Классификация организационных структур управления

Множество типов организационных структур обусловлено разнообразием критериев их классификации. Среди них можно выделить общие, особенные и частные.

К общим критериям относятся специфика воспроизводства, формы обобществления и масштабы производства, к особенным — формы собственности, принципы организации управления, характер связей, к частным — формы организации производства и управления.

По признаку воспроизводственного цикла различаются экстенсивные и интенсивные организационные структуры; по формам связи — горизонтальные (смешанного типа) и вертикальные (стратифицированные); по формам собственности государственные (административные), кооперативные, смешанные, частные; по принципам организации производства и управления отраслевые (межотраслевые), территориальные, программно-целевые и производственные; по сферам деятельности государственные, общественные, коммерческие; по методам хозяйствования государственные, корпоративные, частные; по уровням управления федеральные, региональные, муниципальные; по

формам организации производства высокоспециализированные, малые, крупные предприятия; по формам организации управления концерны, тресты, ассоциации.

Количество и качество организационных структур имеют тенденцию к динамическому изменению. Это происходит в результате сочетания различных объективных и иных обстоятельств, и также качественных изменений в обществе благодаря радикальной реформе в организационных структурах управления на всех уровнях развития рыночных отношений.

Многообразие критериев формирования организационных структур не дает оснований для их противопоставления, важно, чтобы они удовлетворяли общему критерию эффективности ― давали высокий социальный результат. Мобильность организационных структур, их адаптивность к месту и времени, разнообразие форм их организации возможно и целесообразно регламентировать с учетом исторических особенностей развития государственного, коммерческого и общественного управления.

Организационные структуры призваны быть гибкими, создаваемыми под определенные цели и перестраиваемыми по мере возникновения новых задач. Соответственно предусматриваются нормативные правила не только создания, функционирования организационных структур, но и расформирования организации.

При формировании организационных структур управления необходимо тщательно продумать соотношение единоначалия коллегиальности. Их умелое сочетание не исключает, однако, использования принципа прямой подчиненности. В организационной структуре управления каждый исполнитель должен иметь только одного непосредственного руководителя. Когда практикуют двойное подчинение или вышестоящий руководитель передав свои решения работникам, минуя их непосредственного начальника, то тем самым подрывается уважение к последнему, создается обстановка необязательности и возникает стремление уйти ответственности.

24 Система региональных рынков

– совокупность связанных между собой рыночных образований различного типа, обеспечивающих эффективное развитие и функционирование регионального воспроизводства. Рынки, объединяя внешнее и внутреннее экономическое пространство регионального воспроизводственного процесса, создают социально-экономическую среду региона. В систему региональных рынков входят потребительский рынок, рынок средств производства, рынок труда, рынок финансово-кредитных ресурсов и ценных бумаг, рынок недвижимости, рынок информации и знаний. Региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей по конкретному виду товара. Региональный рынок имеет открытый характер и развитые экономические связи с другими регионами страны и мира. Экономическая диагностика процессов развития региональных рынков предполагает анализ региональных факторов развития рыночных процессов и выявление отклонений от нормального развития, оценку взаимосвязей между субъектами региональных рынков, определение тенденций развития региональных рыночных отношений и анализ конъюнктуры региональных рынков.
Изучение рыночной инфраструктуры региона подразумевает анализ уровня развития и экономического потенциала рыночной инфраструктуры, оценку сбалансированности в развитии отдельных элементов рыночной инфраструктуры и анализ их размещения по территории.

25.Экономическое пространство и конъюнктура региональных рынков России.

Экономическое пространство – территория, насыщенная взаиморасположенными и взаимоувязанными элементами (объектами).При этом следует различать внешнее и внутреннее экономическое пространство.

Внешнее экономическое пространство обеспечивает субъектов рыночных отношений материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами. Внутреннее экономическое пространство – условия и предпосылки для функционирования системы региональных рынков Эффективность функционирования экономического пространства зависит от емкости и структуры потребления внутри региона и характера и ассортимента производства. Конъюнктура региональных рынков представляет собой совокупность факторов и условий, определяющих развитие экономики региона или какой-либо ее сферы. Общерегиональная рыночная конъюнктура определяет состояние на данный момент всей системы региональных рынков, функционирующей в рамках регионального воспроизводственного процесса. В рамках конъюнктуры товарных рынков изучается не вся рыночная система, а текущие изменения и колебания в сфере производства и реализации отдельных товаров или товарных групп, включая внутрирегиональный и межрегиональный аспекты.К контролируемым конъюнктурообразующим факторам относятся области принятия решений, находящиеся в компетенции высшего руководства(определение товарного ассортимента; определение ценовой политики; определение сбытовой политики;регулирование объемов произ-ва)

Неконтролируемые конъюнктурообразующие факторы – это условия, не определяемые органами власти, но влияющие на характер и время принимаемых решений и в целом на степень успеха развития региона. К основным макрофакторам относятся: (экономический, научно-технический, социалъно-демографический, природно-климатический фактор, политический: стабильность политической власти; развитие нормативно-правовой базы и др.К факторам мезоуровня относится поведение потребителей и хозяйствующих субъектов региона.Основной характеристикой конъюнктуры регионального рынка служит степень сбалансированности спроса и предложения.При благоприятной конъюнктуре складываются условия, облегчающие сбыт и продажу товаров, обеспечивающие рост прибыли, достигается сбалансированность спроса с предложением.Неблагоприятной конъюнктурой считается ситуация, характеризующаяся отставанием спроса от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, затруднениям в сбыте товаров, спаду деловой активности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: