Общая психологическая характеристика младенчества

Автор Наименование возрастного периода Продолжительность возрастного периода Ведущая деятельность Основные психологические новообразования
Выготский Л.С. Кризис новорожденности 0-2 месяца   Ребенок отдаляется от матери физически, но не биологически. Основное новообразование – индивидуальная психическая жизнь новорожденного
Младенческий возраст 2 месяца – 1 год   Возникает интерес к внешнему миру. Переход к активности. Постепенный рост энергетических ресурсов ребенка и динамическое изменение первоначального отношения к миру. Основное новообразование – первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности.
Кризис 1 года жизни     Становление ходьбы и речи определяют расширение пространства с которым ребенок стремиться познакомиться. Возникают первые акты протеста, оппозиции, реакции не дифференцированы по воле и аффекту.
Эльконин Д.Б. Кризис новорожденности     Основное новообразование – комплекс оживления. Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.
Младенчество До 5-6 месяцев Непосредственно-эмоциональное общение Очень интенсивное развитие сенсорных систем. Развитие элементарных форм ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые реакции. Появление реакции на новизну. Попытки привлечь внимание взрослого при помощи голоса.
Кризис одного года жизни 5-6 месяцев -1 год Непосредственно-эмоциональное общение Возникновение первого организованного направленного действия – акта хватания. Акт хватания определяет возникновение предметного восприятия, восприятия пространства. Акт ходьбы обуславливает расширение пространства, с которым ребенок может знакомиться и отдаление от взрослого. Появляются первые слова.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Родовой кризис 2 месяца до рождения – 3 недели   Появление сосредоточений: пищевого, зрительного, слухового и пр. появление координации действий. Первые проявления мышления.
Новорожденность 0,5- 4 месяца   Формирование особых отношений с матерью (комплекс оживления). Возникновение акта хватания. Сидение без поддержки. Подражание как своеобразная форма общения и механизм развития речи.
Кризис новорожденности 3,5-7 месяцев   Появление комплекса коммуникативных телесно-поведенческих средств. Прямохождение.
Младенчество 6-12 месяцев   Появление функциональных действий (нанизывание, вкладывание и пр). появление привязанности к определенным людям. Появление речи и простейших актов мышления. Формирование субъектности ребенка в форме эмоционально окрашенного самоощущения защищенности и доверия к окружающему миру. Прямохождение. Интенсивное развитие речи. Развитие понимания постоянства предметов, формирование представлений.
Кризис младенчества 11-18 месяцев   Формирование структуры сознания «Мы-они». Возникновение предметного отношения к миру. Обособление от непосредственно-практической связи со взрослым.
Сапогова Е.Е. Новорожденность 0-1 месяц   Появление индивидуальной психической жизни (преобладание нерасчлененных переживаний, отсутствие выделения себя из среды).
Младенчество 1 месяц – 1 год   Появление «комплекса оживления». Первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».
Мухина В.С. Новорожденность 0-2 месяца   Чувство доверия к человеку. Вхождение в мир человеческих отношений. Прямохождение. Начало понимания речи.
  Собственно младенчество 2 месяца – 1 год  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: