Общая психологическая характеристика взрослости (по взглядам отечественных ученых)

Фамилия, инициалы ученого Наимено- вание возраст- ного пе- риода Продолжи- тельность возрастного периода Ведущая деятель- ность Основные психологические новообразования
         
  Слободчи- ковВ.И., Исаев Е.И.   Взрос- лость Кризис взрослости 32-42 хода 39-45лет Профессио- нальная дея- тельность Синтез уникального самобытия человека. Вершина творческих сил, ориентированность на достижение общественно значимых целей, материального благополучия. Высокая работоспособность и продуктивность. Взвешенные оценки своих возможностей. Целостная самооценка личности. Второй пик в развитии мышления (34-37 лет), устанавливаются более устойчивые связи между вербально-логическим и практическим мышлением. Специализация психических функций. Возникновение затруднений в овладении новых видов деятельности. Формирование таких качеств, гак обьективность, взвешенность, деловитость. Ответственность за себя и других. Первые признаки убывания физических сил; стремление к улучшению здоровья; осознание расхождения между мечтами и жизненными целями и действительность его существования; кризис ценностей и поиск новых ценностных оснований в жизни, духовных опор; оценка жизненных целей и возможностей, выработка нового образа Я.
Сапогова ЕЕ. Взрос- лость (зрелость) 30 - (55-65) лет Трудовая деятель- ность, вос- питание но- вого поко- ления Производительность (генеративность). Порождение (продолжение рода). Умение брать на себя ответственность. Способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других. Склонность к философским обобщениям. Защита системы собственных принципов н жизненных ценностей. Способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли. Формирование индивидуального жизненного стиля. Стабилизация системы социальных ролей.

Развитие психофизиологических функций и ощущений в периоды
молодости и взрослости

Функции и ощущения Определение Особенности развития
Время реакции Временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) И началом обусловленного инструкцией (при про- ведении обследования) ответа на этот сигнал. Постепенное и неуклонное укорачивание времени реакции. Достижение к 23-25 годам многих психофизиологических функций и ощущений своего максимальною развития и сохранение на достигну- том уровне до 40 лет.
Аналитическая деятельность полушарий Деятельность полушарий головного мозга по расчленению полученной информации на составные элементы Прогрессирует, ни в какой мере не прекращаясь и не свертываясь по мере формирования сложных систем
Синтетическая деятельность по- лушарий Деятельность полушарий головного мозга по соединению отдельных единиц информации в целостный психический образ Обеспечивает в процессе развития расширенное воспроизведение потоков информации, ее упорядочение, отбор и организацию постоянного взаимодействия всех каналов связи с окружающей средой
Сенсибилизация Повышенная чувствительность нервных центров под влиянием действия раздражителей Повышение чувствительности чело- века тесно взаимосвязано с изменением времени реакции
Сенсорно- перцептивные процессы Процессы получения чувственной информации о пред- метах и явлениях окружаю- щей действительности ..... Проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если находится систематически в состоянии полезного.для нее оптимального (а не только посильного) напряжения. Это именно то основное условие, которое обеспечивает сенсибилизацию функций в процессе труда (Б. Г. Ананьев)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: