Виды организационных культур

Американский исследователь У.Оучи выделил три основных вида организационной культуры:

1) рыночная культура. Характеризуется господством стоимостных отношений и стремлением к получению прибыли. Источником власти при этом является собственность на ресурсы.

2) бюрократическая культура. Основана на господстве различных регламентов, правил и процедур, а источником власти служит должность, которую занимает член организации. Такая культура гарантирует стабильность, безопасность, избавляет от конфликтов.

3) клановая культура. Она дополняет предыдущие виды культур. Ее основой являются внутренние ценности организации, а источником власти являются устоявшиеся в ней традиции.

В более детализированный перечень различных видов организационных культур, входят:

1. бюрократическая культура (см. ее описание выше).

2. опекунская культура отличается благоприятным морально-психологическим климатом, сплоченностью и взаимопониманием персонала организации, который придерживается общих моральных принципов и правил поведения. Эта культура гарантирует людям стабильность, возможность развития и активного участия в делах организации.

3. праксиологическая (от греческого слова practikos) культура основана на установленном организационном порядке, тщательно разработанных планах и жестком контроле за их выполнением. Деятельность работников оценивается по полученным результатам, а власть руководителя основана на должностных полномочиях и глубоких знаниях. Участие работников в управлении допускается, но только к определенных рамках. Эта культура гарантирует высокую эффективность работы организации, а людям – стабильность и безопасность.

4. предпринимательская культура поддерживает новаторские идеи и творчество работников организации, ее ориентацию во внешний мир и на перспективу, способствует развитию и совершенствованию людей. Большое значение имеет вера в руководителя, в его знания и опыт.

Предпринимательская культура имеет две свои разновидности: культура торговли и культура выгодных сделок.

Культура торговли характеризуется стремлением к получению быстрых результатов (быстрой обратной связью с рынком) при небольшом риске. Успех торговли связан с количеством контактов с покупателями и настойчивостью в поиске сделок. Неуспех одной сделки не влечет за собой общий неуспех (т.е. риск предпринимателя минимален). В организациях с данным видом культуры присутствует дух коллективизма и взаимной поддержки.

Культура выгодных сделок (спекулятивная) – это культура быстрой обратной связи с рынком и высокого риска. Ее девиз: быстрее вложить и быстрее получить доход. Эта культура применяется компаниями и физи-ческими лицами, вкладывающими деньги в рискованные операции (финан-совые, спортивные, шоу-бизнес, косметика, реклама и т.п.).

5. административная культура характеризуется медленной обратной связью с рынком и минимальным риском. Она применяется в административных учреждениях, проектных организациях, банках, страховых компаниях, НИИ и т.п. Главной их ценностью являются работающие в них люди, для которых на первом плане стоят не деньги, а их положение в служеб-ной иерархии.

6. инвестиционная культура - это культура, ориентированная в будущее с медленной обратной связью с рынком и высоким риском. Она применяется в банковской сфере, нефтяной промышленности, строительстве, производстве средств производства, то есть там, где принимаются долгосрочные решения, требующие вложения значительных средств. Такая культура способствует развитию научных исследований и разработок, сплочению коллектива. При этом высоко ценятся профессионализм и знания сотрудников.

Кроме уже рассмотренных, известна также типология управленческой культуры С. Хонди, присвоившегокаждому ее типу имя олимпийского бога:

1) Культура власти (культура Зевса) основана на личной власти, источником которой является обладание ресурсами. Организации, которые используют эту культуру, имеют жесткую структуру, высокую степень централизации управления, подавляют инициативу работников и жестко контролируют их деятельность. Этот тип культуры обычно применяется в молодых коммерческих структурах.

2) Ролевая культура (культура Аполлона) аналогична бюрократической культуре, так как основана на системе действующих правил и инструкций, четком распределении ролей, прав, обязанностей и ответственности между работниками организации. Она негибка, что затрудняет нововведения, и неэффективна в условиях назревших перемен. Обычно ее применяют государственные учреждения и крупные корпорации.

3) Культура задачи (культура Афины) наиболее приспособлена к управлению в экстремальных и быстроменяющихся ситуациях, предполагает сотрудничество, высокий уровень знаний и профессионализм членов организации, коллективную выработку идей и тесное сотрудничество в процессе их реализации. Такая культура в наибольшей степени соответствует условиям работы проектных и венчурных организаций.

4) Культура личности (культура Диониса) основана на эмоциях и творческих ценностях людей и ориентирована на достижение ими индивидуальных целей. При использовании этого типа управленческой культуры решения принимаются на основе согласия (консенсуса), а управление сводится к координации действий участников организации.

Обычно на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти, которая постепенно сменяется ролевой культурой, а последняя (при условии стабильного развития) – культурой задачи и культурой личности. При возникновении кризисных явлений наиболее предпочтительной считается культура власти.

Важным элементом управленческой культуры является отношение организации в целом и мужской части ее персонала к работающим в ней женщинам. Здесь также существует большое разнообразие видов культур, начиная от демонстрации открытого пренебрежения к предста-вительницам слабого пола и кончая полным игнорированием половых различий у работников организации.

Имидж организации – одна из важнейших характеристик организации, отражающая ее репутацию, т.е. образ, складывающийся у ее деловых партнеров и общественности под воздействием результатов ее деятельности. Любая организация не может нормально функционировать без положительного отношения к ней со стороны внешнего окружения. Поэтому руководители и менеджеры, все без исключения работники должны быть заинтересованы в создании привлекательного в глазах внешнего окружения образа своей организации. В основе этого образа лежит порядочность, надежность, гибкость, высокая культура и социальная ответственность.

В формировании имиджа организации большую роль играет паблик рилейшинз, т.е.связь с общественностью через средства массовой информации, проведение пресс-конференций, презентаций, опросов общественного мнения, совершенствование взаимоотношений внутри самой организации и с окружающим миром.

Важным элементом, создающим имидж организации, является ее атрибутика, т.е. название, эмблема, товарный знак. При их выборе следует придерживаться определенных правил.

Так, желательно, чтобы название организации было по возможности кратким, именным, предметным или комбинированным, красивым и оригинальным. В нем не должно быть малопонятных сокращений, аббревиатур и иностранных слов. Эмблема и товарный знак должны быть эстетичными, иметь приятную цветовую гамму, если удастся, отражать сферу деятельности организации и учитывать национальные особенности страны, в которой работает организация.

Основная литература: 1 осн. [150-154], 2 осн. [425-447], 12 осн. [385-412]

Дополнительная литература: 1 доп.[6-109]

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение понятий «этика» и «культура».

2. Какие общечеловеческие этические категории вы знаете и как может оцениваться их роль в сфере бизнеса и предпринимательства?

3. На какие категории делятся люди по их юизненному потенциалу и социальной ориентации?

4. Какие теории этики применяются в сфере бизнеса?

5. Как вы понимаете этическую и социальную ответсвенность современной компании, работающей в сфере бизнеса?

6. Какие виды человеческих культур вы знаете?

7. Что такое организационная культура и какими признаками она характеризуется?

8. Какие объективные и субъективные элементы органиазционой культуры вы знаете? В чем заключается сущность этих элементов?

9. Какие функции выполняет организационная культура?

10. С помощью каких параметров можно охарактеризовать национальные культуры?

11. Какие виды организационных и управленческих культур культур вы знаете?

12. Что такое имидж организации и как он формируется?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: