1 общие замечания по проведению анализа
Сущностью анализа результатов психологического обследования является выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психический (психологический) статус ребенка на момент обследования, особенностей формирования отдельных функций (в том числе особенностей отклоняющегося формирования этих функций) в их взаимосвязи и соотношении друг с другом.
Анализ результатов является промежуточным этапом между непосредственным обследованием (заполнением протокола или нескольких протоколов по проведению различных диагностических процедур) и составлением обобщающего заключения.
Следует отметить, что анализ результатов представляет собой размышления специалиста и не требует какой-либо специальной фиксации в виде дополнительного протокола и т.п. В некоторых случаях, особенно при отсутствии достаточного опыта, возможна запись основных моментов анализа. Результатом такого анализа всегда является заключение, обобщающее результаты обследования. Оправдала себя на практике, оказалась достаточно эффективной и удобной определенная схема анализа.
|
|
Анализ результатов обследования представляет процесс, в котором можно выделить определенные ступени, или этапы. Традиционно он включает оценку познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-личностной сферы и межличностных отношений. В оценке познавательной деятельности, как правило, выделяются операциональные характеристики и непосредственно показатели мыслительной деятельности, важным промежуточным звеном анализа является оценка сформированности трех базовых составляющих психическо-Го развития ребенка — регуляторной (произвольная регуля-ЧИя психической активности), когнитивной (пространствен-1е представления) и аффективно-эмоциональной сфер (ба-Овая аффективная регуляция).
Помимо этого при анализе результатов обследования сле-ует выделять оценку ряда статических характеристик, та-
ких, как объем запоминаемого материала, доступный ур0 вень сложности выполнения того или иного задания, ур0 вень развития речи, рисунка и т.п. Точно так же анализиру ются и динамические характеристики, к которым следует отнести: эмоциональный фон, темп работы, поведение ре бенка в процессе обследования, характер деятельности и т.ц Таким образом, к динамическим мы относим те характеристики, которые изменяются в процессе обследования и зависят, в свою очередь, от различных факторов (утомления, пресыщения, типа мотивации, характера самого задания и т.п.) При оценке этих характеристик крайне важным является понимание тех факторов, которые повлияли на их измене-ние. Например, важно понять, как повлияла степень утомления ребенка на темп его деятельности. Если на фоне утомления темп деятельности увеличивается, ребенок начинает работать более импульсивно, то можно предположить снижение функции произвольного контроля, потерю интереса и к самому заданию, и к оценке взрослого. А в случае замедления темпа деятельности при утомлении можно предположить компенсацию трудностей как раз за счет темпа, при сохранении целенаправленности деятельности и интереса к ее выполнению.
|
|
Подобным образом могут быть проанализированы и иные факторы, их влияние на динамические характеристики деятельности. Ниже приведена общая схема, пользуясь которой достаточно удобно проводить анализ результатов. Естественно, что с увеличением опыта специалист может (и должен) все более творчески и самостоятельно подходить к анализу результатов.