Основной целью динамического обследования (и, соответственно, динамического заключения по его результатам) является оценка динамики развития ребенка как в целом на Момент такого промежуточного обследования, так и по итогам проведенной коррекционной работы, в частности собственно психологической, и в связи с этим оценка характера и динамики овладения ребенком программным материалом.
Динамическое обследование целесообразно проводить как перед проведением планового консилиума (как правило, он проводится один раз в полгода), так и к внеплановым консилиумам (см. раздел V, главу 1). В случае, когда есть специальный запрос на проведение консилиума (у какого-либо из специалистов образовательного учреждения, родителей, других специалистов, участвующих в обучении и сопровождении ребенка), психологом могут динамически оцениваться какие-либо отдельные параметры развития или уровень сформированности отдельных аспектов познавательной деятельности. Как пример можно привести оценку динамики формирования функций программирования и контроля после цикла проведенных коррекционных занятий в случае их неэффективности.
|
|
Кроме того, динамическое обследование (хотя бы в сокращенной форме) уместно проводить в ходе коррекционно-раз-вивающей работы, после окончания какого-либо значимого ЭТапа> Цикла, раздела психологической работы для оценки Эффективности и динамики развития ребенка (группы детей), любом случае необходимость динамического обследования ' Со°тветственно, написания заключения по его результатам) Ределяется структурой и особенностями конкретной деятель-сти педагога-психолога, но не является в то же время обяза-Льньщ в соответствии с имеющимися на настоящий момент РМативными документами Министерства образования.
По своей структуре полное (развернутое) динамичен обследование близко по характеру написания к струКг первичного углубленного обследования, хотя и имеет ев специфику. А именно: как правило, психолог не выявля повторно анамнестические сведения, а только фиксирует изменения, которые произошли с семьей и ребенком за й текший период (например, лежал в больнице, долгое врем болел, пропускал занятия, не посещал коррекционные зав тия, произошел развод родителей и т.п.).
При проведении внепланового консилиума выясняете та причина (у того из специалистов, который обратился r психологу с просьбой о проведении внепланового консили ума), по которой собирается консилиум. Это также отмеча ется в динамическом заключении. Такими причинами, например, могут быть резкое снижение успеваемости, yxyj шение поведения ребенка, длительное заболеваниеi обострение хронического заболевания, повлекшее большие пропуски занятий, снижение адаптивных возможностей по различным причинам, отмечаемое другими специалистам или родителями.
|
|
В такого рода заключении отмечаются сферы и виды дез тельности, развивающиеся в соответствии с возрастными hj мативами или ожидаемой динамикой развития, и те сферы и особенности ребенка, которые стали выходить за рамки «щ граммной» (по отношению к другим детям класса этого в< раста) динамики развития. Причем в данном случае должа быть отмечена и ситуация возникшей интенсивной динамики развития. Например, в случае, если ребенок в связи с и: тенсивным развитием может быть переведен (естественно, п< решению ПМПК) из коррекционной школы в общеобразов! тельное учреждение.
Точно так же обязательно должны быть описаны те с ры, отдельные психические функции, которые за проШ ший с момента последнего обследования период претерпе. наименьшее развитие. Или в целом не наблюдалась поло* тельная динамика их развития, или даже отмечался регре{ отдельных функций или функциональных систем. НаП мер:
«...графические навыки ребенка по-прежнему остаются на низкои уровне, не формируются в темпе программы каллиграфические навыки, можно отметить появление новых, не имевших ранее ьлес
о оТрицательных проявлений: повторение букв, персеверации, злишний тремор рук и, соответственно, излишнее напряжение |Шц руки при письме или рисовании и т.п.»
Подобная низкая или своеобразная динамика формирова- может наблюдаться в любой иной сфере (например, мне-йческой деятельности, регуляции собственной деятельнос-в мотивационной или аффективно-эмоциональной сфере). В соответствии с пониманием причин подобного изменения состояния ребенка и анализа этих изменений в динамическом заключении приводятся и рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка. Описывается планируемое изменение программы работы с ребенком, собственно психологической коррекционно-развивающей работы, необходимые дополнительные обследования или консультации других специалистов, рекомендации педагогам по индивидуализации образовательного процесса и т.п. Здесь же приводятся рекомендации родителям по изменению организации режима домашних занятий, включению дополнительных домашних занятий, в которых ребенок нуждается в данный момент, организации его отдыха, оздоровительных мероприятий. При необходимости, с точки зрения психолога, в итоговой части динамического заключения даются рекомендации о направлении ребенка на ПМПК (например, в ситуации полной невозможности продолжения обучения ребенка по данной образовательной программе, достаточно длительного отсутствия положительной динамики его развития и обучения и т.п.).
Итоговое психологическое заключение можно, с одной стороны, рассматривать как частный вид общего заключения по итогам углубленной диагностики, а с другой - как частный вид динамического заключения. В соответствии с этим итоговое заключение по всем своим характеристикам (общая и Итоговая части, особенности их составления, наличие психологического диагноза, прогноза дальнейшего развития, ре-°мендаций и т.д.) практически повторяет структуру и со-^РЖание первичного заключения по результатам углублен-Ного обследования.
Целью итогового обследования является оценка актуаль-
г° состояния ребенка на момент окончания определенного
Риода обучения (в первую очередь учебного года) в срав-
Ии с его психологическим статусом (особенностями раз-
вития, состояния, поведения и т.п.) на момент
ребенка в деятельность психолога в составе службы conn*
вождения.
По результатам такого обследования и составляется говое заключение, в рамках которого должны быть
|
|
ны выявленные в процессе как первичного, так и последую щих обследований проблемы и трудности ребенка, а
те виды и направления психологической коррекционно* работы, которая проводилась с ребенком, с анализом их эф. фективности.
Также необходимо отметить характер и особенности развития отдельных функций или функциональных систем в целом: положительная динамика развития, скачкообразное развитие, отсутствие положительной динамики или даже негативная динамика. В последнем случае желательно уточнить, какие системы или сферы психического развития ребенка претерпели подобные негативные изменения и почему. Точно также, по возможности, описываются те сферы или отдельные психические процессы или функции, которые получили наибольшее развитие за этот период. Это может стать дополнительной опорой для педагога при дальнейшей организацш образовательного процесса, а для итогового консилиума послужить доказательством либо необходимости, либо изменения направления коррекционной работы, либо даже карди нального изменения образовательного маршрута. Примером может служить перевод ребенка в другое образовательное учреждение — в общеобразовательное или в другой вид кор-рекционного образовательного учреждения.
В соответствии с этим в итоговом заключении кратко опи сываются рекомендации по сопровождению ребенка (включая и соображения психолога о необходимости дополнительное подключения тех или иных специалистов вспомогательное плана), направлениям необходимой коррекционно-развиваю-щей работы, организации режима занятий, внеучебной дея тельности, организации семейного воспитания.
Вся деятельность психолога по анализу результатов о следования, составлению и написанию разного рода заключений проводится во время, отведенное нормативными Д0' кументами Министерства образования на методическую Ра> боту (18 часов в неделю). Сам факт составления такй заключений должен быть отражен в рабочей документаДй* (рабочем журнале) в той же графе, что и проведение соо
|
|
твующих обследований. Обозначать этот вид работ мож-
ре каКим-либо дополнительным знаком (например, факт
я ведения обследования отмечается знаком «+», а факт на-
ания заключения по результатам этого обследования —
бо еще одним «+» в той же графе, либо этот знак обводит-
круяском и т.п.). Более детально описание подобной до-
ументации приведено в разделе VII.