| Наименование | Развитие в раннем детстве | Значение для психического развития ребенка |
| Прямохождение | 1,5 года - ползком преодолевает' ступени, взбирается на невысокие предметы 2 года - доведение ходьбы до автоматизма, обслуживающею действия, имеющего другую цель (достать игрушку с полки и др.);поиск условий, в которых ходить и бегать трудно (карабкается на горки, ходит спиной вперед и т.д.) 3 года - научается бегать, взбираться но лестнице, залезать на стулья, перелезать через препятствия и т.д. | Овладение ходьбой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему возможность самостоятельно, без посредничества взрослых, знакомиться с новыми предметами и местами. Расширяются свобода и самостоятельность ребенка в ориентировке во внешнем пространстве: он начинает осваивать направления, расстояния, много мерность, сложные пространственные отношения объектов (снизу, под, над, справа и т.д.) Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов (совместное функционирование зрения, кинестезии и осязания).Освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами. |
| Предметно-манииулятивная деятельность | 7-8 месяцев - дети с любыми предметами действуют одинаково (размахивают, бросают, тащат в рот и т.д.), 0-14 месяцев- дети могут повторить с предметом то действие, которое продемонстрирует взрослый (сначала вместе с ним, потом самостоятельно); 2-й год жизни – начинают осваивать действия с предметами по их назначению; 2-2,5 года - научается использовать предметы строго по назначению; 3 года - демонстрирует свободную связь действия с предметом | Ребенок усваивает принцип употребления орудий, опосредствованного действия; воздействовать на предметы можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными. В процессе овладения орудийными действиями происходит формирование первых интеллектуальных операций: орудийные действия являются более определенными и постоянны- ми, чем другие виды действий, а поэтому легче выделяются и фиксируются; в орудийных операциях гораздо рельефнее выражена связь орудия с предметами, на которые направлено действие орудия, и тем самым создаются оптимальные условия ориентировки именно на эту связь. Одновременно с усвоением предметных действий с их общественным смыслом ребенок овладевает и правилами поведения в обществе, связанными с этими предметами. |
| Речь | 1,5 года - ребенок использует двусловные комбинации («пить сок», и т.п.); 2,5 года - употребляет более длинные и сложные выражения («.Положи карандаши сюда» и др.); ребенок понимает почти все обращенные к нему слова; 3 года - словарный запас достигает 1200-1500 слов, в нем имеются все части речи; среди предложений есть основные типы | В связи с возрастающим пониманием слов и быстрым увеличением словаря речь превращается для ребенка в основное средство общения. Успехи в языковом развитии выражаются и в совершенствовании понимания и производства вопросов. Речь ребенка в условиях активного восприятия окружающего его мира, предметной деятельности становится одной из основ динамичного умственного развития в раннем детстве |
Формы общения в младенчестве и раннем детстве (исследование
М.И. Лисиной)
| Критерии анализа | Характеристика понятийного аппарата, используемого при исследовании общения детей |
| Форма общения - это деятельность общения на определенном этапе его развития, взятая в совокупности перечисленных параметров | 1) время ее возникновения; 2)место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемое ребенком в ходе данной формы общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе к общению с окружающими взрослыми людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется контакт ребенка со взрослым |
| Мотивы общения | Познавательные; деловые; личностные |
| Средства общения | Экспрессивно-мимические; предметно-действенные; речевые операции |
| Критерии потребности ребенка в общении со взрослым | Внимание и интерес ребенка ко взрослому; эмоциональные проявления ребенка в отношении ко взрослому; инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого; реакция ребенка на отношение к нему взрослого |
| Возраст | Форма обшения | Краткая характеристика |
| До 6 месяцев | Ситуативно- личностная | Общение появляется, когда дети еще не овладели хвата- тельными движениями целенаправленного характера. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность этого возраста. Мотивы общения ребенка со взрослым в основном личностные. Деловые поглощаются ими полностью. Познавательные мотивы занимают второстепенное место. Общение осуществляется с помощью экспрессивно-мимических средств |
| От 6 мсс. до 2.5-3 лет | Ситуативно- деловая | Овладение предметными действиями, игрой, говорением приводит к усложнению потребности ребенка в общении со взрослыми. Ребенок начинает испытывать нужду в сотрудничестве со взрослым, его соучастие. Ведущими становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с познавательными и личностными мотивами. Главное место в общении отводится речи. Дети усваивают элементарные нормы поведения |
Общая психологическая характеристика дошкольного возраста (но
взглядам отечественных ученых)
| Фамилия, инициалы ученого | Наименование возрас- тного пе- риода | Продолжи- тельность возрастного периода | Ведущая деятель- ность | Основные психологические новообразования |
| | | | | |
| Выготский Л.С. | Дошкольное детство Кризис 7 лет | 3-7 лет | Сюжетноролевая игра | Новые отношения между мышлением и действиями ребенка. Появление воображения. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Переживания приобретают смысл. Возникает аффективное обобщение, логика чувств. Возникают самолюбие, самооценка. |
| Эльконин Д.Б. | Дошкольный возраст Кризис 7 лет- | 3-7 лет | Сюжетно- ролевая игра | Возникновение первого схематичного абриса детского мировоззрения. Возникновение первых этических инстанций. Соподчинение мотивов. Возникновение произвольного поведения. Возникновение личного сознания. Потребность в общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Обобщение переживаний. Возникновение эмоционально-смысловой ориентировочной основы поступка. |
| Слободчи- ков В.И., Исаев е.И. | Дошко- льное детство Кризис детства | 3,0 - 6,5 лет 5,5 - 7,5 лет 5,5-7,5 лет | Игра | Синтез субъекта собственных действий; изменение телесности ребенка; начало ориентирования в общем смысле человеческой деятельности, формирование переживаний, чувств, появление чувства долга; возникновение субъективного поведения; развитие воображения, наглядно-образного и затем наглядно-схематического мышления; процессы восприятия, памяти, внимания становятся произвольными и управляемыми; формируется прообраз мировоззрения новая форма речи в виде монолога; новая функция речи - планирование и регулирования собственной деятельности; формирование интеллектуального сотрудничества со взрослыми; самооценка и осознание своих переживаний. Утрата непосредственности и наивности; формирование чувства собственного достоинства, становление самосознания; сознательность подражания; стремление к социальному положению школьника. |
| Мухина ВС. | Дошкольный возраст | 3-6 лет | Игра | Развитие рефлексии. Развитие знаковой функции сознания. Развитие представлений об относительности мира постоянных вещей. |
| Саногова Е.Е. | Дошкольный возраст Кризис 6-7 лет | 3 - (6-7) лет | Игра | Возникновение иерархии мотивов. Начальные элементы произвольности. Развитие воображения. Понимание норм и правил социальный взаимоотношений. Мышление приобретает форму наглядно-образного. Речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности. Появление элементов социальной и личностной рефлексии. Дифференциация внешнего и внутреннего мира. Возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях. Возникновение «внутренней позиции». |
| Немов Р.С. | Дошкольный возраст | 3-7 лет | Игра | Развитие символических действий. Включение мышления в процесс восприятия. Переход от внешних перцептивных действий к внутренним, умственным. Развитие произвольности воображения. Развитие внутреннего плана действий. Появление эгоцентрической речи. Возникновение нравственной саморегуляции поведения. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентацию на мнение окружающих людей. Становление потребности в достижении. Возникновение «внутренней позиции». Появление самосознания. Возникновение образного и внутреннего символического плана действий. |
| Ермолаева М.В. | Дошкольный возраст | 3-(6-7) лет | Сюжет- но- ролевая игра | Ориентация на окружающих людей, умения оценивать свои действия и поступки с точки зрения требования окружающих людей (т.е. с общественной точки зрения); развитие личностных механизмов поведения - контроль и самоконтроль, оценка и самооценка, формирование самосознания; формирование эмоциональной сферы; возникновение воли как способности управлять поведением; осмысленная речь, усвоение сенсорных эталонов; рост устойчивости внимания; образное мышление. |
Уровни развития сюжетно-ролевой игры, отражающие динамику ее изменения
на протяжении дошкольного детства
| 1)Преимущественно предметные действия: роли есть, но проистекают из характера производимых ребенком действий |
| 2) Предметные действия; роли называются детьми; логика действий определяется их последовательностью в реальной жизни |
| 3) Выполнение действий, отражающее отношение к другим людям; роли ясные и четкие, ребенок проводит одну линию поведения |
| 4) Выполнение ролей и связанных с ними действий; роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры; роль определяет логику и характер действий |