Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков

Конкурентная среда региональных рынков представляет собой совокупность рыночных субъектов и факторов, определяющих характер взаимоотношений между производителями и потребителями в регионе.

Конкурентная среда регионального рынка определяется типом конкуренции и институциональной структурой рынка, развитием различных организационно-правовых форм и форм собственности субъектов рынка.

Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур:

· регионально-монополистическая;

· регионально-олигополистическая;

· деконцентрированная структура регионального рынка.

В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть охарактеризована как:

· монополия иностранной фирмы;

· доминирование иностранных фирм;

· олигополии иностранных фирм;

· конкурирующие иностранные фирмы при наличии отечественных производителей;

· конкурирующие иностранные фирмы при отсутствии отечественных производителей.

Основными показателями оценки конкурентной среды регионального рынка являются следующие.

Индекс концентрации рынка (CR), определяемый как доля от общего объема продаж товаров (или от общего объема мощностей, численности занятых, физического объема выпуска продукции), приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с их долей рынка.

Индекс Лернера (L) ориентирован на измерение и описание результата функционирования рынка и поведения фирм и рассчитывается по формуле:

где P – цена;

C – предельные издержки.

Данный индекс отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в, условиях монополии.

Индекс Герфинделя-Гиршмана,определяемый по формуле:

где N – число фирм;

D – доля рынка i - й фирмы.

Максимальное значение индекса достигается при монополии и равно единице.

Развитие конкурентной среды региональных рынков во многом зависит от институциональной структуры экономики региона.

Институциональная структура регионального рынка представляет собой совокупность субъектов (предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности), функционирующих на отдельно взятом региональном рынке.

Рыночная инфраструктура региона – это сложная организационно-экономическая система, основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде региона.

Рыночная инфраструктура является одной из подсистем региональной экономики, которая призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых рыночных отношений. Рыночная инфраструктура региона может быть классифицирована по ряду признаков.

По функциональному признаку выделяются:

· торгово-посредническая инфраструктура;

· финансово-кредитная инфраструктура;

· экономико-информационная инфраструктура;

· экономико-правовая инфраструктура;

· внешнеэкономическая инфраструктура.

По признаку обслуживания рынков инфраструктура может быть:

· общерыночная, универсального характера;

· обслуживающая несколько различных рынков;

· обслуживающая отдельные рынки.

По пространственному признаку рыночная инфраструктура может быть:

· международная;

· национальная;

· межрегиональная;

· региональная;

· городская и районная.

По формам собственности выделяется инфраструктура:

· частной, кооперативной, государственной форм собственности;

· находящаяся в собственности общественных организаций;

· принадлежащая иностранным собственникам;

· смешанной формы собственности

·

·

·

·


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: