Значение установления отношений с Россией

Взаимоотношения Русского государства, русского народа с народами Северного Кавказа, в том числе и с народами Карачаево-Черкесии, складывались в сложной политической обстановке. В XVI—XVII вв. крымские ханы и турецкие султаны активизировали свою захватническую политику в отношении России и в от­ношении северокавказских народов.

Между северокавказскими народами и внутри этих народов не было полного единства. Местные князья и правители выбира­ли себе политическую ориентировку и часто с легкостью ее ме­няли; исходя не из интересов своего народа, а из корыстных по­буждений, рассчитывая таким образом получить новые блага и привилегии и одержать победу в междоусобной феодальной борьбе. Конечно, все это очень осложняло взаимоотношения России с народами Северного Кавказа.

Однако, несмотря на все эти сложности, период XVI—XVII вв. знаменуется установлением дружеских отношений между Рус­ским государством, русским народом и северокавказскими наро­дами. Эти народы сблизила героическая борьба против крымско­го хана, турецкого султана, иранского шаха, шамхала Тарковского и других врагов, кроме того, их сблизили общие политические и экономические интересы.

Во второй половине XVI в. и в XVII веке связи России с Западной Черкесией, по сравнению с первой половиной XVI века, стали значительно слабее.

Крымские ханы и турецкие султаны старались всеми средствами подчинить себе черкесов, абазин, ногайцев Малого Ногая и другие народы, на­ходившиеся тогда в сфере их влияния. Внешне- и внутриполитическая обстановка в Рос­сии сложилась так, что Россия не могла уделять в это время должного внимания народам Западной Черкесии. С Кабардой же связи продолжали сохраняться, этому немало способствова­ло то обстоятельство, что в непосредственной близости с Кабар­дой была русская крепость Терки, которая продолжала быть свя­зующим звеном между русскими и горцами.

Крепким звеном для связи с Западной Черкесией могла бы стать крепость Азов, если бы она была русской крепостью. Несколько лет эта крепость действительно находилась в руках русских. С помощью черкесов, ногайцев и других народов Северо-Западного Кавказа донские казаки 18 июня 1637 г. овладели Азовом и устьем Дона. Азов стал играть большую роль не только в поли­тической, но и в социальной жизни народов Северо-Западного Кавказа. Азов мог бы стать и центром торговли, так как туда привозили товары черкесы, ногайцы и др. Но пропаганда крымского хана привела к тому, что черкесы и ногайцы перестали помогать казакам, более того, отдельные черкесские и кабардинские отряды были привлечены ханом для участия в осаде Азова.

Взаимоотношения между народами Северного Кавказа и русским народом не огра­ничиваются только военными и политиче­скими связями. Большое положительное влияние оказало обще­ние с русским народом на экономическую и культурную жизнь северокавказских горцев.

С первого года постройки русской крепости Терки начались торговые отношения между русскими поселенцами и горцами, в частности, кабардинцами, черкесами, абазинами. У населения Западной Черкесии, в том числе и обитавшего на территории нашей области, торговые связи с русскими не были столь интенсивными, но все же существовали.

Торговые связи с русскими у карачаевцев и балкарцев были эпизодическими, но имели место (например, снабжение лошадь­ми русских послов, проходивших в Грузию через Балкарию и Карачай, обмен товарами).

Тесные торговые связи установились у русских с ногайцами. Ногайцы торговали, главным образом, лошадьми в Москве, Ка­зани, Астрахани, Терках

Русское правительство было заинтересовано в развитии торговли с ногайцами, оно принимала меры для организации этой торговли не только в самой России, но и в городах Сибири. В 1596 году царь Федор Иванович в грамоте Тарскому воеводе князю Ф.Б. Елецкому писал: «а которые бухарцы и ногаи тезики учнут к нам на Тару с товары приезжать или из Ногаи с лошадьми или с иными с какими товары, и вы бы тем бухарцам и ногайцам торговым людем велели с нашими русскими людьми и с юртовскими татары на Таре торговать безпошлинно».

С русского рынка в Ногайскую орду шли товары ремесленного производства: готовая одежда, ткани, кожа и кожевенные изделия, предметы вооружения, меха металлы, краски, бумага, стекло и другие товары.

Особого внимания заслуживает то, что между приазовскими ногайцами и донскими казаками, помимо военных столкновений, существовали и мирные торговые связи. Заметно изменился и быт горцев — горцы восприняли многие стороны русского быта (например, устройство и меблировка жили­ща, пища и т. п.). Правда, в верховья Куба­ни и Зеленчуков, эти изменения проникли только в XIX в.

В свою очередь, и русские, жившие на Тереке, Сунже, на Куме и в низовьях Дона, переняли у горцев многое. Уже в первом поколении казаки стали носить горское оружие — кинжалы и легкую шашку; горскую одежду — черкеску, бурку, папаху, по­яс с украшениями; конское снаряжение — «седелечко черкес­ское», сбрую, тонкие гладкие удила, короткие стремена. Казаки переняли у горцев военное воспитание с ранних лет, игры, скач­ки, боевую гимнастику, выправку.

Гребенские казачки стали одеваться, как горские женщины, носили узкую рубаху, поверх нее длинный бешмет, широкий по­яс, белое тонкое покрывало на голове. Казаки так же как и горцы, ездили на двухколесной арбе, за­пряженной быками, а не в телеге с запряжкой коня под дугу.

Домашний быт казаков, особенно терских и гребенских, имел много общих черт с горским. Жилище казаков приобрело неко­торые черты, характерные для горской сакли. Так, вместо кры­лечка русской избы дом окружала открытая галерейка. Во внут­реннем убранстве было много заимствований от горцев: в одном углу, на стенках висело оружие и доспехи, в другом находились постели и одеяла, сложенные правильными кипами, а на самом видном месте на полках размещалась тщательно вычищенная по­суда. Однако сохранялась русская печь, лавки вдоль стен и ки­от. Заимствования в быту не должны нас удивлять, ведь во мно­гих случаях казачки были горского происхождения. К казакам часто присоединялись и горцы-мужчины, которые бежали от гнета своих феодалов.

Сближение с русскими оказало влияние и на духовную культуру народов Северного Кавказа. В свою очередь, и духовная куль­тура русских поселенцев на Северном Кавказе также испытала влияние горской культуры. Так, при изучении горского и казачь­его фольклора в последнем отчетливо видны следы влияния гор­ской поэтической фантазии.

Таким образом, многовековое соседство русских казаков и горцев взаимно обогатило материальную и духовную культуру и тех и других народов.

И каковы бы ни были цели русского прави­тельства, объективная его политика в тот период приводила к установлению и укреплению дружественных, союзнических мир­ных отношений между северокавказскими народами и Москов­ским государством.

Рекомендуемая литература:

1. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-ХIХ вв./ Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к тексту В.К Гарданова. -Нальчик, 1979.

2. Великая Н.Н. К истории взаимоотношений народов Восточного Предкавказья в XVII – XIX вв. – Армавир, 2001.

3. Заседателева Л. Б. Терские казаки (середина XVI – начало ХХ вв.). – М., 1974.

4. Кушева Е.Н Народы Северного Кавказа и связи их с Россией в ХVI-ХVП вв. - М., 1963

5. Очерки истории Карачаево-Черкесии. -Т. 1.-Черкесск, 1967.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: