Этапы работы консилиума

Характер запросов и жалоб родителей или специалис­тов, контактирующих с ребенком, достаточно детально про­анализирован в ряде пособий [94; 96; 98; 113], поэтому мы не считаем необходимым здесь на этом останавливаться. Желательно, чтобы описание проблем или жалоб происхо­дило заранее, например, при записи ребенка на консульта­цию. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка (см. раздел IV). В настоящее время Разработан ряд документов, карт развития и т.п., в кото-Pbix достаточно подробно и развернуто представлены те не­обходимые сведения о ребенке и его семье, с которыми дол-ен ознакомиться специалист, проводящий обследование ПеРвьщ.

Первичное обследование ребенка разными специалистами том числе и психологом) является первым этапом сопро-Во*Дения.

ной проблемой является определение последователь-сти обследования ребенка различными специалистами. Кто


из них должен проводить первичный прием? До сих пор вопрос не имеет однозначного решения. Несомненно, много' зависит от состава специалистов консилиума или образова тельного центра, куда был направлен ребенок. Следует отме тить, что существует два наиболее эффективных варианта решения этой проблемы. В том случае, когда в учреждении имеется психолог с большим опытом практической работы целесообразно, чтобы первичный прием проводил он. Когда же в силу тех или иных причин психолог не обладает необхо­димым опытом работы, первичный прием имеет смысл про­водить любому другому специалисту, в первую очередь лого­педу или врачу.

Если первичный прием проводит психолог, в своих рекомен­дациях он не только может, но и должен в каждом конкретном случае определить необходимость участия в обследовании дру­гих специалистов, а в некоторых случаях и определить после­довательность проведения обследований (консультаций) специ­алистами разного профиля. Несомненно, огромную роль в тако­го рода координационной работе играет опыт психолога. Психолог, осуществляющий первичное консультирование ре­бенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (психологический анамнез). Другие специалисты дополняют и уточняют полученные анамнестические данные [40; 61; 67 и др.].

Разумеется, психологический анамнез нисколько не осво­бождает от необходимости сбора классических сведений о за­болеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская часть анамнеза). Однако психологический анамнез своеобразен, ва­жен для построения общей гипотезы обследования и для по­становки психологического диагноза. По результатам прове­дения углубленного обследования психолог составляет раз­вернутое заключение.

Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.

В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования после проведения обследований специалист проводят коллегиальное обсуждение полученных результате)! Это обсуждение можно рассматривать в качестве второ этапа консилиумной деятельности. Коллегиальное обсужДе' ние результатов обследования позволяет выработать едиЖ представление о характере и особенностях развития ребенК* определить общий прогноз его дальнейшего развития и к°


еКС необходимых развивающе-коррекционных мероприя­тий-

Завершающей частью второго этапа работы психолога в

ямках консилиума является участие в выработке решения определению образовательного маршрута в соответствии оСобенностями и возможностями ребенка, а также опреде­ление необходимых психологических коррекционных и раз­вивающих программ. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалис­тов ДРУГ с другом. При необходимости определяется после­довательность включения различных специалистов в работу с ребенком.

Основным принципом деятельности команды специалис­тов на этом этапе является принцип мультидисциплинарнос-ти, выдвинутый в 1968 году ведущими отечественными пси­хологами А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.А. Смирновым.

Характерной особенностью деятельности психолога в со­временных условиях является то, что его работа не может протекать изолированно от работы других специалистов (и не только педагога). Сейчас в большинстве образовательных уч­реждений (а в системе специального образования — в обяза­тельном порядке) появляются такие специалисты, как лого­пед, социальный педагог, специалисты медицинского профи­ля (невролог, психиатр, педиатр), специалисты по охране здоровья. Пока еще их работа, как правило, недостаточно согласованна, каждый из них в первую очередь заботится о максимально полном выполнении своего объема работ, за­частую вне зависимости от того, что делают остальные. Эф­фективна ли такая помощь? Как должна быть организована совместная работа и ее эффективное распределение? Меж­дисциплинарный подход [118] позволяет решить эти про­блемы.

Задача психолога — объединить свои усилия с усилиями логопеда, учителя-дефектолога, врача, организовать единую слаженную команду — требует от него особых психотера­певтических навыков, умения создать психотерапевтичес-кУю атмосферу в деятельности консилиума. Эта сторона де-ЯТельности психолога в междисциплинарной команде еще

Достаточно разработана и требует дополнительных иссле-Дований.

