психологических, педагогических, социальных ха-
С° еристик развития ребенка. Всесторонность и целостность
Ра заключается в системности подхода к психическому

витию, в понимании закономерностей развития и их тес-

^ "гттой взаимосвязи с условиями, необходимыми для адапта-яеишен

я и максимальной самореализации личности ребенка в соци-

образовательной среде. Динамический аспект оценки едполагает анализ взаимосвязи актуального развития ребенка анамнестическими и катамнестическими данными на раз­ных возрастных этапах, а также контроль динамики измене­ния показателей состояния ребенка непосредственно в процессе проведения экспертизы.

Определение специальных образовательных потребностей детей влечет за собой определение специальных условий по­лучения образования, а именно:

• тип, вид образовательного учреждения, которое рекомендуется
для осуществления обучения и воспитания ребенка или наблю­
дения за ним;

• образовательная программа (содержание, уровень, направлен­
ность, степень дифференциации и индивидуализации);

• формы получения образования: семейное образование, само­
образование, экстернат (при обучении ребенка непосредствен­
но в образовательном учреждении — очная, очно-заочная (ве­
черняя), заочная форма);

• условия получения образования: фронтальное, индивидуальное,
фронтально-индивидуальное обучение, обучение на дому, сме­
шанное обучение — индивидуальный режим посещения уроков,
один-два или более свободных дней в неделю в соответствии с
показаниями и по согласованию с администрацией образова­
тельного учреждения;

• формирование рекомендаций по направлению ребенка для кон­
сультирования в учреждения других ведомств в целях обеспе­
чения ему сопутствующей или, при необходимости, основной
помощи вне системы образования.

психолога преимущественно заключается в объеди­няй всех специалистов ПМПК в единую междисциплинар-

команду. При этом следует учитывать следующие пози-ЦйИ

необходимость совмещения обучения и поддерживающего ле­чения;


• приоритетность лечения при поддерживающем развитие ребе
ка обучении и воспитании;

• необходимость временного освобождения ребенка от учебно*-
деятельности;

• необходимость дополнительных консультаций и обследовани
с целью уточнения диагноза;

• необходимость совмещения обучения с решением вопросов со­
циальной и правовой защиты ребенка.

Теснейшим образом к экспертно-диагностической примь кает и консультативная функция психолога.

Она осуществляется в отношении следующих лиц: детей и подростков, обратившихся в ПМПК; лиц, представляющих интересы детей, обследуемых на ПМПК (родителей, закон­ных представителей; педагогических, медицинских, соци­альных работников и др.).

Как уже отмечалось в разделе IV, психологическое кон­сультирование представляет сложный психотерапевтически ориентированный процесс. Несмотря на то что все специали­сты ПМПК должны осуществлять консультирование, основ­ным специалистом в плане психотерапевтической поддержки семьи следует считать именно психолога.

Сопровождение детей и подростков ПМПК осуществляет через связь с консилиумами образовательных учреждений или непосредственно с родителями (законными представите­лями). Поэтому можно говорить, что реализация функции сопровождения, с одной стороны, обеспечивается отслежи ванием динамики развития и обучения детей, прошеднп через ПМПК, а с другой — распределяется как на деятель­ность психолога самой ПМПК, так и на специалистов психо­лого-медико-педагогического консилиума того образователь­ного учреждения, в которое направлен ребенок.

Консилиум образовательного учреждения разрабатьШ план работы специалистов с ребенком и своевременно i формирует директора образовательного учреждения о небла­гоприятной или недостаточной динамике развития ребенк данных образовательных условиях. План работы с ребев корректируется, устанавливается условный диагностичес] период, в течение которого специалисты консилиума пЫ ются добиться положительной динамики развития ребе.

При невозможности определить причины недостаточна динамики развития и обучения ребенка, то есть тех особе стей психического развития ребенка, которые не дают

Q8


ватно (в соответствии с программой данного образователь- а^ учреЖДения) Развиваться, консилиум образовательного 110?кДеНИЯ Должен порекомендовать родителям (законным ^ дставителям) повторно обратиться в ПМПК.

■о любом случае информация о динамике развития ребенка тшавляется консилиумом в ПМПК в соответствии с указан-тм в рекомендациях ПМПК сроком контроля динамики развития ребенка.

Аналитическая функция деятельности психолога ПМПК еализуется в первую очередь в виде анализа собственной деятельности.

Трудно согласиться с выделением в качестве составляю­щих аналитической функции таких аспектов деятельности психолога, как профессиональный анализ входящей инфор­мации, формулирование и проверка гипотезы о структуре и динамике развития ребенка, планирование обследования ре­бенка на ПМПК на основании первичного анализа, решение вопроса о процедуре и условиях обследования ребенка, кол­легиальное обсуждение результатов обследования ребенка [79]. Все эти характеристики, на наш взгляд, следует отнести не­посредственно к проведению обследования и, следовательно, экспертно-диагностической функции.

А организационно-методическая и просветительская функции психолога ПМПК полностью совпадают с анало­гичными функциями педагога-психолога любого образова­тельного учреждения. Различия состоят в том, что деятель­ность психолога ПМПК, ориентированная на специалистов подобных ПМПК нижележащих уровней и на членов психо­лого-медико-педагогических консилиумов образовательных Учреждений, реализуется проведением методических сове­щаний, семинаров, разборов, сложных в диагностическом и КоРрекционном плане случаев. Аналогичные методические совещания рекомендуется проектом ТАСИС проводить не Менее 4 раз в год.

Просвещение по вопросам, находящимся в сфере компе-

енции психолога ПМПК, использование различных форм

Р°свещения (лекции, семинары, тренинги, консультиро-

Ние и др.) и средств (печатная продукция, информирова-

е населения через средства массовой информации, вклю-

с Электронные версии) осуществляются для населения, и

е ^Иалистов смежных ведомств, с которыми сотруднича-

МПК, для работников управлений образования и смеж-


ных ведомств. Чрезвычайно важным является также инф0 мирование населения о социально-правовых гарантиях с мей, детей, о юридических аспектах деятельности систем^ ПМПК.

Для психолога комиссии в настоящее время становитс очень важным следующее обстоятельство. До настоящее времени большинство ПМПК работало преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школь ного возраста. Это было связано в первую очередь с органи­зационными проблемами (сезонностью работы, отсутстви­ем специалистов соответствующего профиля, адекватного диагностического инструментария и др.), а также со сло­жившейся традицией использования ПМПК преимуществен­но для отбора детей в специальные (коррекционные) шко­лы, дошкольные специальные образовательные учреждения. Учитывая, что в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Российским законодательством детские учреж­дения образования начали работать с детьми от 0 до 18 лет, эта традиция постепенно должна меняться. Определение об­разовательного маршрута сейчас начинает проводиться для детей более раннего возраста (2-3-летнего). Это, несомнен­но, требует квалификации состояния детей на ПМПК, что накладывает серьезные требования на организацию деятель­ности психолога ПМПК и в методическом, и в содержа­тельном планах.

2.3. Содержание деятельности психолога при обследовании ребенка на ПМПК

Несмотря на то что в составе стандартной ПМПК предус­мотрены такие работники, как лаборант, регистратор и ДР-» которые должны собирать первичную информацию, сооб щать родителям необходимые требования и т.п., любо специалист ПМПК (в первую очередь психолог) долже! знать все технологии проведения комиссионного приема, в любой момент и на любом этапе должен быть в состояний включиться в процесс прохождения ребенком и его семье» этой сложной и травматичной для них процедуры. Поэто му мы приводим в пособии все необходимые процедуры * технологии.


хНОлогия сбора первичной информации

При записи ребенка на ПМПК родители (законные представите­ли) ставятся в известность о гарантии конфиденциальности со­общаемых ими сведений о ребенке.

Работники ПМПК ведут сбор первичной информации в соответ­ствии с формой первичного учета соответствующих баз данных.

• Поведение и отношение регистратора к родителям (законным пред­
ставителям) должно быть доброжелательным и принимающим.

фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка при первич­
ной записи обычно фиксируются со слов родителей (законных
представителей). Им рекомендуется в их первый приход (в си­
туации одноэтапного обследования в день обследования) наря­
ду с другими документами принести свидетельство о рождении
ребенка. Родители ставятся в известность о том, что в ПМПК воз­
можен и анонимный прием.

• Записывается адрес и телефон для связи, а также данные о том,
через кого будет осуществляться связь.

• Выясняется, что послужило поводом для обращения в ПМПК (от­
мечается в журнале первичного обращения).

• Отмечается, кто инициатор обращения в ПМПК. Если инициати­
ва исходит не от родителей (законных представителей), то уточ­
няется отношение родителей к обследованию ребенка на ПМПК
(согласие, несогласие). Родители ставятся в известность, что без
их согласия ребенок не может быть обследован на ПМПК.

• Семья информируется об участии врача-психиатра, врачей дру­
гих специальностей (если их участие планируется). Должно быть
получено согласие семьи на обследование всеми специалиста­
ми медицинского профиля1. Желательно, чтобы согласие роди­
телей (законных представителей) было документально зарегис­
трировано (подписью в соответствующем разделе личного дела,
которое заводится при записи на прием).

• Задается вопрос о том, посещает ли ребенок в настоящее вре­
мя образовательное учреждение, и какое.

• С родителями согласовывается дата обследования ребенка на
ПМПК.

• С родителями согласовывается вопрос о том, что в отдельных
случаях может возникнуть необходимость в обмене информаци­
ей о ребенке с другими заинтересованными учреждениями и
организациями.

родители согласны на обследование ребенка одними специалистами е согласны на обследование другими, то нарушается смысл комиссионного следования. В этом случае как никогда велика роль психолога, который J Жен в буквальном смысле уговорить родителей согласиться на обследова-Ребенка всеми необходимыми, с точки зрения профессионалов, специали-а И" ^ этом случае приоритетными являются права ребенка на получение ватного его возможностям образования, а не права родителей на щадя-ц Их самолюбие условия.%Мы считаем, что для подобной деятельности °Лога хороши все средства.

9П1


Условия, при которых может состояться обследование на ПМПК

• Ребенок не может быть направлен на ПМПК без согласия роди­
телей (законных представителей).

• Согласие родителей (законных представителей) на обследова­
ние ребенка специалистами ПМПК и обмен информацией о нем
с другими учреждениями, организациями, ведомствами под­
тверждается их подписью в личном деле ребенка.

• Ребенок приходит на обследование в сопровождении родителей
(законных представителей). Предпочтительным является при­
сутствие на ПМПК матери ребенка.

• Допустимо консультирование обратившихся самостоятельно
подростков старше 12 лет. При этом ПМПК гарантирует соблю­
дение и, в случае необходимости, инициативу по защите прав
подростка.

• Родители или сам ребенок могут обратиться анонимно.

• Обеспечивается возможность выбора условий для индивидуаль­
ного или коллегиального обследования ребенка специалистами
в соответствии с показаниями.

• Создаются условия (при возникновении такой необходимости)
для наблюдения за обследованием ребенка одним из специа­
листов другими специалистами, с использованием средств, ща­
дящих психику ребенка (например, зеркало Гезелла, видеокаме­
ра и др.).

• Гарантируется конфиденциальность сведений о ребенке, полу­
ченных в процессе беседы с родителями (законными предста­
вителями), а также в процессе обследования ребенка, что под­
тверждается подписями специалистов, участвовавших в обсле­
довании, в личном деле ребенка.

Процедура обследования ребенка

Процедура обследования ребенка на ПМПК имеет особе] ности, отличающие ее от процедур независимых консульта­тивных приемов детей конкретными специалистами (врач ми, психологами, педагогами). Обследование ребенка н ПМПК не может быть механической суммой обследован! конкретных специалистов с неизбежным дублированием Я которых этапов, а должно представлять собой качествен иную технологию. ПМПК должна функционировать как еДй ная команда специалистов, вырабатывающих коллегиальН0 заключение и взаимосвязанные коллегиальные рекомендаД по дальнейшему сопровождению ребенка. Причем рекоме* дуемое сопровождение должно представлять собой не про(

909


дативную (суммируемую) технологию, а системное, целост-сопровождение ребенка. Такой подход требует совмеще-

я принципа деятельности независимых высокопрофессио-

льных экспертов с умением принимать единое согласован-ое решение. Окончательное решение формулируется как оллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомен­дациями.

Поскольку целью комиссионного обследования является оценка особенностей отклоняющегося развития, связанных с этим трудностей в обучении, выработка рекомендаций по дальнейшему обследованию, корректировке образовательного маршрута и наблюдению, нозологическая диагностика со­стояния и заболеваний и тем более их лечение не являются функцией ПМПК. ПМПК в своем заключении может только рекомендовать обращение в соответствующие учреждения здравоохранения, поскольку и клиническая диагностика, и лечение находятся в их компетенции. Таким образом, если у специалистов ПМПК возникли сомнения в полноте или правильности диагностики и лечения ребенка, его родите­лям рекомендуется обратиться с ним в систему здравоохра­нения, вплоть до федеральных учреждений здравоохране­ния. В данном случае ПМПК является защитником интере­сов ребенка.

В целом проведение комиссионного обследования может существовать, по крайней мере, в двух формах:

1. Как коллегиальное обследование, которое требует одновре­менного участия всех специалистов и работы с ребенком не­скольких специалистов одновременно (последовательно, друг за другом).

В этом случае сразу же после обследования проводится колле­гиальное обсуждение полученных результатов и выработка об­щего решения.

2- в виде двухэтапного обследования. На первом этапе каждый специалист проводит оценку развития и состояния ребенка ин­дивидуально в соответствии со своими профессиональными представлениями, на втором — проводится коллегиальное об­суждение и выработка коллегиального решения об адекватном образовательном маршруте и дополнительной помощи специа­листами вспомогательного плана.

формы проведения обладают характерными особенно­сти, могут быть использованы в деятельности ПМПК в за-

ЯОЯ


висимости от задач исследования, условии и конкретных стоятельств1.

Необходимо отметить, что в ситуации значительного ложнения состояния детей, большей сочетанности ний, комплексности причин отклоняющегося развития, та же необходимости индивидуализации обучения, на на взгляд, приоритетной должна стать двухэтапная форма пг> ведения комиссионного обследования. Уже сейчас можно koi статировать нежелательность проведения коллегиального о(следования с определенными категориями детей2.

Что касается непосредственно технологии и принципов психологической оценки состояния и уровня актуального развития ребенка, то в ситуации двухэтапного обследования они в целом не отличаются от аналогичных при обычнол углубленном психологическом обследовании, описанном в разделе II.

Можно определить ряд требований к процедуре обследо­вания:

1. Процедура и продолжительность обследования определяются
возрастными, индивидуальными и типологическими особенно­
стями развития ребенка.

2. При работе с детьми (особенно раннего возраста) целесообраз­
но практиковать выездные сессии ПМПК, для того чтобы обсле­
дование происходило в наиболее привычных для них условиях.

3. Среднее время приема ребенка на ПМПК одним специалистом
(в случае индивидуального обследования) или всеми (при колле­
гиальном) до момента принятия коллегиального заключения и вы­
дачи рекомендаций не должно превышать полутора-двух астроно­
мических часов. Это время может перемежаться периодами отды­
ха ребенка или распределяться на несколько дней в соответствии
с психолого-медико-педагогическими показаниями и возможнос­
тями повторного посещения ребенком ПМПК (в зависимости оттер-
риториальной удаленности ПМПК от места жительства ребенка, по­
казаний к проведению комиссии, других причин).

1 Описание особенностей различных форм проведения ПМПК выходШ
рамки данного пособия, посвященного непосредственно содержанию дея'
ности психолога.

2 Одной из таких категорий детей являются дети-сироты, дети, лиш&
попечительства родителей и с раннего возраста вынуждаемые подобной
альнои ситуацией воспитываться в учреждениях интернатного типа. &*
кладывает настолько характерный отпечаток на их развитие, что в болЫ
стве случаев можно говорить о развитии отклоняющемся если не с
зрения познавательного, то, по крайней мере, аффективно-эмоциональ
развития.

9.04.


При возникновении необходимости более детального обследо­вания ребенка специалистами ПМПК родителям (законным представителям) рекомендуют прийти с ребенком повторно (для продолжения обследования ребенка на ПМПК или организации лонгитюдного обследования в условиях ППМС-центра).

с На тех этапах приема, когда специалисты общаются с родителя­ми (законными представителями), ребенок находится в игровой комнате (зоне), и в это время желательно осуществлять наблю­дение за его поведением.

6 Критериями адекватности процедуры и продолжительности об­следования являются:

• наличие контакта специалиста с обследуемым им ребенком;

• доступность, результативность, успешность деятельности
ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер
помощи;

• возможность «самокомпенсации» состояния ребенка или, при
необходимости, прекращение обследования при возникно­
вении по ходу обследования выраженных психосоматических,
нейродинамических, невротических, психопатических или
психотических симптомов;

• исключение психотравмирующих и неэтичных ситуаций при
решении вопроса о присутствии родителей (законных пред­
ставителей) при обследовании ребенка;

• допустимость обследования ребенка как каждым специалистом
индивидуально, так и несколькими специалистами одновремен­
но при исключении недопустимых физических или эмоциональ­
ных перегрузок, психотравмирующих и неэтичных ситуаций;

• возникновение у родителей (законных представителей) до­
верия к специалистам ПМПК, готовность согласиться с кол­
легиальным заключением и следовать рекомендациям ПМПК.

При обсуждении проведения комиссии, предваряющем об­следование, возможно коллегиальное планирование обследо­вания. Это особенно необходимо при коллегиальной форме обследования. Нельзя отменять подобное планирование и при отдельных индивидуальных обследованиях ребенка каждым специалистом, хотя в этом случае каждый специалист имеет полное право в соответствии со своим профессиональным опы-°м использовать ту или иную систему оценки, методический аРсенал и т.п.

При коллегиальном обследовании имеет смысл использо-

Ть следующую технологию планирования.

■ Проанализировать и уточнить первичную информацию, органи­зовать сбор необходимых дополнительных сведений у лиц, со-пРовождающих ребенка (родителей, законных представителей,


педагогов, специалистов вспомогательного профиля - логопе да, социального работника и т.п.).

2. По ходу сбора информации каждый специалист должен сфор.
мулировать свою диагностическую гипотезу, которая затем мо­
жет быть обсуждена и уточнена коллегиально (естественно, что
при этом родители/законные представители и ребенок на обсуж­
дении не присутствуют).

3. На основании коллегиально выработанной диагностической ги­
потезы составляется план обследования, включающий в первую
очередь ответы на вопросы: кто из специалистов и что будет об­
следовать, какими методами? (Выбор специалиста и набора ме­
тодик для обследования зависит от основной диагностической
гипотезы.)

4. Если в процессе обсуждения все специалисты сходятся во мне­
нии о необходимости углубленного обследования несколькими
специалистами (например, при предположении у ребенка слож­
ного, сочетанного дефекта), планируется либо смена самой фор­
мы обследования, либо последовательная смена специалистов
в реализации коллегиального диагностического плана.

При этом каждый специалист сам решает, какими методами он будет осуществлять свое обследование, учитывая предложения и замечания других специалистов. Желательно максимально ис­ключить дублирование элементов обследования.

5. В случае изменения диагностической гипотезы в свете получае­
мых в ходе обследования данных (правило Байеса) должна быть
проведена оперативная корректировка хода обследования, при
необходимости - смена специалиста, ведущего обследование.

6. Определяются условия обследования (время, место, допусти­
мость обследования в присутствии нескольких специалистов,
с участием родителей и т.п.).

Присутствие родителей (законных представителей) определя­ется особенностями каждого конкретного случая.

Естественно, что в реальной практике коллегиальной формы обследования ребенка на ПМПК подобная технология в разве{ нутом виде не всегда может быть использована. Как правило, выбирается один ведущий специалист, который и проводит прак­тически все обследование. Чаще всего таким специалистом я ляется учитель-дефектолог или учитель-логопед. Все остальнЫ специалисты присутствуют как наблюдатели и лишь коррект! руют обследование.

В задачи психолога в первую очередь входит выявление с мой структуры развития, причин и механизмов, повлекШ* наблюдаемые феномены, что отражается в психологичесК диагнозе. Сами феномены актуального развития ребенка в# ны для психолога лишь как подтверждение диагностичес)


отезы. Это накладывает на психологическое обследование

Г сткие требования к индивидуальности его проведения. Тем

й нее что методический аппарат (диагностические методики и

' оТветствующие им дидактические материалы) не ориентиро-

на коллегиальную форму экспертного обследования. Все

0 не позволяет психологу наравне с другими специалистами чествовать в коллегиальном обследовании. В то же время,

пользуя в своей деятельности метод наблюдения, психолог

ясет в значительной степени уточнить и даже (при наличии достаточного профессионального опыта) изменить складыва­ющееся мнение о ребенке. К сожалению, технология подобно­го диагностического наблюдения с включением в него всех специалистов, лично не участвующих в процедуре обследова­ния, на настоящий момент разработана недостаточно.

Каждый специалист может вести собственный протокол (в свободной форме), в котором отмечаются как наблюдаемые факты, так и субъективные впечатления о них. Отраженное в протоколе мнение специалиста, переформулированное в виде соответствующего диагноза (для психолога — психологичес­кого диагноза), должно быть представлено в коллегиальном заключении ПМПК.

2.4. Структура и содержание заключения психолога

В целом структура и содержание заключения психолога ПМПК по результатам индивидуального углубленного психо­логического обследования практически полностью совпадает с обычным заключением (см. раздел III). Совершенно естествен­но, что содержание такого заключения должно соответство­вать профессиональным требованиям, диагностической гипо­тезе, включать общий план обследования ребенка на ПМПК и отвечать на запрос инициатора обращения на ПМПК по пово-ДУ назначения или изменения образовательного маршрута. Следует подчеркнуть, что мнение психолога об особенностях Рекомендуемого образовательного маршрута должно быть не

Нее значимо, чем мнение психиатра, логопеда и даже педа-0Га- Психологические рекомендации по дополнительной спе­циализированной ПОМ°ЩИ и сопровождению ребенка вне учеб-°г° процесса можно рассматривать как приоритетные.

Ьсли используется коллегиальная форма проведения об-

еДования, на наш взгляд, невозможно дать столь же ПОЛ-


ное и развернутое заключение, как при индивидуальном следовании. Сама структура, технология, методическое об печение психологической диагностики ориентированы име но на индивидуальность обследования и утрачивают эффе тивность при коллегиальной форме экспертизы. Поэтом заключение психолога о характере, типе и индивидуальны^ особенностях отклоняющегося развития ребенка, составлен ное по результатам коллегиальной формы проведения ПМПК может выражаться лишь в отдельных формулировках ноза, прогноза, рекомендаций и опираться только на психолога. По крайней мере, собственный опыт многолетней практики авторов в составе психолого-медико-педагогических комиссий разного уровня позволяет вынести такое резкое суж­дение.

Нельзя не привести мнение специалистов, участвовавших в проекте ТАСИС, касающееся структуры психологического заключения [50; 78; 118], согласно которому заключение пси­холога должно иметь трехуровневую структуру:

1-й уровень должен дать общий ответ на вопрос, имеются ли от­клонения в развитии ребенка (дизонтогенез), или трудности в обу­чении (социализации) обусловлены иными причинами. 2-й уровень — определение типа (вида, категории) нарушения раз­вития для разработки общих подходов в дальнейшем развитии ре­бенка. При наличии иных причин, обусловливающих трудности в обучении (социализации) — квалификация этих причин. Этот уро­вень, по сути, является психологическим диагнозом. 3 уровень описание индивидуальных особенностей ребенка, в том числе его ресурсных возможностей (эти характеристики должны учи­тываться в первую очередь при составлении индивидуальной про­граммы коррекционно-развивающей работы с ребенком).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: