| Автор | Наименование возрастного периода | Продолжительность возрастного периода | Ведущая деятельность | Основные психологические новообразования |
| Выготский Л.С. | Кризис новорожденности | 0-2 месяца | Ребенок отдаляется от матери физически, но не биологически. Основное новообразование – индивидуальная психическая жизнь новорожденного | |
| Младенческий возраст | 2 месяца – 1 год | Возникает интерес к внешнему миру. Переход к активности. Постепенный рост энергетических ресурсов ребенка и динамическое изменение первоначального отношения к миру. Основное новообразование – первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности. | ||
| Кризис 1 года жизни | Становление ходьбы и речи определяют расширение пространства с которым ребенок стремиться познакомиться. Возникают первые акты протеста, оппозиции, реакции не дифференцированы по воле и аффекту. | |||
| Эльконин Д.Б. | Кризис новорожденности | Основное новообразование – комплекс оживления. Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. | ||
| Младенчество | До 5-6 месяцев | Непосредственно-эмоциональное общение | Очень интенсивное развитие сенсорных систем. Развитие элементарных форм ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые реакции. Появление реакции на новизну. Попытки привлечь внимание взрослого при помощи голоса. | |
| Кризис одного года жизни | 5-6 месяцев -1 год | Непосредственно-эмоциональное общение | Возникновение первого организованного направленного действия – акта хватания. Акт хватания определяет возникновение предметного восприятия, восприятия пространства. Акт ходьбы обуславливает расширение пространства, с которым ребенок может знакомиться и отдаление от взрослого. Появляются первые слова. | |
| Слободчиков В.И., Исаев Е.И. | Родовой кризис | 2 месяца до рождения – 3 недели | Появление сосредоточений: пищевого, зрительного, слухового и пр. появление координации действий. Первые проявления мышления. | |
| Новорожденность | 0,5- 4 месяца | Формирование особых отношений с матерью (комплекс оживления). Возникновение акта хватания. Сидение без поддержки. Подражание как своеобразная форма общения и механизм развития речи. | ||
| Кризис новорожденности | 3,5-7 месяцев | Появление комплекса коммуникативных телесно-поведенческих средств. Прямохождение. | ||
| Младенчество | 6-12 месяцев | Появление функциональных действий (нанизывание, вкладывание и пр). появление привязанности к определенным людям. Появление речи и простейших актов мышления. Формирование субъектности ребенка в форме эмоционально окрашенного самоощущения защищенности и доверия к окружающему миру. Прямохождение. Интенсивное развитие речи. Развитие понимания постоянства предметов, формирование представлений. | ||
| Кризис младенчества | 11-18 месяцев | Формирование структуры сознания «Мы-они». Возникновение предметного отношения к миру. Обособление от непосредственно-практической связи со взрослым. | ||
| Сапогова Е.Е. | Новорожденность | 0-1 месяц | Появление индивидуальной психической жизни (преобладание нерасчлененных переживаний, отсутствие выделения себя из среды). | |
| Младенчество | 1 месяц – 1 год | Появление «комплекса оживления». Первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я». | ||
| Мухина В.С. | Новорожденность | 0-2 месяца | Чувство доверия к человеку. Вхождение в мир человеческих отношений. Прямохождение. Начало понимания речи. | |
| Собственно младенчество | 2 месяца – 1 год |






