1. Правовые основы деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Формирование органов законодательной власти в регионах.
3. Состав и структура региональных парламентов.
4. Регламенты работы и парламентские процедуры.
5. Правовой статус депутата, депутатские фракции и группы
1. Правовые основы деятельности законодательных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации
Согласно части 2 статьи 11 Конституции РФ «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». Часть 1 статьи 77 конкретизирует это положение: система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации законодательной и исполнительной властей в регионах в соответствии с федеральным законом (Федеральный закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Представительная природа законодательного органа субъекта РФ базируется на одной из форм народовластия – представительной демократии, которая заключается в выборном характере приобретения полномочий представителей населения (депутатов) в органах законодательной власти регионов[153]. Являясь постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации[154], представительный орган государственной власти субъекта РФ проявляет свою функциональную природу, чему отвечает основная задача – принятие законов. Региональные законы принимаются по вопросам конституционного содержания, финансово-бюджетных и иных правоотношений.
Конституции и уставы субъектов РФ определяют вопросы ведения регионов. Например, статья 4 Устава Курской области устанавливает, что в ведении области находятся:
а) принятие Устава Курской области, законов и иных нормативных правовых актов области, их изменение, контроль за их соблюдением и исполнением;
б) определение административно-территориального устройства области;
в) установление системы органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя России и федеральным законодательством;
г) государственная собственность области и управление ею;
д) определение областной политики в сфере экономического, экологического, культурного, социального развития, укрепления правопорядка, безопасности, принятие соответствующих областных программ;
е) бюджет области, областные налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с федеральным законодательством;
ж) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и области.
Непосредственно путём референдума
|
Опосредованно через Курскую областную Думу
|
Вопросы референдума, порядок, формы и основания его проведения определяют федеральное законодательство и законодательством области
|
Общее содержание работы, порядок формирования установлены федеральными законами.
Порядок деятельности – самой областной Думой
|
Принципы деятельности:
1) разделения государственной власти;
2) самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей;
3) гласности;
4) коллективного свободного обсуждения и решения вопросов;
5) ответственности и подотчётности перед Думой создаваемых ею органов, избираемых или назначаемых должностных лиц.
|
Количество депутатов - 45
|
Правомочна, если избрано не менее 2/3 депутатов (30)
|
Избираются:
- мандатная комиссия;
- постоянные комитеты;
- временные комиссии;
- председатель и его заместители.
|
Дума созывается на первое заседание председателем Избирательной комиссии области
|
Срок созыва – не позднее, чем на 30 день со дня избрания
|
Виды заседаний: открытые; закрытые.
|
Образуется Контрольно-счётная палата
|
Полномочия Курской областной Думы:
- принимает законы;
- вправе выразить недоверие Губернатору Курской области;
- вправе выразить недоверие должностным лицам Администрации Курской области, в назначении на должность которых она принимала участие
|
Полномочия Председателя Курской областной Думы
|
Прекращение полномочий Курской областной Думы
|
Определены субъекты законодательной инициативы
|
Дума – субъект правотворчества, принимает устав (большинством не менее 2/3 голосов), законы и постановления (большинством голосов); законы рассматривает не менее, чем в двух чтениях;
|
Устав и законы области подлежат государственной защите
|
Определён порядок обнародования, а также отклонения законов Губернатором области
|
Власть осуществляется населением
|