Тема 5. Представительство общественных интересов в регионах России

1. Правовые основы деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Формирование органов законодательной власти в регионах.

3. Состав и структура региональных парламентов.

4. Регламенты работы и парламентские процедуры.

5. Правовой статус депутата, депутатские фракции и группы

1. Правовые основы деятельности законодательных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации

Согласно части 2 статьи 11 Конституции РФ «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». Часть 1 статьи 77 конкретизирует это положение: система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации законодательной и исполнительной властей в регионах в соответствии с федеральным законом (Федеральный закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Представительная природа законодательного органа субъекта РФ базируется на одной из форм народовластия – представительной демократии, которая заключается в выборном характере приобретения полномочий представителей населения (депутатов) в органах законодательной власти регионов[153]. Являясь постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации[154], представительный орган государственной власти субъекта РФ проявляет свою функциональную природу, чему отвечает основная задача – принятие законов. Региональные законы принимаются по вопросам конституционного содержания, финансово-бюджетных и иных правоотношений.

Конституции и уставы субъектов РФ определяют вопросы ведения регионов. Например, статья 4 Устава Курской области устанавливает, что в ведении области находятся:

а) принятие Устава Курской области, законов и иных нормативных правовых актов области, их изменение, контроль за их соблюдением и исполнением;

б) определение административно-территориального устройства области;

в) установление системы органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя России и федеральным законодательством;

г) государственная собственность области и управление ею;

д) определение областной политики в сфере экономического, экологического, культурного, социального развития, укрепления правопорядка, безопасности, принятие соответствующих областных программ;

е) бюджет области, областные налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с федеральным законодательством;

ж) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и области.

Непосредственно путём референдума
Опосредованно через Курскую областную Думу
Вопросы референдума, порядок, формы и основания его проведения определяют федеральное законодательство и законодательством области
Общее содержание работы, порядок формирования установлены федеральными законами. Порядок деятельности – самой областной Думой
Принципы деятельности: 1) разделения государственной власти; 2) самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей; 3) гласности; 4) коллективного свободного обсуждения и решения вопросов; 5) ответственности и подотчётности перед Думой создаваемых ею органов, избираемых или назначаемых должностных лиц.
Количество депутатов - 45
Срок полномочий – 5 лет
Правомочна, если избрано не менее 2/3 депутатов (30)
Избираются: - мандатная комиссия; - постоянные комитеты; - временные комиссии; - председатель и его заместители.
Дума созывается на первое заседание председателем Избирательной комиссии области
Срок созыва – не позднее, чем на 30 день со дня избрания
Виды заседаний: открытые; закрытые.
Создаётся аппарат Думы
Образуется Контрольно-счётная палата
Полномочия Курской областной Думы: - принимает законы; - вправе выразить недоверие Губернатору Курской области; - вправе выразить недоверие должностным лицам Администрации Курской области, в назначении на должность которых она принимала участие
Полномочия Председателя Курской областной Думы
Прекращение полномочий Курской областной Думы
Определены субъекты законодательной инициативы
Дума – субъект правотворчества, принимает устав (большинством не менее 2/3 голосов), законы и постановления (большинством голосов); законы рассматривает не менее, чем в двух чтениях;
Устав и законы области подлежат государственной защите
Определён порядок обнародования, а также отклонения законов Губернатором области
Власть осуществляется населением


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: