Фамилия,
инициалы
ученого
| Наимено- вание возрас- тного пе- риода
| Продолжи- тельность возрастного периода
| Ведущая деятель- ность
| Основные психологические новообразования
|
|
|
|
|
|
Выготский Л.С.
| Школьный воз- раст
Кризис 13 лет
| 8-13 лет
| Учебная деятель- ность.
| Произвольное и осознанное внимание (новое соотношение фигуры и фона ситуации).
Осмысленная мнемоническая деятельность. Рефлексия, которая преображает познавательную деятельность учащихся, характер их отношения к себе и к окружающим людям.
|
Эльконин
Д.Б.
| Младший школь- ный воз- раст
Кризис 11 лет
| 7-11 лет
| Учебно- познава- тельная
| Произвольность. Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Интеллект опосредует развитие всех других функций.
Формирование теоретического мышления. Произвольность и осознанность всех психических процессов, их внутреннее опосредствование.
Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
|
Слободчи-
ков В.И.,
Исаев
Е.И.
| Отроче- ство
| 6,5 -11,5 лет
| Учебная деятель- ность
| Синтез субъекта собственных действий. Развитие теоретического сознания и мышления. Произвольность, намеренность и осмысленность в поведении. Умение ставить цели, контролировать деятельность. Формирование анализа, планирования рефлексии.
Абстрактность и обобщенность мышления. Восприятие как организованное наблюдение.
Интеллектуальный характер памяти. Целенаправленность и произвольность внимания, увеличение его объема распределенности.
Повышение устойчивости эмоциональных состояний, формирование высших чувств.
Стремление занять определенное место в системе отношений среди младших школьников.
|
Мухина ВС.
| Младший школь- ный воз- раст
| 6-7-9-10 лет
| Учебная деятель- ность
| Усвоение специальных психофизических действий по обслуживанию учебной деятельности.
Предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
Формирование особой рефлексии, связанной с умственными операциями.
Развитие адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций.
Овладение содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.). Совершенствование рефлексии на себя и на других, упражнения воли к достижению цели.
Превращение освоения речи в речевую деятельность.
Произвольность и самостоятельность внимания, памяти, воображения. Переживание своей «самости», притязания на признание окружающих, развитие самоконтроля и самооценки.
Развитие чувств: ответственности, со- переживания.
|
Сапогова Е.Е.
| Младший школь- ный воз- раст
| (6-7)-(9-11) лет
| Учение
| Интеллектуальная рефлексия. Произвольность. Внутренний план действий. Развитие произвольности внимания, памяти, воображения, восприятия. Освоение классификации, сравнения, аналитико-синтетического типа деятельности.
Появления «Я-концепции», единства личности.
|
Немов Р.С.
| Младший школь- ный воз- раст
| (6-7)-(10- 11)лет
| Учебная и трудо- вая дея- тельность
| Опосредствованные произвольно регулируемые познавательные процессы.
Различение ребенком своих возможностей и способностей. Развитие самостоятельности. Появляется понимание относительности существующих норм (нравственный релятивизм).
Появление значимых социальных мотивов.
|
Ермолаева М.В.
| Младший школь- ный воз- раст
| 7-(10-11) лет
| Учебная деятель- ность
| Произвольность и осознанность всех психических процессов, их внутреннее опосредование. Зарождение рефлексии. Формирование целенаправленного произвольного наблюдения и внимания.
Появление сознательного управления памятью и регулирования ее проявлениями (запоминанием, воспроизведением, припоминанием). Развитие репродуктивного воображения.
Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер, преобразуется в теоретическое дискурсивное. Овладение своим поведением. Формирование высших чувств: эстетических, социальных, моральных.
|
Фамилия,
инициалы
ученого
| Наимено- вание возрас- тного пе- риода
| Продолжи- тельность возрастного периода
| Ведущая деятель- ность
| Основные психологические новообра- зования
|
|
|
|
|
|
Выготский Л.С.
| Пубертатный возраст
Кризис 17 лет
| 14-17 лет
| Общение со свер- стниками
| Чувство взрослости. Самосознание - социальное сознание, повернутое вовнутрь. Процесс образования понятий, развитие интеллектуальной деятельности. Воображение, фантазии. Рефлексия.
|
Эльконин Д.Б.
| Подростк
овый
возраст
Кризис 15 лет
| 11-15 лет
| Деятель- ность общения в процес- се обуче- ния и труда
| Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм.
Стремление к «взрослости» (чувство взрослости и стремление к взрослости). Усвоение моральных норм. Возникновение самоизменений и начало их постепенного осознания.
|
Слободчи-
ков В.И.,
Исаев
Е.И.
| Кризис отрочест- ва
| 11,0-14,0 лет
| Общение со свер- стниками (по Д.Б. Элькони- ну); об- ществен- но значи- мая дея- тельность (по ВВ. Давыдо- ву)
| Бурные изменения в физиологии и внешнем облике. Половое созревание. Возникновение самосознания, потребность познать самого себя как личность.
Формирование чувства взрослости. Теоретическое мышление в учебной деятельности.
Внутренняя рефлексия, открытие собственного Я.
Потребность в автономии от взрослых в суждениях и поведении. Переориентация с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей.
|
Мухина В.С.
| Отроче- ство (подрост- ковый возраст)
| (11-12)- (14-15)лет
| Общест- венно по- лезная деятель- ность
| Сензитивность к социальным явлениям. Рефлексия на себя и других. Потребность к идентификации со сверстниками и кумиром. Потребность в обособлении.
|
Немов Р.С.
| Подрост- ковый возраст
| (11-12)- (14-15)лет
| Общение, труд
| Развитие самосознания, самоуправления и самоконтроля. Соединение памяти и мышления. Способность к разнным видам научения. Повышенная интеллектуальная активность. Возникновение теоретизирования и интеллектуальных обобщений. Появление избирательности и самостоятельности в учении. Тяга к взрослости.
Возникновение внутренней позиции. Самовоспитание волевых качеств. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии.
|
Сапогова ЕВ.
| Подрост- ковый возраст (отроче- ский воз- раст)
| (9-11)-(14- 15)лет
| Общение со свер- стниками и обще- ственно- полезная деятель- ность.
| Чувство взрослости. Перестройка мотивационной сферы - изменение смысла уже существующих мотивов.
Появление элементов теоретического мышления.
Профессиональная направленность интересов и жизненных планов. Формирование идентичности.
|
Ермолаева М.В.
| Подрост- ковый возраст
| (10-11)- (15-16) лет
| Социаль- но при- знаваемая и соци- ально одобряе- мая дея- тельность (по Д.И. Фельд- штейну)
| Осознание своего Я и утверждение во взрослом мире. Личностная рефлексия, тенденция к самостоятельности и потребность в ее признании. Развитие социальной ответственности. Потребность в самоопределении и самореализации,
«Чувство взрослости» - центральное в сфере чувств.
Развитие потребности быть принятым, признанным и уважаемым коллективом сверстников.
Способность эмпатии по отношению к взрослым.
Восприятие становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Объемность и избирательность, концентрированность и распределенность внимания.
Увеличение объема и избирательности памяти.
Способность к абстрактному мышлению, активность и самостоятельность мышления. Воображение «уходит в сферу фантазий».
|
Фамилия,
инициалы
ученого
| Наимено- вание возраст- ного пе- риода
| Продолжи- тельность возрастного периода
| Ведущая деятель- ность
| Основные психологические новообразования
|
|
|
|
|
|
Эльконин Д.В.
| Ранняя юность
| 15-17 лет
| Учебно-
профес-
сиональ-
ная
| Мировоззрение. Профессиональные интересы.
|
Слободчи-
ков В.И.,
Исаев
Е.И.
| Юность
Кризис юности
| 13-21
| Учебно- профес- сиональ- ная дея- тельность
Труд
| Синтез личностного способа бытия. Саморефлексия. Осознание собственной индивидуальности.
Появление жизненных планов. Готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни.
Постепенное врастание в различные сферы жизни.
Становление мировоззрения. Становление авторства в собственной жизни.
Выработка собственного мировоззрения.
Определение своей самобытности и уникальности.
Сознательное и целенаправленное саморазвитие.
Личностное и профессиональное само- определение.
|
Мухина В.С.
|
Юность
|
(15-16)- (21-25) лет
|
| Возможность второго рождения личности. Формирование внутренней позиции по отношению к себе, другим людям, к моральным ценностям. Пробуждение стремления к противоположному полу.
Идентификация с собой, со сверстниками. Формирование защитных механизмов от стороннего вторжения. Самостоятельное определение своей судьбы.
Планирование своего места среди людей, своей деятельности. Развитие механизмов идентификации - обособление (уточнение сферы чувствования, сопереживания и, одновременно, дистанцирования при взаимодействии с другими).
|
Ермолаева
МВ.
| Юноше- ский воз- раст
| (17-18)- 23 года
| Профес- сиональ- ное само- опреде- ление
| Формирование мировоззрения. Развитие самосознания. Потребность в определении смысла жизни.
Расширение системы ценностей, формирование нравственного стержня. Построение жизненных планов, устремленность в будущее. Выравнивание (по сравнению с подростковым) общего эмоционального самочувствия.
Прилив жизненных сил. Повышение эмоциональной восприимчивости, рост способности к сопереживанию.
Обострение эстетических переживаний, развитие чувства долга, ответственности, убеждений. Формирование принципиальности. Систематичность и критичность мышления.
Способность к творческой деятельности.
|
Сапогова Е.К.
| Юноше- ский воз- раст
| (14-15)-18 лет
| Учебио- профес- сиональ- ная дея- тель- ность.
| Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».Определение своего места в жизни и внутренней позиции, формирование мировоззрения.
Моральное сознание и самосознание. Развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления.
Философская рефлексия. Тяга к абстрагированию. Увеличение степени индивидуализации в интересах и способностях. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности. Осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности.
|