Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств.
При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, оформляется акт приемки-передачи основных средств (ф. №ОС-1) на каждый объект в отдельности. В нем указываются: характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования, приобретения, год выпуска или постройки и др. К акту приемки-передачи прилагается необходимая техническая документация.
После оформления акт c сопроводительными документами передается в бухгалтерию, где на его основании открывают инвентарные карточки, объекту присваивается инвентарный номер и указываются необходимые данные о нем.
Перемещение основных средств из одного структурного подразделения (цеха, отдела) внутри данной организации в другие оформляют накладной на внутреннее перемещение.
Операции по ликвидации основных средств оформляют актом о ликвидации основных средств. В актах о ликвидации основных средств указывают: причину ликвидации объекта, его первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей, полученных от ликвидации объекта, и результат от ликвидации.
Учет наличия и движения основных средств, принятых на баланс организации, осуществляется на следующих счетах:
01 «Основные средства» (активный),
02 «Амортизация основных средств» (пассивный),
03 «Доходные вложения в материальные ценности» (активный),
07 «Оборудование к установке» (активный),
08 «Вложения во внеоборотные активы» (активный),
91 «Прочие доходы и расходы» (сопоставляющий).
Организация синтетического учета операций по оприходованию основных средств зависит от источников поступления объектов.
Если основные средства получены в качестве вклада в уставный капитал, то в учете делаются записи:
1) определена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал согласно учредительным документам: Д сч. 75/1 К сч. 80,
2) отражена стоимость объектов основных средств, внесенных в качестве вклада в уставный капитал: Д сч. 08 К сч. 75/1,
3) отражен ввод основных средств в эксплуатацию: Д сч. 01 К сч. 08.
Стоимость безвозмездно полученных активов относится к прочим доходам. Но сначала эту стоимость необходимо отразить как доходы будущих периодов, а затем, по мере начисления амортизации по безвозмездно полученным основным средствам, соответствующие суммы относят в состав прочих доходов.
Если основные средства получены безвозмездно, учете делают следующие записи:
1) получены безвозмездно основные средства от физических лиц, некоммерческих, государственных организаций, муниципальных органов (сделки дарения между коммерческими организациями запрещены):
Д сч. 08 К сч. 98/ 2,
2) оприходованы объекты основных средств: Д сч. 01 К сч. 08,
3) начислена амортизация объектов основных средств:
Д сч. 20,23,25,26,29,44 и др. К сч. 02,
4) списываются ежемесячно на сумму амортизации полученные активы:
Д сч. 98/2 К сч. 91.
Если основные средства приобретены за плату:
1) получены приобретенные за плату объекты основных средств:
Д сч. 08 К сч. 60,
2) отражен «входной» НДС в стоимости приобретенных основных средств:
Д сч. 19 К сч. 60,
3) отражена стоимость услуг сторонних организаций по доставке основных средств: Д сч. 08,19 К сч. 60,
4) отражены суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств:
Д сч. 08 К сч. 60,
5) отражены государственные пошлины, вознаграждения посредническим организациям, регистрационные сборы: Д сч. 08 К сч. 60,
6) отражены невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств (например, акцизы): Д сч. 08 К сч. 68,
7) оплачены расчетные документы поставщиков (в том числе НДС): Д сч. 60 К сч. 51,52,55,
8) введены в эксплуатацию объекты основных средств: Д сч. 01 К сч. 08,
9) предъявлен к вычету «входной» НДС, уплаченный при приобретении объектов основных средств: Д сч. 68 К сч. 19.
В бухгалтерском учете проценты по займам (кредитам), взятым для приобретения объектов основных средств, отражаются в составе прочих расходов (п. 7 ПБУ 15/2008). Исключение из этого правила только одно: проценты по кредитам и займам, израсходованным на приобретение, сооружение или изготовление инвестиционного актива, подлежат включению в стоимость инвестиционного актива, под которым понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов (как правило, объекты капитального строительства). Например, приобретение легкового автомобиля для служебных целей не считается приобретением инвестиционного актива.
В первоначальную стоимость основного средства не включаются НДС и акцизы (кроме случаев, установленных НК РФ).
Порядок оценки основных средств, приобретенных за иностранную валюту, в бухгалтерском учете зависит от порядка расчетов с поставщиком (п. 9 ПБУ 3/2006).
Если оплата производится уже после поступления основных средств, то пересчет стоимости основного средства в рубли осуществляется по курсу ЦБ РФ на дату принятия его к учету в качестве вложений во внеоборотные активы (т.е. на дату отражения на сч.08).
Если основные средства оплачены авансом, то они принимаются к бухгалтерскому учету в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли средств выданного аванса (в части, приходящейся на аванс).
Организация может выстроить объект основных средств подрядным или хозяйственным способом.
В случае строительства основного средства подрядным способом весь цикл строительства осуществляет подрядная организация на основании договора строительного подряда. Окончание работ оформляется актом с указанием договорной (сметной) стоимости.
В бухгалтерском учете делаются следующие записи:
1) на основании акта заказчиком акцептован счет подрядной строительной организации на сумму стоимости строительно-монтажных работ (СМР): Д сч.08 К сч. 60,
1) учтен НДС, уплаченный по суммам стоимости СМР: Д сч.19 К сч.60,
3) объект основных средств вводится в эксплуатацию, а все затраты, учтенные на счете 08, списываются на счет 01: Д сч.01 К сч.08,
4) предъявлены к вычету суммы уплаченного НДС: Д сч.68 К сч.19.
При хозяйственном способе строительные работы организация выполняет самостоятельно. В этом случае, все затраты связанные со строительством (стоимость строительных материалов, заработная плата рабочих и т.п.), также учитываются по дебету счета 08.
В учете отражается следующей бухгалтерской записью:
Д сч. 08 К сч. 10 (02, 70, 69…) – отражены затраты на строительные работы, выполненные собственными силами.
Стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления организации облагается налогом на добавленную стоимость (НДС).
Выявленные при инвентаризации основные средства, оказавшиеся в излишке, приходуются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты коммерческой организации или на увеличение доходов у некоммерческой организации.
Стоимость объектов основных средств постепенно переносится на стоимость произведенной продукции (работ, услуг) посредством начисления амортизации.
В соответствии с ПБУ 6/01 начисление амортизации объектов основных средств может производиться одним из следующих способов:
1) линейным способом;
2) способом уменьшаемого остатка;
3) способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4) способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Амортизация не начисляется на объекты основных средств некоммерческих организаций, в случае если они не используются для деятельности, приносящей доход, земельным участкам и объектам природопользования, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются.
При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету очень важно определить срок полезного использования объекта.
В бухгалтерском учете срок полезного использования определяется организациями самостоятельно.
Срок полезного использования может быть пересмотрен (увеличен) по окончании реконструкции или модернизации объекта, если в результате проведенных работ выявлено улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта.
Для учета амортизации основных средств используют сч.02 «Амортизация основных средств», который предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
Операции по начислению амортизации отражаются в бухгалтерском учете следующими записями.
1. Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам производственного назначения отражают: Д сч.23, 25, 26, 29, 44 К сч.02.
2. Сумма амортизации по основным средствам, сданным в текущую аренду (если эта деятельность не является обычным видом деятельности организации) отражается: Д сч.91 К сч.02
Сумма амортизации по полностью амортизированным объектам не начисляется.
При поступлении основных средств, по которым срок их службы истек, получатель такого объекта устанавливает новый срок его эксплуатации самостоятельно с учетом требований техники безопасности и других факторов.
Аналитический учет по сч.02 ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.
Операции по выбытию основных средств осуществляются в бухгалтерском учете на сч.91 «Прочие доходы и расходы». Финансовый результат в целом по операции отражается в разрезе полученных доходов и расходов.
Объекты основных средств выбывают в результате:
- продажи;
- списания в случае морального или физического износа;
- передачи объекта основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
- передачи по договорам мены, дарения;
- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
- списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору;
- по другим причинам.