^асто встает вопрос о том, необходимо ли присутствие

ебенка или его родителей (лиц, их заменяющих) на таком


обсуждении. Наш опыт показывает, что, если коллегия ное обсуждение ребенка проходит непосредственно после следования всеми специалистами (в течение 3-5 дней по последнего обследования, а то и непосредственно после закл чительного обследования каким-либо специалистом), луи^, не приглашать родителей на обсуждение, а предоставить р результаты в виде понятного для них заключения и разъя нить на консультации все интересующие или непонятнь им моменты. Как правило, эта консультация проводится ли самим руководителем консилиума, либо психологом. этом следует помнить, что каждый специалист обязан пр консультировать родителей по результатам своего обследо вания и дать собственные ясные и понятные рекомендацщ по развитию, воспитанию ребенка. Точно так же, с нащей точки зрения, каждый специалист обязан в доступной фор­ме предоставить родителям информацию о прогнозе даль­нейшего развитая ребенка, предполагаемой динамике его состояния. Тем более родителям должна быть предоставле­на информация (естественно, в щадящем режиме) о небла­гоприятности того или иного прогноза, возможном ухуд­шении состояния, динамики развития в целом. Нарушение этого принципа, сокрытие неприятной информации или и< кажение ее в угоду превратно понимаемого щадящего от­ношения к родителям и ребенку, на наш взгляд, является нарушением профессионального долга. Подобный факт дол­жен стать предметом обсуждения профессиональным сооб­ществом.

Если школьный консилиум не пришел к общему мне нию о том, какая развивающая и коррекционная работа с ребенком необходима, случай оказался сложным и опыта специалистов недостаточно, ребенок может быть напра] лен на консультацию более высокого уровня: муниципаль­ную, районную или даже региональную. Точно так же обходимо поступать и в ситуации конфликтных отноше* с родителями ребенка, непринятием родителями рекомен, ций консилиума. Подразумевается, что в консультации t лее высокого уровня сосредоточены более опытные cnei листы, что позволяет им правильно оценить состояние бенка. Да и авторитет такой организации может t хорошим мотивирующим компонентом воздействия на I дителей.

1ЯЯ


тэсе полученные результаты в виде общего (коллегиально-заключения консилиума в подобных случаях передают-я психолого-медико-педагогическую консультацию1 и в ; яьнейшем (после дополнительного обследования ребенка) ^ вращаются в данное образовательное учреждение с за- 3 ючениями всех специалистов консультации и рекоменда- по организации развития, воспитания и обучения ре-

бенка.

Следующим (третьим) этапом деятельности психолога

бразования является реализация решений консилиума (му­ниципальной консультации) в плане развивающе-коррекци-онных мероприятий внешкольного компонента или включе­ния специальной психологической помощи непосредственно в процесс обучения ребенка.

Развивающе-коррекционная работа проходит в индиви­дуальном или групповом (подгрупповом) режиме. В соответ­ствии с особенностями развития ребенка и наличием соот­ветствующих специалистов в школе определяются направ­ленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий. Наиболее важной задачей деятельности психолога на этом этапе является использование (а в некоторых случа­ях и разработка) индивидуально ориентированных программ специальной психологической помощи с учетом индивиду­ально-типологических особенностей ребенка или группы де­тей. С этим связана важная задача подбора детей для груп­повой работы. Кроме того, должна быть определена ориен­тировочная продолжительность отдельного занятия и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не толь­ко зафиксированы, но и обоснованы в программе коррек-Ционной работы.

Завершением этого этапа работы психолога является ди­намическое обследование (оценка состояния ребенка после °кончания цикла развивающе-коррекционной работы) или итоговое обследование. Как уже отмечалось в разделе III,

0 Результатам каждого из обследований пишется заклю­чение.

Данной ситуации следует говорить именно о консультации, а не комис-Рект °СКольку ребенок уже находится на обучении в соответствующем кор-гово °ННом Учреждении после прохождения ПМПК (комиссии), и мы можем тест 1ТЬ только о консультирующем, сугубо рекомендательном процессе. Ес-bt0Dh Ho> есл» речь не идет о диагностической ошибке и необходимости по-°Го прохождения ПМПК (в комиссионном режиме).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: