Общая психологическая характеристика взрослости (по взглядам отечественных ученых)
Фамилия, инициалы ученого
| Наимено- вание возраст- ного пе- риода
| Продолжи- тельность возрастного периода
| Ведущая деятель- ность
| Основные психологические новообразования
|
|
|
|
|
|
Слободчи- ковВ.И., Исаев Е.И.
|
Взрос- лость
Кризис взрослости
| 32-42 хода 39-45лет
| Профессио- нальная дея- тельность
| Синтез уникального самобытия человека. Вершина творческих сил, ориентированность на достижение общественно значимых целей, материального благополучия. Высокая работоспособность и продуктивность.
Взвешенные оценки своих возможностей. Целостная самооценка личности. Второй пик в развитии мышления (34-37 лет), устанавливаются более устойчивые связи между вербально-логическим и практическим мышлением. Специализация психических функций. Возникновение затруднений в овладении новых видов деятельности. Формирование таких качеств, гак обьективность, взвешенность, деловитость. Ответственность за себя и других. Первые признаки убывания физических сил;
стремление к улучшению здоровья; осознание расхождения между мечтами и жизненными целями и действительность его существования;
кризис ценностей и поиск новых ценностных оснований в жизни, духовных опор; оценка жизненных целей и возможностей, выработка нового образа Я.
|
Сапогова ЕЕ.
| Взрос- лость (зрелость)
| 30 - (55-65) лет
| Трудовая деятель- ность, вос- питание но- вого поко- ления
| Производительность (генеративность). Порождение (продолжение рода). Умение брать на себя ответственность. Способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других. Склонность к философским обобщениям. Защита системы собственных принципов н жизненных ценностей. Способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли. Формирование индивидуального жизненного стиля. Стабилизация системы социальных ролей.
|
Развитие психофизиологических функций и ощущений в периоды
молодости и взрослости
Функции и ощущения
| Определение
| Особенности развития
|
Время реакции
| Временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) И началом обусловленного инструкцией (при про- ведении обследования) ответа на этот сигнал.
| Постепенное и неуклонное укорачивание времени реакции. Достижение к 23-25 годам многих психофизиологических функций и ощущений своего максимальною развития и сохранение на достигну- том уровне до 40 лет.
|
Аналитическая деятельность полушарий
| Деятельность полушарий головного мозга по расчленению полученной информации на составные элементы
| Прогрессирует, ни в какой мере не прекращаясь и не свертываясь по мере формирования сложных систем
|
Синтетическая деятельность по- лушарий
| Деятельность полушарий головного мозга по соединению отдельных единиц информации в целостный психический образ
| Обеспечивает в процессе развития расширенное воспроизведение потоков информации, ее упорядочение, отбор и организацию постоянного взаимодействия всех каналов связи с окружающей средой
|
Сенсибилизация
| Повышенная чувствительность нервных центров под влиянием действия раздражителей
| Повышение чувствительности чело- века тесно взаимосвязано с изменением времени реакции
|
Сенсорно- перцептивные процессы
| Процессы получения чувственной информации о пред- метах и явлениях окружаю- щей действительности
.....
| Проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если находится систематически в состоянии полезного.для нее оптимального (а не только посильного) напряжения. Это именно то основное условие, которое обеспечивает сенсибилизацию функций в процессе труда (Б. Г. Ананьев)
|