Общая психологическая характеристика младшего школьного возраста (по взглядам отечественных ученых)

Фамилия, инициалы ученого Наимено- вание возрас- тного пе- риода Продолжи- тельность возрастного периода Ведущая деятель- ность Основные психологические новообразования
         
Выготский Л.С. Школьный воз- раст Кризис 13 лет 8-13 лет Учебная деятель- ность. Произвольное и осознанное внимание (новое соотношение фигуры и фона ситуации). Осмысленная мнемоническая деятельность. Рефлексия, которая преображает познавательную деятельность учащихся, характер их отношения к себе и к окружающим людям.
Эльконин Д.Б. Младший школь- ный воз- раст Кризис 11 лет 7-11 лет Учебно- познава- тельная Произвольность. Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Интеллект опосредует развитие всех других функций. Формирование теоретического мышления. Произвольность и осознанность всех психических процессов, их внутреннее опосредствование. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Слободчи- ков В.И., Исаев Е.И. Отроче- ство 6,5 -11,5 лет Учебная деятель- ность Синтез субъекта собственных действий. Развитие теоретического сознания и мышления. Произвольность, намеренность и осмысленность в поведении. Умение ставить цели, контролировать деятельность. Формирование анализа, планирования рефлексии. Абстрактность и обобщенность мышления. Восприятие как организованное наблюдение. Интеллектуальный характер памяти. Целенаправленность и произвольность внимания, увеличение его объема распределенности. Повышение устойчивости эмоциональных состояний, формирование высших чувств. Стремление занять определенное место в системе отношений среди младших школьников.
Мухина ВС. Младший школь- ный воз- раст 6-7-9-10 лет Учебная деятель- ность Усвоение специальных психофизических действий по обслуживанию учебной деятельности. Предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Формирование особой рефлексии, связанной с умственными операциями. Развитие адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. Овладение содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.). Совершенствование рефлексии на себя и на других, упражнения воли к достижению цели. Превращение освоения речи в речевую деятельность. Произвольность и самостоятельность внимания, памяти, воображения. Переживание своей «самости», притязания на признание окружающих, развитие самоконтроля и самооценки. Развитие чувств: ответственности, со- переживания.
Сапогова Е.Е. Младший школь- ный воз- раст (6-7)-(9-11) лет Учение Интеллектуальная рефлексия. Произвольность. Внутренний план действий. Развитие произвольности внимания, памяти, воображения, восприятия. Освоение классификации, сравнения, аналитико-синтетического типа деятельности. Появления «Я-концепции», единства личности.
Немов Р.С. Младший школь- ный воз- раст (6-7)-(10- 11)лет Учебная и трудо- вая дея- тельность Опосредствованные произвольно регулируемые познавательные процессы. Различение ребенком своих возможностей и способностей. Развитие самостоятельности. Появляется понимание относительности существующих норм (нравственный релятивизм). Появление значимых социальных мотивов.
Ермолаева М.В. Младший школь- ный воз- раст 7-(10-11) лет Учебная деятель- ность Произвольность и осознанность всех психических процессов, их внутреннее опосредование. Зарождение рефлексии. Формирование целенаправленного произвольного наблюдения и внимания. Появление сознательного управления памятью и регулирования ее проявлениями (запоминанием, воспроизведением, припоминанием). Развитие репродуктивного воображения. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер, преобразуется в теоретическое дискурсивное. Овладение своим поведением. Формирование высших чувств: эстетических, социальных, моральных.

Общая психологическая характеристика подросткового возраста (но
взглядам отечественных ученых)

Фамилия, инициалы ученого Наимено- вание возрас- тного пе- риода Продолжи- тельность возрастного периода Ведущая деятель- ность Основные психологические новообра- зования
         
Выготский Л.С. Пубертатный возраст Кризис 17 лет 14-17 лет Общение со свер- стниками Чувство взрослости. Самосознание - социальное сознание, повернутое вовнутрь. Процесс образования понятий, развитие интеллектуальной деятельности. Воображение, фантазии. Рефлексия.
Эльконин Д.Б. Подростк овый возраст Кризис 15 лет 11-15 лет Деятель- ность общения в процес- се обуче- ния и труда Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм. Стремление к «взрослости» (чувство взрослости и стремление к взрослости). Усвоение моральных норм. Возникновение самоизменений и начало их постепенного осознания.
Слободчи- ков В.И., Исаев Е.И. Кризис отрочест- ва 11,0-14,0 лет Общение со свер- стниками (по Д.Б. Элькони- ну); об- ществен- но значи- мая дея- тельность (по ВВ. Давыдо- ву) Бурные изменения в физиологии и внешнем облике. Половое созревание. Возникновение самосознания, потребность познать самого себя как личность. Формирование чувства взрослости. Теоретическое мышление в учебной деятельности. Внутренняя рефлексия, открытие собственного Я. Потребность в автономии от взрослых в суждениях и поведении. Переориентация с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей.
Мухина В.С. Отроче- ство (подрост- ковый возраст) (11-12)- (14-15)лет Общест- венно по- лезная деятель- ность Сензитивность к социальным явлениям. Рефлексия на себя и других. Потребность к идентификации со сверстниками и кумиром. Потребность в обособлении.
Немов Р.С. Подрост- ковый возраст (11-12)- (14-15)лет Общение, труд Развитие самосознания, самоуправления и самоконтроля. Соединение памяти и мышления. Способность к разнным видам научения. Повышенная интеллектуальная активность. Возникновение теоретизирования и интеллектуальных обобщений. Появление избирательности и самостоятельности в учении. Тяга к взрослости. Возникновение внутренней позиции. Самовоспитание волевых качеств. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии.
Сапогова ЕВ. Подрост- ковый возраст (отроче- ский воз- раст) (9-11)-(14- 15)лет Общение со свер- стниками и обще- ственно- полезная деятель- ность. Чувство взрослости. Перестройка мотивационной сферы - изменение смысла уже существующих мотивов. Появление элементов теоретического мышления. Профессиональная направленность интересов и жизненных планов. Формирование идентичности.
Ермолаева М.В. Подрост- ковый возраст (10-11)- (15-16) лет Социаль- но при- знаваемая и соци- ально одобряе- мая дея- тельность (по Д.И. Фельд- штейну) Осознание своего Я и утверждение во взрослом мире. Личностная рефлексия, тенденция к самостоятельности и потребность в ее признании. Развитие социальной ответственности. Потребность в самоопределении и самореализации, «Чувство взрослости» - центральное в сфере чувств. Развитие потребности быть принятым, признанным и уважаемым коллективом сверстников. Способность эмпатии по отношению к взрослым. Восприятие становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Объемность и избирательность, концентрированность и распределенность внимания. Увеличение объема и избирательности памяти. Способность к абстрактному мышлению, активность и самостоятельность мышления. Воображение «уходит в сферу фантазий».

Общая психологическая характеристика юношеского возраста (по взгля-
дам отечественных ученых)

Фамилия, инициалы ученого Наимено- вание возраст- ного пе- риода Продолжи- тельность возрастного периода Ведущая деятель- ность Основные психологические новообразования
         
Эльконин Д.В. Ранняя юность 15-17 лет Учебно- профес- сиональ- ная Мировоззрение. Профессиональные интересы.
  Слободчи- ков В.И., Исаев Е.И. Юность Кризис юности 13-21 Учебно- профес- сиональ- ная дея- тельность Труд Синтез личностного способа бытия. Саморефлексия. Осознание собственной индивидуальности. Появление жизненных планов. Готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни. Постепенное врастание в различные сферы жизни. Становление мировоззрения. Становление авторства в собственной жизни. Выработка собственного мировоззрения. Определение своей самобытности и уникальности. Сознательное и целенаправленное саморазвитие. Личностное и профессиональное само- определение.
  Мухина В.С.   Юность   (15-16)- (21-25) лет   Возможность второго рождения личности. Формирование внутренней позиции по отношению к себе, другим людям, к моральным ценностям. Пробуждение стремления к противоположному полу. Идентификация с собой, со сверстниками. Формирование защитных механизмов от стороннего вторжения. Самостоятельное определение своей судьбы. Планирование своего места среди людей, своей деятельности. Развитие механизмов идентификации - обособление (уточнение сферы чувствования, сопереживания и, одновременно, дистанцирования при взаимодействии с другими).
Ермолаева МВ. Юноше- ский воз- раст (17-18)- 23 года Профес- сиональ- ное само- опреде- ление Формирование мировоззрения. Развитие самосознания. Потребность в определении смысла жизни. Расширение системы ценностей, формирование нравственного стержня. Построение жизненных планов, устремленность в будущее. Выравнивание (по сравнению с подростковым) общего эмоционального самочувствия. Прилив жизненных сил. Повышение эмоциональной восприимчивости, рост способности к сопереживанию. Обострение эстетических переживаний, развитие чувства долга, ответственности, убеждений. Формирование принципиальности. Систематичность и критичность мышления. Способность к творческой деятельности.
Сапогова Е.К. Юноше- ский воз- раст (14-15)-18 лет Учебио- профес- сиональ- ная дея- тель- ность. Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».Определение своего места в жизни и внутренней позиции, формирование мировоззрения. Моральное сознание и самосознание. Развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления. Философская рефлексия. Тяга к абстрагированию. Увеличение степени индивидуализации в интересах и способностях. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности. Осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: