Методические указания по изучению тем и организации самостоятельной работы

Тематика семинарских занятий и пояснения к выполнению заданий для самостоятельного обязательного выполнения:

№ п/п Тематика семинарских занятий, количество часов с учетом часов для самостоятельной работы Разделы и темы дисциплины Задания для самостоятельного обязательного выполнения с указанием баллов
1. Семинарское занятие № 6. Социальные потрясения начала ХХ в.: буржуазно-демократические и социалистическая революции (1905-1917 гг.) (2 часа + 5 часов самостоятельной работы) А) 1. Причины революции 1905-1907 гг.. Характер и участники. 2. Основные этапы революционных событий (9 января 1905 г. – 3 июня 1907 г.) 3. Позиция Николая II. Основные положения «Манифеста 17 октября 1905 г.» и его значение для дальнейшего развития революции. 4. Деятельность I и II Государственных дум: состав, программы политических партий, причины роспуска. 5. Завершение революции. Третьеиюньский государственный переворот. Исторические итоги первой русской революции. Б) 1. Февральская буржуазно-демократическая революция: причины, ход, основные итоги. 2. Причины падения самодержавия. Судьба Николая II и политические результаты его деятельности. 3. Россия на пути от Февраля к Октябрю. Двоевластие: Временное правительство и Петроградский Совет. 4. Альтернативы развития революции летом 1917 гг. 5. Подготовка и победа большевистского восстания в Петрограде. 6. Второй съезд Советов и его решения. ЛИТЕРАТУРА: 1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России /Учебное пособие. М., 2009. 2. Тютюкин С.В. Первая революция в России: взгляд через столетие. // Отечественная история. – 2004. - № 6. 3. Кропоткин Г.М. Правящая бюрократия и «новый строй» российской государственности после Манифеста 17 октября 1905 года. // Отечественная история. – 2006. - № 1. 4. Цыкунов Г.А. Российская драма ХХ века. Иркутск, 1996. 5. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989. 6. Анфимов А.М. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. // Отечественная история. – 1994. - № 3. 7. Керенский А.Ф. Россия на историческом переломе. // Вопросы истории. – 1990. - № 11. 8. Октябрь 1917 г.: главное событие ХХ в. или социальная трагедия? М., 1991. 9. 1917-й: Октябрьское восстание // В кн.: Страницы истории КПСС. М., 1988. 10. Иоффе Г.З. «Долой Временное правительство!» (судьбы «временных» после падения Зимнего). // Отечественная история. – 2006. - № 5. 11. Земцов Б.Н. Конституционные основы большевистской власти (первая советская Конституция 1918 г.). // Отечественная история. – 2006. - № 5. Раздел 3. Темы 7,9 Задания для самостоятельного обязательного выполнения: 1. Подготовить сравнительную таблицу «Революции в России (1905-1917 гг.)» по следующим графам: причины революции; задачи революции; характер революции; этапы; основные события; политические партии и их программы в ходе революции; итоги и последствия революции; основные выводы (3 балла) 2. Заполнение таблицы «Основные направления внешней политики Х-ХХ вв.»- Русско-японская война 1904-1905 гг. и Первая мировая война (1914-1918 гг.) по следующим графам: период; название и дата; император; события и битвы; итоги и последствия; название мирных договоров (2 балла) 3. Подготовить таблицу: «Государственная дума в России 1906-1917 гг.» по следующим графам: порядковый № и дата существования; председатель; состав думы; основные вопросы; результаты деятельности. (3 балла) 4. Подготовить конспект статьи Тютюкина С.В. «Первая революция в России: взгляд через столетие». // Отечественная история. – 2004. - № 6.(1балл)
2. Семинарское занятие № 7. НЭП: сущность, содержание, значение, судьба. (2 часа + 3 часа самостоятельной работы) 1. Экономический и социальный кризис конца 1920- начала 1921 гг. 2. Сущность и основные цели новой экономической политики (НЭП). 3. Содержание НЭП: а) введение продналога; б) формирование государственно- капиталистического сектора (частная торговля, концессии); в) перестройка управления народным хозяйством; г) денежная реформа 1922 г. и ее значение для экономики страны; д) свободный найм рабочей силы, изменения в социальной сфере. 4. Результаты и значение НЭП. Свертывание НЭП. Позиция Н.Бухарина. ЛИТЕРАТУРА: 1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России /Учебное пособие. М., 2009. 2. Цыкунов Г.А. Российская драма ХХ века. Иркутск, 1996. 3. Валентинов Н. (Волынский Н.) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991. 4. Нэповская Россия в зеркале социальной истории. // Отечественная история. – 2007. - № 4. – С. 149-157. Раздел 4. Тема 11. 1. Заполнение таблицы «Сравнительный анализ «политики военного коммунизма» и «новой экономической политики»» - «политика военного коммунизма» по следующим графам: название политики; хронологические рамки; причины введения; цели и задачи; основные мероприятия; итоги и последствия; основные выводы (2 балла, итого за выполненную таблицу – 3 балла) 2. По тексту учебника - Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России /Учебное пособие. М., 2009. – составитьразвернутый план-конспект по теме: «Образование СССР: причины, проекты, первый состав Союза, итоги и последствия» (стр. 289-294). (1 балл) 3. Заполнение таблицы: «Основные направления внешней политики Х-ХХ вв.» - внешняя политика советского государства в 1920-е гг. - по следующим графам: период; руководитель государства, задачи; основные события; результаты и последствия (1 балл)
