Тема I. I. Предмет и задачи возрастной психологии
Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая специфику развития личности и психики человека от рождения до смерти.
Предмет возрастной психологии – особенности онтогенетического развития человека (формирование его когнитивной и личностной сферы).
Объект возрастной психологии – человек.
Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.
Филогенез – процесс становления психологических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Тема I. 2. Методы возрастной психологии
Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации исследователя с испытуемым и установления между ними доверительных отношений.
Близнецовый метод – метод психологического исследования, заключающийся в исследовании особенностей развития монозиготных и дизиготных близнецов.
Изучение продуктов деятельности - метод психологического исследования, характеризующийся выявлением результатов деятельности с последующим их сопоставлением с нормативными показателями и установлением их соответствия (несоответствия).
|
|
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретического и практического знания.
Метод – научный способ организации и осуществления исследования.
Наблюдение – метод психологического исследования, характеризующийся фиксацией чувственно воспринимаемых данных.
Эксперимент – метод психологического исследования, характеризующийся созданием искусственной ситуации, посредством которой осуществляется актуализации интересующих исследователя индивидуальных особенностей испытуемых.
Тест – метод психологического исследования, система специальных стандартизированных заданий посредством которых выявляются психологические качества и свойства человека.
Тема I.3. История и современное состояние зарубежной психологии развития
Рекапитуляция – краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических форм.
Социогенез – развитие высших психических функций, личности обусловленное особенностями социализации.
Тема I.4. Теоретические концепции возрастного развития в отечественной психологии
Ведущая деятельность – это активность, с процессе которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы и личностные характеристики.
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.
|
|
Деятельность – активность, направленная на реализацию значимых для человека потребностей и преобразование окружающей среды.
Ведущая деятельность – деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновении и развитие у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития.
Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся речь, произвольное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и пр.
Тема П.5. Психологические особенности в подростковом возрасте
Акселерация – процесс ускоренного соматического развития и физиологического созревания организма человека.
Дивергентное мышление (творческое) – вид мышления, характеризующийся нахождением нескольких правильных ответов в ходе решения какой-то задачи или проблемной ситуации.
Конвергентное мышление - вид мышления, характеризующийся нахождением одного верного варианта решения задачи (проблемы).
Маскулинность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.
Подростковый кризис – период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.
Ретардация – процесс противоположный акселерации, характеризуется замедлением темпов соматического развития и физиологического созревания, темпов психического развития человека.
Референтная группа – общность людей, цели, мнения и ценности которой разделяет личность и стремиться им подражать.
Феминность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.
Чувство взрослости – это потребность подростка быть и считаться взрослым человеком.
Тема П.6. Психологические особенности в юношеском возрасте
Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.
Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и себя в этом мире, и обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.
Самосознание – осознание человеком себя и своих индивидуальных особенностей.
Самоопределение (профессиональное, нравственное) – сознательный акт выявления и утверждения собственных позиций (взглядов, точек зрения) в ходе выбора профессии, нравственных норм, которыми человек в дальнейшем руководствуется в своей жизни.
Я-концепция – целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.
Тема П. 7. Психология взрослости
Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических, гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости или при достижении им наиболее высокого уровня в развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин в развитии, деятельности.
|
|
Зрелость – период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека.
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных, интеллектуальных возможностей.
Тема II.8. Психические особенности старения и старости
Болезнь Альцгеймера – заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, обуславливающее слабоумие.
Витаукт - система процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости.
Геронтопсихология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц пожилого возраста и старости.
Инволюция – процесс угасания психических процессов и функций.
Ипохондрическая фиксация – болезненное состояние, характеризующееся чрезмерным вниманием к своему здоровью, страхом перед неизлечимыми болезнями, склонностью преувеличивать болезненные явления и приписывать себе несуществующие тяжелые недуги.
19. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по дисциплине.