| Фамилия, инициалы ученого | Наимено- вание возрас- тного пе- риода | Продолжи- тельность возрастного периода | Ведущая деятель- ность | Основные психологические новообразования |
| | | | | |
| Выготский Л.С. | Школьный воз- раст Кризис 13 лет | 8-13 лет | Учебная деятель- ность. | Произвольное и осознанное внимание (новое соотношение фигуры и фона ситуации). Осмысленная мнемоническая деятельность. Рефлексия, которая преображает познавательную деятельность учащихся, характер их отношения к себе и к окружающим людям. |
| Эльконин Д.Б. | Младший школь- ный воз- раст Кризис 11 лет | 7-11 лет | Учебно- познава- тельная | Произвольность. Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Интеллект опосредует развитие всех других функций. Формирование теоретического мышления. Произвольность и осознанность всех психических процессов, их внутреннее опосредствование. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. |
| Слободчи- ков В.И., Исаев Е.И. | Отроче- ство | 6,5 -11,5 лет | Учебная деятель- ность | Синтез субъекта собственных действий. Развитие теоретического сознания и мышления. Произвольность, намеренность и осмысленность в поведении. Умение ставить цели, контролировать деятельность. Формирование анализа, планирования рефлексии. Абстрактность и обобщенность мышления. Восприятие как организованное наблюдение. Интеллектуальный характер памяти. Целенаправленность и произвольность внимания, увеличение его объема распределенности. Повышение устойчивости эмоциональных состояний, формирование высших чувств. Стремление занять определенное место в системе отношений среди младших школьников. |
| Мухина ВС. | Младший школь- ный воз- раст | 6-7-9-10 лет | Учебная деятель- ность | Усвоение специальных психофизических действий по обслуживанию учебной деятельности. Предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Формирование особой рефлексии, связанной с умственными операциями. Развитие адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. Овладение содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.). Совершенствование рефлексии на себя и на других, упражнения воли к достижению цели. Превращение освоения речи в речевую деятельность. Произвольность и самостоятельность внимания, памяти, воображения. Переживание своей «самости», притязания на признание окружающих, развитие самоконтроля и самооценки. Развитие чувств: ответственности, со- переживания. |
| Сапогова Е.Е. | Младший школь- ный воз- раст | (6-7)-(9-11) лет | Учение | Интеллектуальная рефлексия. Произвольность. Внутренний план действий. Развитие произвольности внимания, памяти, воображения, восприятия. Освоение классификации, сравнения, аналитико-синтетического типа деятельности. Появления «Я-концепции», единства личности. |
| Немов Р.С. | Младший школь- ный воз- раст | (6-7)-(10- 11)лет | Учебная и трудо- вая дея- тельность | Опосредствованные произвольно регулируемые познавательные процессы. Различение ребенком своих возможностей и способностей. Развитие самостоятельности. Появляется понимание относительности существующих норм (нравственный релятивизм). Появление значимых социальных мотивов. |
| Ермолаева М.В. | Младший школь- ный воз- раст | 7-(10-11) лет | Учебная деятель- ность | Произвольность и осознанность всех психических процессов, их внутреннее опосредование. Зарождение рефлексии. Формирование целенаправленного произвольного наблюдения и внимания. Появление сознательного управления памятью и регулирования ее проявлениями (запоминанием, воспроизведением, припоминанием). Развитие репродуктивного воображения. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер, преобразуется в теоретическое дискурсивное. Овладение своим поведением. Формирование высших чувств: эстетических, социальных, моральных. |
| Фамилия, инициалы ученого | Наимено- вание возрас- тного пе- риода | Продолжи- тельность возрастного периода | Ведущая деятель- ность | Основные психологические новообра- зования |
| | | | | |
| Выготский Л.С. | Пубертатный возраст Кризис 17 лет | 14-17 лет | Общение со свер- стниками | Чувство взрослости. Самосознание - социальное сознание, повернутое вовнутрь. Процесс образования понятий, развитие интеллектуальной деятельности. Воображение, фантазии. Рефлексия. |
| Эльконин Д.Б. | Подростк овый возраст Кризис 15 лет | 11-15 лет | Деятель- ность общения в процес- се обуче- ния и труда | Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм. Стремление к «взрослости» (чувство взрослости и стремление к взрослости). Усвоение моральных норм. Возникновение самоизменений и начало их постепенного осознания. |
| Слободчи- ков В.И., Исаев Е.И. | Кризис отрочест- ва | 11,0-14,0 лет | Общение со свер- стниками (по Д.Б. Элькони- ну); об- ществен- но значи- мая дея- тельность (по ВВ. Давыдо- ву) | Бурные изменения в физиологии и внешнем облике. Половое созревание. Возникновение самосознания, потребность познать самого себя как личность. Формирование чувства взрослости. Теоретическое мышление в учебной деятельности. Внутренняя рефлексия, открытие собственного Я. Потребность в автономии от взрослых в суждениях и поведении. Переориентация с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей. |
| Мухина В.С. | Отроче- ство (подрост- ковый возраст) | (11-12)- (14-15)лет | Общест- венно по- лезная деятель- ность | Сензитивность к социальным явлениям. Рефлексия на себя и других. Потребность к идентификации со сверстниками и кумиром. Потребность в обособлении. |
| Немов Р.С. | Подрост- ковый возраст | (11-12)- (14-15)лет | Общение, труд | Развитие самосознания, самоуправления и самоконтроля. Соединение памяти и мышления. Способность к разнным видам научения. Повышенная интеллектуальная активность. Возникновение теоретизирования и интеллектуальных обобщений. Появление избирательности и самостоятельности в учении. Тяга к взрослости. Возникновение внутренней позиции. Самовоспитание волевых качеств. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии. |
| Сапогова ЕВ. | Подрост- ковый возраст (отроче- ский воз- раст) | (9-11)-(14- 15)лет | Общение со свер- стниками и обще- ственно- полезная деятель- ность. | Чувство взрослости. Перестройка мотивационной сферы - изменение смысла уже существующих мотивов. Появление элементов теоретического мышления. Профессиональная направленность интересов и жизненных планов. Формирование идентичности. |
| Ермолаева М.В. | Подрост- ковый возраст | (10-11)- (15-16) лет | Социаль- но при- знаваемая и соци- ально одобряе- мая дея- тельность (по Д.И. Фельд- штейну) | Осознание своего Я и утверждение во взрослом мире. Личностная рефлексия, тенденция к самостоятельности и потребность в ее признании. Развитие социальной ответственности. Потребность в самоопределении и самореализации, «Чувство взрослости» - центральное в сфере чувств. Развитие потребности быть принятым, признанным и уважаемым коллективом сверстников. Способность эмпатии по отношению к взрослым. Восприятие становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Объемность и избирательность, концентрированность и распределенность внимания. Увеличение объема и избирательности памяти. Способность к абстрактному мышлению, активность и самостоятельность мышления. Воображение «уходит в сферу фантазий». |
| Фамилия, инициалы ученого | Наимено- вание возраст- ного пе- риода | Продолжи- тельность возрастного периода | Ведущая деятель- ность | Основные психологические новообразования |
| | | | | |
| Эльконин Д.В. | Ранняя юность | 15-17 лет | Учебно- профес- сиональ- ная | Мировоззрение. Профессиональные интересы. |
| Слободчи- ков В.И., Исаев Е.И. | Юность Кризис юности | 13-21 | Учебно- профес- сиональ- ная дея- тельность Труд | Синтез личностного способа бытия. Саморефлексия. Осознание собственной индивидуальности. Появление жизненных планов. Готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни. Постепенное врастание в различные сферы жизни. Становление мировоззрения. Становление авторства в собственной жизни. Выработка собственного мировоззрения. Определение своей самобытности и уникальности. Сознательное и целенаправленное саморазвитие. Личностное и профессиональное само- определение. |
| Мухина В.С. | Юность | (15-16)- (21-25) лет | | Возможность второго рождения личности. Формирование внутренней позиции по отношению к себе, другим людям, к моральным ценностям. Пробуждение стремления к противоположному полу. Идентификация с собой, со сверстниками. Формирование защитных механизмов от стороннего вторжения. Самостоятельное определение своей судьбы. Планирование своего места среди людей, своей деятельности. Развитие механизмов идентификации - обособление (уточнение сферы чувствования, сопереживания и, одновременно, дистанцирования при взаимодействии с другими). |
| Ермолаева МВ. | Юноше- ский воз- раст | (17-18)- 23 года | Профес- сиональ- ное само- опреде- ление | Формирование мировоззрения. Развитие самосознания. Потребность в определении смысла жизни. Расширение системы ценностей, формирование нравственного стержня. Построение жизненных планов, устремленность в будущее. Выравнивание (по сравнению с подростковым) общего эмоционального самочувствия. Прилив жизненных сил. Повышение эмоциональной восприимчивости, рост способности к сопереживанию. Обострение эстетических переживаний, развитие чувства долга, ответственности, убеждений. Формирование принципиальности. Систематичность и критичность мышления. Способность к творческой деятельности. |
| Сапогова Е.К. | Юноше- ский воз- раст | (14-15)-18 лет | Учебио- профес- сиональ- ная дея- тель- ность. | Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».Определение своего места в жизни и внутренней позиции, формирование мировоззрения. Моральное сознание и самосознание. Развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления. Философская рефлексия. Тяга к абстрагированию. Увеличение степени индивидуализации в интересах и способностях. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности. Осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности. |