В XVII в. главным опорным пунктом для осуществления политики русского правительства на Кавказе оставался Терский город в устье Tepeка Сунженский острог возобновлялся два раза - в 1635 и 1651 гг., но, как и в первый, так и во второй раз, на короткие сроки. Крепость в устье Терека была расположена на значительном расстоянии от Северо-Западного Кавказа и не могла оказывать существенного влияния на положение западноадыгских и абазинских племен. Иным было положение кабардинцев, сношения которых с Терским городом были повседневными. Постоянно появлялись кабардинские посольства и в Москве, где служили и занимали влиятельные посты многие князья Черкасские, выехавшие служить на Русь. Правда, междоусобия кабардинских феодалов вели к тому, что в течение ХУП в. не все кабардинские феодальные владения сохраняли непрерывно русское подданство. Не раз по просьбе того или иного феодала русские отряды из Терского города ходили на его «недругов», искавших помощь на стороне. Русское влияние сталкивалось в Кабарде с крымско-турецким. Крымские ханы не только стремились поддерживать родственные связи с кабардинскими князьями, но добивались обращения, если не всей Кабарды, что в условиях ХVП в. было уже невозможно, то части кабардинцев в данников. Для сбора дани - ясака - приходили в Кабарду крымские военные отряды. В первые десятилетия ХVП в. во время ирано-турецкой войны пытались, но безуспешно, распространить свое влияние на Северный Кавказ и шахи Ирана.
В XVI в. наиболее влиятельными среди кабардинских феодалов были Айдарович Темрюк и его потомки. В ХVП в. положение изменилось: самой многолюдной и сильной стала так называемая Казыева Кабарда, западное владение, расположенное в Кабарде по Малке и Баксану. Русское правительство понимало значение Казыевой Кабарды и принимало меры к тому, чтобы обеспечить подданство этой части Кабарды.
Как в XVI, так и в ХVII веке одной из задач русского правительства было вовлечение кабардинских отрядов в военные действия русских войск, начавшиеся в 30-е и 40-е годы XVII века, особенно против Крыма, и в период русско-турецкой войны за Украину в 70 – 80-х годах.
В ХVI1 в. наряду с политическими, развивались и экономические связи Кабарды с Россией. Кабардинские феодалы обычно пользовались посольствами в Москву для доставки туда восточных товаров, получая таможенные льготы при продаже их на Руси. Посольства приводили в Москву породистых коней; взамен послов одаривали мехами, кубками дорогими_ одеждами; адыгам давали разрешение на покупку оружия в московских торговых рядах. Иной характер имели экономические связи местного северокавказского населения с Терским городком. Он был не только русской крепостью; под его деревянными стенами возникли многолюдные нерусские слободы, в том числе Черкасская, где жили служившие в Терском городе кабардинские князья со своими дружинами и зависимыми от них людьми. Сюда постоянно приезжали по делам и жители кабардинских селений. В Терском городе были гостиные дворы для восточных купцов и русские торговые ряды. Русские купцы привозили на Терек, главным образом, изделия кустарной промышленности: холст, мыло, выделанные кожи, металлические, деревянные изделия и изделия Запада.
Везли также пшеничную и ржаную муку, солод, соль. Местные жители приводили в Терский город на продажу лошадей и скот, иногда привозили и хлеб (преимущественно, просо) что выручало гарнизон Терской крепости в тех случаях, когда запаздывала доставка продовольствия по волжскому пути.
Среди товаров, которые русские купцы везли из Терского города_в_Астрахань_ и далее на Русь, были «черкасские», т. е. адыгские изделия (епанчи, сабли, луки, стрелы). Поддерживались экономические связи кабардинцев с гребенскими и терскими казаками.
Чаще всего именно при посредничестве Кабарды возникали редкие в XVII в. сношения с Терским городом и русским правительством западноадыгских и абазинских племен.
Рассмотрим сохранившиеся в русских документах XVII в. отрывочные сведения о сношениях западных адыгов и абазин с Россией. В XVII в. абазинские племена были зависимы от кабардинских феодалов. Вот почему абазины нередко участвовали в сношениях кабардинцев с Терским городом. В 1514 г. сюда приехал из Казыевой Кабарды мурза Кул Канукин вместе с абазинским князем Алкашем Кардануковым, братом выехавшего на Москву еще в XVI в. Казыя-Василия Карданукова.
Кул и Алкаш просили терского воеводу дать им русских ратных людей на «недругов» Казыя. Просьба эта не могла быть удовлетворена, сказывались последствия интервенции и крестьянской войны, и терский воевода не только не мог оказать Казыевой Кабарде военной помощи, но и дать обычное в таких случаях жалованье сукнами, платьями, медом и вином.
Одно из западноадыгских племен, кемиргойцы, пострадало в 1615 г. от набегов крымского хана: хан разрушил семь кабаков — поселений кемиргойцев. По сведениям 1633 г., на территории кемиргойцев стоял крымский царевич, ханский сын, очевидно, для сбора дани. 3 июля 1634 г. в Терский город приехал из «Кумургейской землицы», т. е. от кемиргойцев, мурза Базрука Канмурзин в сопровождении узденей. 10 июля за ним последовал приехавший из «Абазинской землицы» мурза Кумургука Отлепшукин Ловов (Лоов), также с узденями. Оба принесли перед терским воеводой присягу — шерть Русскому государству, были, по обычаю, пожалованы сукнами и отпущены на родину.
Базрука Канмурзин говорил от имени владельца «Кемиргой-ской землицы» мурзы Мурзабека и просил о возобновлении русского подданства; вспоминая, по-видимому, события 50-х годов XVI в., Базрука ссылался на то, что кемиргойцы и ранее приносили присягу — «и то позадавнело». Базрука шертовал «за брата своего большова за Мурзабека и за меньшую свою братьею и за всех мурз и узденей и за всех людей Демиргейской землицы». Мурза Кумургука передал просьбу «большого брата» мурзы Цё-ки, который бил челом о подданстве «з братьею своею, 12 человек, и со всеми своими абазинскими людьми». Остается неясным, приезжал ли Кумургука только от абазинского племени Лоо или и от других абазинских племен группы таланта.
Следующее известие о сношениях абазин с Терским городом относится к началу 40-х годов. В этом случае абазины выступали вместе с мурзами Казыевой Кабарды, очевидно, как их вассалы. В мае 1643 г.. при посредничестве служившего в Терском юроде Муцала Сунчалеевича Черкасского, шли переговоры о принесении присяги мурзами Казыевой Кабарды. Для переговоров, сначала к «Пяти горам», а затем к р. Куре, выехали кабардинские мурзы Алегука Шегануков и Ходождука Казыев с мурзами Ураковой половины Малого Ногая и с абазинскими мурзами. Абазины перечислены в русском документе по именам: Ха^ чака-мурза, Янтемир-мурзин. Саралп (или Сарлап) мурза Левов (т. е. Лоов), Казый мурза Доруков, Консох мурза Бийбердеев, Алкас мурза Бегишев и Джаным мурза Бабуков. Первые четыре имени явно связаны с наименованием четырех из шести известных племен абазин — тапантовцев, джантемир, лоо, дударуко, биберди. Джаным мурзу Бабукова, возможно, отнести к абазинскому племени бабуковцев, известному из более поздних источников. После переговоров на р. Куре, в том же мае 1643 г. Сарлап мурза Левов приехал вместе с Алегукой и мурзами Малого Ногая в Терский город, где дал шерть в русском подданстве.
В 1645 г., после смерти царя Михаила Федоровича, население Северного Кавказа приводилось к присяге царю Алексею Михайловичу. Абазины, по-видкмому, дали шерть вместе с Казыевой Кабардой, куда был послан стрелецкий голова, доставивший в Терский город «шертовальные книги».
В 1652 г. Алегуку Шеганукова снова вызвали в Терский город для подтверждения присяги, перемены аманата и для вручения присланного из Москвы царского жалованья. С ним опять приехал один из абазинских мурз — Янхот мурза Левов (т. е. Лоов) и бесленеевский мурза Кантемир, которые также были приведены к шерти. Племя бесленеевцев, ближайшее из западноадыгских племен к Кабарде, находилось в постоянных сношениях с Казыевой Кабардой, что и объясняет присоединение бесленеевского мурзы к Алегуке в его поездке. Из расспросов выяснилось, что в этом же году к бесленеевцам пришел крымский царевич с ратными людьми, которому хан приказал идти на Терский город, взяв с собой адыгские отряды. Видимо, адыги отказались от этого предприятия, так как царевич вернулся в Крым, что вызвало гнев хана. Возможно, что приезд мурзы Кантемира в Терский город и его присяга были связаны со стремлением бесленеевцев найти помощь против крымского хана. Русское правительство, со своей стороны, "не раз использовало кабардинские отряды из Терского города для походов против Крыма и против крымско-турецких войск на Украине, пыталось привлечь к участию в этих походах и отряды из самой Кабарды. В 1654 г. на подобный призыв мурзы Казыевой Кабарды ответили, что не могут послать ратных людей (в это время в Казыеву Кабарду прибыл крымский отряд для сбора ясака), но обещали сообщать в Терский город о крымских и турецких делах.
В свете этих данных привлекает внимание известие русского документа о том, что в 1662 г. в Астрахань «для великого государя дел» приехал уздень Урус Бисимов, присланный бесленеевским мурзой Татарханом. При отъезде уздень был пожалован «в почесть» красным сукном. Очевидно, привезенные им известия имели значение.
Более поздних сведений о политических связях западных адыгов и абазин с Терским городом в XVII в. не имеется.
В XVI в. сведения о карачаевцах на Русь, видимо, не проникали; в русских документах XVII в. известия о Карачае единичны; политических сношений, судя по делам Посольского приказа, не велось. Но в Терском городе знали о существовании «карачаев» и имели представление о том, какие товары можно к ним возить для обмена. Об этом говорят материалы посольства дьяка Федота Елчина и священника Павла Захарьева в Мингрелию в 1639—1640 гг.
Более подробное знакомство русских с Карачаем относится уже девятнадцатому столетию.
Выше уже не раз упоминалось, какое место в восточной политике России занимали в тот или иной период ногаи. В XVI в. связи русского правительства с Большими Ногаями были устойчивы, между тем как Малая Ногайская орда, кочевавшая вблизи Крыма, находилась под влиянием крымских ханов и турецких султанов. Нередко Малые Ногаи выступали и против адыгских племен русской ориентации.
В XVII в. судьбы различных частей ногайских орд были чрезвычайно сложными, места их кочевий менялись в зависимости от внутренних феодальных столкновений и политической обстановки в степи. Сложны были и их взаимоотношения с русским правительством. Подданство как Малых, так и Больших Ногаев в течение века много раз менялось, их участие в набегах на Русь, крымских ханов и царевичей то создавало угрозу для русских окраин (как это было, например, в начале 1630 г.), то прерывалось периодами затишья и мирных сношений. Появление в 1630—1633 гг. в степях за Волгой, а затем и на правой ее стороне Калмыков, повело в передвижке Больших Ногаев ближе к Крыму и к Малым Ногаям. В середине 30-х годов Большие и Малые Ногаи перешли на правый берег Дона, что повело к вступлению и Больших Ногаев в крымское подданство, к обострению отношений ногаев с донскими казаками. Ханы пытались увести ногаев за Перекоп, с тем, чтобы прочнее удержать их под своей властью. Однако в 40-х годах Большие Ногаи отошли от Крыма и вновь вернулись в русское подданство. Ко второй половине XVII в. ногайцы распались на отдельные части, мало связанные между собой, кочевавшие часто на значительном расстоянии друг от друга в южнорусских степях, около Астрахани, между Волгой и Тереком, и за Тереком, в Прикубанье и за Кубанью. Одни из этих ветвей некогда единой Ногайской орды были более тесно связаны с местной администрацией Астрахани и Терской крепости, а также поддерживали с этими городами постоянные экономические сношения, другие меняли ориентацию в зависимости от общей обстановки. В XVII в. началось проникновение ногайцев как Малой, так и Большой орды и в верховья Кубани, то есть на территорию современной Карачаево-Черкесии. Воеводы Терского города получали сведения об этих передвижениях, но непосредственных сношений с ногаями, обосновавшимися в бассейне верхней Кубани, не установили.