Наименование
| Развитие в раннем детстве
| Значение для психического развития ребенка
|
Прямохождение
| 1,5 года - ползком преодолевает' ступени, взбирается на невысокие предметы
2 года - доведение ходьбы до автоматизма, обслуживающею действия, имеющего другую цель (достать игрушку с полки и др.);поиск условий, в которых ходить и бегать трудно (карабкается на горки, ходит спиной вперед и т.д.)
3 года - научается бегать, взбираться но лестнице, залезать на стулья, перелезать через препятствия и т.д.
| Овладение ходьбой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему возможность самостоятельно, без посредничества взрослых, знакомиться с новыми предметами и местами. Расширяются свобода и самостоятельность ребенка в ориентировке во внешнем пространстве: он начинает осваивать направления, расстояния, много мерность, сложные пространственные отношения объектов (снизу, под, над, справа и т.д.) Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов (совместное функционирование зрения, кинестезии и осязания).Освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами.
|
Предметно-манииулятивная деятельность
| 7-8 месяцев - дети с любыми предметами действуют одинаково (размахивают, бросают, тащат в рот и т.д.),
0-14 месяцев- дети могут повторить с предметом то действие, которое продемонстрирует взрослый (сначала вместе с ним, потом самостоятельно); 2-й год жизни – начинают осваивать действия с предметами по их назначению;
2-2,5 года - научается использовать предметы строго по назначению; 3 года - демонстрирует свободную связь действия с предметом
| Ребенок усваивает принцип употребления орудий, опосредствованного действия; воздействовать на предметы можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.
В процессе овладения орудийными действиями происходит формирование первых интеллектуальных операций: орудийные действия являются более определенными и постоянны- ми, чем другие виды действий, а поэтому легче выделяются и фиксируются; в орудийных операциях гораздо рельефнее выражена связь орудия с предметами, на которые направлено действие орудия, и тем самым создаются оптимальные условия ориентировки именно на эту связь.
Одновременно с усвоением предметных действий с их общественным смыслом ребенок овладевает и правилами поведения в обществе, связанными с этими предметами.
|
Речь
| 1,5 года - ребенок использует двусловные комбинации («пить сок», и т.п.); 2,5 года - употребляет более длинные и сложные выражения («.Положи карандаши сюда» и др.); ребенок понимает почти все обращенные к нему слова; 3 года - словарный запас достигает 1200-1500 слов, в нем имеются все части речи; среди предложений есть основные типы
| В связи с возрастающим пониманием слов и быстрым увеличением словаря речь превращается для ребенка в основное средство общения. Успехи в языковом развитии выражаются и в совершенствовании понимания и производства вопросов. Речь ребенка в условиях активного восприятия окружающего его мира, предметной деятельности становится одной из основ динамичного умственного развития в раннем детстве
|
Критерии анализа
| Характеристика понятийного аппарата, используемого при исследовании общения детей
|
Форма общения - это деятельность общения на определенном этапе его развития, взятая в совокупности перечисленных параметров
| 1) время ее возникновения; 2)место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемое ребенком в ходе данной формы общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе к общению с окружающими взрослыми людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется контакт ребенка со взрослым
|
Мотивы общения
| Познавательные; деловые; личностные
|
Средства общения
| Экспрессивно-мимические; предметно-действенные; речевые операции
|
Критерии потребности ребенка в общении со взрослым
| Внимание и интерес ребенка ко взрослому; эмоциональные проявления ребенка в отношении ко взрослому; инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого; реакция ребенка на отношение к нему взрослого
|
Фамилия,
инициалы
ученого
| Наименование возрас- тного пе- риода
| Продолжи- тельность возрастного периода
| Ведущая деятель- ность
| Основные психологические новообразования
|
|
|
|
|
|
Выготский Л.С.
| Дошкольное детство
Кризис 7 лет
| 3-7 лет
| Сюжетноролевая
игра
| Новые отношения между мышлением и
действиями ребенка. Появление воображения. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Переживания приобретают смысл.
Возникает аффективное обобщение, логика чувств. Возникают самолюбие, самооценка.
|
Эльконин Д.Б.
| Дошкольный возраст
Кризис 7 лет-
| 3-7 лет
| Сюжетно- ролевая
игра
| Возникновение первого схематичного абриса детского мировоззрения. Возникновение первых этических инстанций.
Соподчинение мотивов. Возникновение произвольного поведения. Возникновение личного сознания. Потребность в общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Обобщение переживаний. Возникновение эмоционально-смысловой ориентировочной основы поступка.
|
Слободчи-
ков В.И.,
Исаев
е.И.
| Дошко- льное детство
Кризис детства
| 3,0 - 6,5 лет
5,5 - 7,5 лет
5,5-7,5 лет
| Игра
| Синтез субъекта собственных действий; изменение телесности ребенка; начало ориентирования в общем смысле человеческой деятельности, формирование переживаний, чувств, появление чувства долга; возникновение субъективного поведения; развитие воображения, наглядно-образного и затем наглядно-схематического мышления; процессы восприятия, памяти, внимания становятся произвольными и управляемыми; формируется прообраз мировоззрения новая форма речи в виде монолога; новая функция речи - планирование и регулирования собственной деятельности;
формирование интеллектуального сотрудничества со взрослыми; самооценка и осознание своих переживаний.
Утрата непосредственности и наивности; формирование чувства собственного достоинства, становление самосознания;
сознательность подражания; стремление к социальному положению школьника.
|
Мухина ВС.
| Дошкольный возраст
| 3-6 лет
| Игра
| Развитие рефлексии. Развитие знаковой функции сознания. Развитие представлений об относительности мира постоянных вещей.
|
Саногова Е.Е.
| Дошкольный возраст
Кризис 6-7 лет
| 3 - (6-7) лет
| Игра
| Возникновение иерархии мотивов. Начальные элементы произвольности. Развитие воображения. Понимание норм и правил социальный взаимоотношений.
Мышление приобретает форму наглядно-образного. Речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности. Появление элементов социальной и личностной рефлексии. Дифференциация внешнего и внутреннего мира.
Возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях. Возникновение «внутренней позиции».
|
Немов Р.С.
| Дошкольный возраст
| 3-7 лет
| Игра
| Развитие символических действий. Включение мышления в процесс восприятия. Переход от внешних перцептивных действий к внутренним, умственным. Развитие произвольности воображения. Развитие внутреннего плана действий. Появление эгоцентрической речи. Возникновение нравственной саморегуляции поведения. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентацию на мнение окружающих людей. Становление потребности в достижении. Возникновение «внутренней позиции». Появление самосознания. Возникновение образного и внутреннего символического плана действий.
|
Ермолаева М.В.
| Дошкольный возраст
| 3-(6-7) лет
| Сюжет-
но- ролевая
игра
| Ориентация на окружающих людей, умения оценивать свои действия и поступки с точки зрения требования окружающих людей (т.е. с общественной точки зрения); развитие личностных механизмов поведения - контроль и самоконтроль, оценка и самооценка, формирование самосознания; формирование эмоциональной сферы; возникновение воли как способности управлять поведением; осмысленная речь, усвоение сенсорных эталонов; рост устойчивости внимания; образное мышление.
|