Опалубка (от «палуба», «опалубить» – покрыть настилом из досок и т. п.) – совокупность элементов и деталей, предназначенных для придания требуемой формы монолитным бетонным или железобетонным конструкциям, возводимым на строительной площадке.
Выбор типа опалубки определяется характером бетонируемых конструкций или сооружений, соотношением их геометрических размеров, принятой технологией производства работ, климатическими условиями.
Опалубку классифицируют по функциональному назначению в зависимости от типа бетонируемых конструкций:
- для вертикальных поверхностей, в том числе стен;
- для горизонтальных и наклонных поверхностей, в том числе перекрытий;
- для одновременного бетонирования стен и перекрытий;
- для бетонирования комнат и отдельных квартир;
- для криволинейных поверхностей (используется в основном пневматическая опалубка).
В зависимости от применяемого материала опалубка бывает деревянной, металлической, деревометаллической, железобетонной, армоцементной, из синтетических или прорезиненных тканей.
|
|
Разборно-переставная мелкощитовая опалубка состоит из набора элементов небольшого размера площадью до 3 м2 и массой до 50 кг, что позволяет устанавливать и разбирать их вручную. Из элементов опалубки можно собирать крупные панели и блоки, монтируемые и демонтируемые краном без разборки на составляющие элементы. Опалубка унифицирована, применима для самых разнообразных монолитных конструкций с постоянными, переменными и повторяющимися размерами. Наиболее целесообразно использовать опалубку для бетонирования неунифицированных конструкций небольшого объема.
Крупнощитовая опалубка состоит из крупноразмерных щитов и элементов соединения. Щиты опалубки воспринимают все технологические нагрузки без установки дополнительных несущих и поддерживающих элементов. Опалубку применяют для бетонирования протяженных стен, перекрытий и туннелей.
По трубам-бетоноводам бетонную смесь транспортируют с помощью бетононасосов и пневмонагнетателей.
В последнее время все шире применяют бетононасосы с гидроприводом, обеспечивающие плавную работу с надежным регулированием производительности, возможность реверсирования и подачи смеси по облегченным бетоноводам, закрепленным на шарнирно сочлененных стрелах с телеуправлением. Бетононасосы выпускаются с масляным или водяным гидроприводом, с принудительным возвращением поршней в исходное положение или с их жесткой связью. Подача насосов с гидроприводом — от 20 до 160 м3/ч. Находят применение также шланговые насосы, подача которых до 60 м3/ч.
7 Виды свай, шпунтовых ограждений.. В зависимости от характера работы свай в грунте различают сваи-стойки и висячие ■сваи. Сваи-стойки передают все давление на грунт основания через нижний конец сваи по площади ее поперечного сечения. Висячие сваи передают нагрузку на грунт как по площади своих поперечных сечений, так и по их боковой поверхности.
|
|
Сваи классифицируют: по способу изготовления (погружаемые в готовом виде и изготовляемые на месте в грунте — набивные); по виду материала (деревянные, железобетонные, металлические, комбинированные, грунтовые); по форме поперечного сечения (квадратные, прямоугольные, многогранные, сплошные и полые — трубчатые); по виду продольного сечения (призматические, цилиндрические, пирамидальные, конические). Шпунтовые сваи погружаются в грунт сплошными рядами свая к свае с плотным сопряжением между собой и используются для защиты выемок от грунтовых вод, для крепления стенок котлованов, устройства набережных и тд.
Шпинтовые ограждения выполняют из отдельных шпунтовых свай определенной конфигурации, обеспечивающих надежное соединение их в шпунтовый ряд. Деревянные сваи изготовляют из бревен диаметром не менее 18 см используя преимущественно древесину хвойных пород (сосна, пихта, лиственница). Длина деревянных сваи 6 5 8 5 м. Шпттовые деревянные сваи изготовляют из брусьев и толстых досок Соединяют их между собой с помощью треугольного ил^ прямоугольного гребня и паза. Нижний конец сваи заостряют. Железобетонные сваи изготовляют из обычного и предварительно напряженного железобетона. Они бывают призматиче скими - квадратного или прямоугольного сечения; призматический полыми; цилиндрическими трубчатыми, пирамидальными.
8.Виды экскаваторных забоев при разработке грунта. Забой — это рабочая зона экскаватора, где находятся его стоянка и разрабатываемый с этой стоянки массив грунта. В этой зоне располагают загружаемые транспортные средства или размещают отвал грунта. Последовательное перемещение экскаватора при разработке грунта с одной стоянки на другую называют проходкой. Прямой лопатой разрабатывают грунт, расположенный выше его стоянки, с погрузкой преимущественно в транспортные средства. Обратную лопату используют для разработки грунта, находящегося ниже уровня стоянки экскаватора с погрузкой в транспортные средства и реже с укладкой в отвал.
В зависимости от расположения экскаватора в забое по отношению к массиву грунта и характера разработки этого массива различают два вида забоев: лобовой и боковой. Соответственно проходки экскаватора могут быть лобовыми и боковымиЛобовым забоем (см. рис. V.9) разрабатывают выемки ограниченной ширины. На местности, не имеющей крутых склонов, при отрывке неглубоких узких котлованов возможно движение транспортных средств за бровкой выемки. Зигзагообразная проходка. Поперечная прохъодка. Боковым забоем (рис. V.10) разрабатывают широкие выемки. Если геометрический центр кузова транспортной единицы расположен на оси землевозного пути, то при разгрузке ковша в центр кузова средний угол поворота экскаватора р не превышает 90°. Схемы копания экскаватором «прямая лопата» при разработке котлованов: а — схема копания механическим экскаватором; б — то же, гидравлическим; и — лобовой забой при движении транспорта за бровкой котлована; г—то же, при подаче транспортных средств в котловн по одну сторону экскаватора; б —то же, при подаче транспортных средств в котлован на обе стороны экскаватора; е — то же, при перемещении экскаватора по зигзагу; ж — то же, при поперечном перемещении экскаватора: а —то же, при разработке котлована шириной более 3,5Яр; и — отрывка въездной траншеи; / — ось котлована; 2 —лобовая проходка; 3 — въездная траншея; 4 — боковые проходки (раз-- меры в м)