| Фамилия, инициалы ученого | Наимено- вание возрастно- го периода | 1Продолжи- тельность возрастного периода | Ведущая деятель- ноеть | Основные психологические новообразования |
| Выготский Л.С. | Раннее детство Кризис 3-х лет | 1-3 года | Предмет- ная дея- тельность | Речь как коммуникативная функция. Возникновение устойчивого, независимого от внешних положений осмысленного восприятия. Перестройка социальных взаимоотношений личности-ребенка и окружающих людей. Новое отношение ребенка к собственному аффекту. |
| Эльконин Д.Б. | Раннее детство Кризис 3-х лет | 1- 3 года | Предмет- но- манипуля- тивная | Речь. Наглядно-действенное мышление. Целеполагание. Появление собственно орудийных действий. Появление у ребенка феномена «Я-сам». |
| Слободчи- ковВ.И.,, Исаев Е.И. | Раннее детство Кризис раннего детства | 13- 3,0 года 2,5-3,5 года | Предмет- ные действия | Синтез самости. Развитие познавательной и двигательной активности. Формирование наглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления. Становление первичного идеального, внутреннего плана действий, плана представлений. Складываются основные структуры языка, активная речь, овладение лексикой, грамматикой, прагматикой языка. Превращение речи в основное средство общения. Возникновение устойчивого интереса к другим детям. Появление новой формы организации сознания - «Я - действие». Становление самодействующего субъекта; потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность; Симптомы негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, своенравия, проявления протеста в поведении, обесценивания предметов, ревности, стремления к деспотизму. |
| Мухина В.С. | Ранний возраст | 1-3 года | Предмет- ная дея- тельность | Развитие речи. Развитие соотносящих и орудийных действий. Освоение замещений. Развитие знаковой функции сознания. Вхождение в мир постоянных вещей. |
| Сапогова Е.Е. | Раннее детство | 1-3 года | Предметная деятельность. Возникновение речи. Развитие самостоятельной ходьбы. Возникновение сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». | |
| Немов Р.С. | Ранний возраст | 1 -3 года | Предмет- ная дея- тельность | Способность понимать, развитие подражания, появление первых признаков эгоцентрической речи. Сознательно контролируемые произвольные действия. Начало вербализации познавательных процессов, овладение речью. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. |
| Ермолаева М.В | Ранний возраст | 1-3 года | Предмет- ная дея- тельность | Качественное изменение понимания речи, «языковые» открытия, формирование собственной активной речи, усвоение грамматических форм родного языка. Развитие зрительной ориентировки. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми к их установлению. Наглядно-действенное мышление. Мысленные действия с образами, представлениями о предметах и способах их употребления. Начало формирования знаковой (символической) функции сознания. Появление воспоминания, увеличение латентного периода воспоминания. Развитие воображения. Образование «системы - Я». |