3. Семинарское занятие № 8. Административно-командная мобилизационная система в СССР и культ личности: причины установления и последствия. Осмысление пережитого страной. (2 часа + 2 часа самостоятельной работы) 1. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его последствия для мира и СССР. 2. Политические и социально-классовые истоки сталинизма. Политический портрет И.В.Сталина. Антисталинская оппозиция и ее разгром. 3. Формирование административно-командной системы. 4. Последствия «большого скачка» в социализм. Итоги индустриализации и коллективизации. ЛИТЕРАТУРА: 1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России /Учебное пособие. М., 2009. 2. История России в портретах государственных и политических деятелей. М., 2002. 3. Борисов Ю.С. и др. Политическая система конца 20-30-х гг. О Сталине и сталинизме. // В кн.: Историки спорят. 13 бесед. М., 1988. 4. Васецкий Н. Сталин: борьба за лидерство в партии. // В кн.: Страницы истории КПСС, М., 1988. 5. Волков Ф.Д. Взлет и падение Сталина. М., 1992. 6. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Форсированный рывок конца 20-х и 30-х годов: исторические корни и результаты. // В кн.: Страницы истории советского общества. Люди. Проблемы. Факты. М., 1989. 7. Зевелев А.И. Истоки сталинизма. М., 1990. 8. Кирьянова Е.А. Коллективизация центра России (1929-1937 гг.). // Отечественная история. – 2006. - № 5. – С. 74-85. 9. Сталин: в воспоминаниях современников и документах эпохи. М., 1995. 10. Таккер Р. Сталин. Путь к власти 1879-1929 гг. М., 1990. 11. Цыкунов Г.А. Российская драма ХХ века. Иркутск, 1996. Раздел 5. Тема 12. 1.По тексту учебника - Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России /Учебное пособие. М., 2009. – составить развернутый план-конспект по теме: «СССР во второй половине 1920-х-1930-х гг. ХХ в.» (глава 13 – 13.1 и 13.2, стр. 295-325)(1 балл) 2.Подготовитьконспект статьи Гордона Л.А., Клопова Э.В. «Форсированный рывок конца 20-х и 30-х годов: исторические корни и результаты». // В кн.: Страницы истории советского общества. Люди. Проблемы. Факты. М., 1989(1 балл) 3. Продолжить заполнение таблицы: «Основные направления внешней политики Х-ХХ вв.» - внешняя политика СССР в 1930-е гг. - по следующим графам: период; руководитель государства; задачи; основные события; результаты и последствия (1 балл)
4. Семинарское занятие № 9. Перестройка: замыслы и реальность. (2 часа +2 часа самостоятельной работы) 1. Обострение противоречий и углубление кризиса советского общества. Приход к власти М.С.Горбачева. 2. Начало преобразований (1985-1987): концепция ускорения социально-экономического развития страны. Политика гласности. 3. Реформа политической системы (1988-1990). Новые структуры государственной власти. Введение статуса Президента СССР. 4. Эволюция перестройки: от «совершенствования социализма» к смене модели общественного развития. 5. Распад СССР, возникновение современной России. ЛИТЕРАТУРА: 1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России /Учебное пособие. М., 2009. 2. Новейшая история 1914-2009: учебное пособие /под ред. М.В.Ходякова. М., 2010. 3. История России в новейшее время. 1985-209 гг.: учебник; отв. ред. А.Б.Безбородов. М., 2010. 4. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М., 1987. 5. Яшин В. Причины кризиса административно-командной системы и ее противоречия. // Вопросы экономики. – 1992. - № 1. 6. Цыкунов Г.А. Российская драма ХХ века. Иркутск, 1996. 7. Бутенко А.О. О революционной перестройке государственно-административного социализма. // В кн.: Иного не дано. М., 1988. 8. Перестройка: итоги и следствия. // Общественные науки и современность. – 1993. - № 1. 9. Сахаров А.Д. Неизбежность перестройки. // В кн.: Иного не дано. М., 1988. Раздел 10. Тема 18. 1. По тексту учебника - Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России /Учебное пособие. М., 2009. – составить развернутый план-конспект по теме: «Перестройка в СССР (1985-1991 гг.)» (Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России /Учебное пособие. М., 2010. - глава 18, стр. 422-440)(1 балл) 2.Заполнение таблиц: «Основные направления внутренней политики в Х-ХХ вв.» и «Основные направления внешней политики Х-ХХ вв.» (1 балл)
5. Занятие № 10. Россия на рубеже ХХ-XXI вв. (1992-2010 гг.). 1. Формирование территории РФ. Складывание отношений со странами СНГ. Чеченский кризис. 2. Эволюция российской государственности. Конституция РФ 1993 г. 3. Социально-экономические реформы. От «шоковой терапии» к удвоению ВВП. 4. Внешняя политика после распада СССР. Основные тенденции современного внешнеполитического курса России. Раздел 10. Тема 19.  
  Для выхода на экзамен по дисциплине максимально: за работу на семинарских занятиях – 30 баллов   за подготовку заданий для самостоятельного обязательного выполнения - 30 баллов

Необходимые пояснения по видам самостоятельной работы:

Самостоятельная работа заключается:

- в самостоятельной подготовке студента к лекции – проработка конспекта предыдущей лекции

для выработки системного знания предмета;

- в подготовке к семинарским занятиям по основным и дополнительным источникам

литературы;

- в выполнении контрольных мероприятий по дисциплине: подготовка аналитических и

сравнительных таблиц;

- в самостоятельном изучении отдельных тем или вопросов по учебникам или учебным

пособиям: составление конспектов и развернутых планов-конспектов;

- в подготовке рефератов.

1) Конспект статьи: данный вид работы позволяет студенту отработать уже полученные навыки по систематизации материала по определенным вопросам из периодических источников и сборников и применении его при ответах на вопросы семинарских занятий;

в процессе подготовки к семинарским занятиям студент должен составить

3 конспекта:

1) статьи Тютюкина С.В. «Первая революция в России: взгляд через столетие». // Отечественная история. – 2004. –

№ 6;

2) статьи Г.Шмелева «Столыпинская реформа: уроки прошлого и настоящего». // Власть. – 1998. - № 1;

3) статьи Гордона Л.А., Клопова Э.В. «Форсированный рывок конца 20-х и 30-х годов: исторические корни и

результаты». // В кн.: Страницы истории советского общества. Люди. Проблемы. Факты. М., 1989.

Работа по составлению конспекта статьи подразделяется на следующие этапы –

1) найти статью в периодическом издании или сборнике и сделать ее ксерокопию для возможности делать необходимые пометки непосредственно в тексте;

2) внимательно прочитать статью с карандашом в руках, при чтении выделять будущие разделы конспекта, важные моменты, фактические и статистические данные;

3) изложить конспект по следующей форме: образец -

Корелин А.П. С.Ю.Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX – начала XX века. //


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: