Взаимоотношения Русского государства, русского народа с народами Северного Кавказа, в том числе и с народами Карачаево-Черкесии, складывались в сложной политической обстановке. В XVI—XVII вв. крымские ханы и турецкие султаны активизировали свою захватническую политику в отношении России и в отношении северокавказских народов.
Между северокавказскими народами и внутри этих народов не было полного единства. Местные князья и правители выбирали себе политическую ориентировку и часто с легкостью ее меняли; исходя не из интересов своего народа, а из корыстных побуждений, рассчитывая таким образом получить новые блага и привилегии и одержать победу в междоусобной феодальной борьбе. Конечно, все это очень осложняло взаимоотношения России с народами Северного Кавказа.
Однако, несмотря на все эти сложности, период XVI—XVII вв. знаменуется установлением дружеских отношений между Русским государством, русским народом и северокавказскими народами. Эти народы сблизила героическая борьба против крымского хана, турецкого султана, иранского шаха, шамхала Тарковского и других врагов, кроме того, их сблизили общие политические и экономические интересы.
|
|
Во второй половине XVI в. и в XVII веке связи России с Западной Черкесией, по сравнению с первой половиной XVI века, стали значительно слабее.
Крымские ханы и турецкие султаны старались всеми средствами подчинить себе черкесов, абазин, ногайцев Малого Ногая и другие народы, находившиеся тогда в сфере их влияния. Внешне- и внутриполитическая обстановка в России сложилась так, что Россия не могла уделять в это время должного внимания народам Западной Черкесии. С Кабардой же связи продолжали сохраняться, этому немало способствовало то обстоятельство, что в непосредственной близости с Кабардой была русская крепость Терки, которая продолжала быть связующим звеном между русскими и горцами.
Крепким звеном для связи с Западной Черкесией могла бы стать крепость Азов, если бы она была русской крепостью. Несколько лет эта крепость действительно находилась в руках русских. С помощью черкесов, ногайцев и других народов Северо-Западного Кавказа донские казаки 18 июня 1637 г. овладели Азовом и устьем Дона. Азов стал играть большую роль не только в политической, но и в социальной жизни народов Северо-Западного Кавказа. Азов мог бы стать и центром торговли, так как туда привозили товары черкесы, ногайцы и др. Но пропаганда крымского хана привела к тому, что черкесы и ногайцы перестали помогать казакам, более того, отдельные черкесские и кабардинские отряды были привлечены ханом для участия в осаде Азова.
|
|
Взаимоотношения между народами Северного Кавказа и русским народом не ограничиваются только военными и политическими связями. Большое положительное влияние оказало общение с русским народом на экономическую и культурную жизнь северокавказских горцев.
С первого года постройки русской крепости Терки начались торговые отношения между русскими поселенцами и горцами, в частности, кабардинцами, черкесами, абазинами. У населения Западной Черкесии, в том числе и обитавшего на территории нашей области, торговые связи с русскими не были столь интенсивными, но все же существовали.
Торговые связи с русскими у карачаевцев и балкарцев были эпизодическими, но имели место (например, снабжение лошадьми русских послов, проходивших в Грузию через Балкарию и Карачай, обмен товарами).
Тесные торговые связи установились у русских с ногайцами. Ногайцы торговали, главным образом, лошадьми в Москве, Казани, Астрахани, Терках
Русское правительство было заинтересовано в развитии торговли с ногайцами, оно принимала меры для организации этой торговли не только в самой России, но и в городах Сибири. В 1596 году царь Федор Иванович в грамоте Тарскому воеводе князю Ф.Б. Елецкому писал: «а которые бухарцы и ногаи тезики учнут к нам на Тару с товары приезжать или из Ногаи с лошадьми или с иными с какими товары, и вы бы тем бухарцам и ногайцам торговым людем велели с нашими русскими людьми и с юртовскими татары на Таре торговать безпошлинно».
С русского рынка в Ногайскую орду шли товары ремесленного производства: готовая одежда, ткани, кожа и кожевенные изделия, предметы вооружения, меха металлы, краски, бумага, стекло и другие товары.
Особого внимания заслуживает то, что между приазовскими ногайцами и донскими казаками, помимо военных столкновений, существовали и мирные торговые связи. Заметно изменился и быт горцев — горцы восприняли многие стороны русского быта (например, устройство и меблировка жилища, пища и т. п.). Правда, в верховья Кубани и Зеленчуков, эти изменения проникли только в XIX в.
В свою очередь, и русские, жившие на Тереке, Сунже, на Куме и в низовьях Дона, переняли у горцев многое. Уже в первом поколении казаки стали носить горское оружие — кинжалы и легкую шашку; горскую одежду — черкеску, бурку, папаху, пояс с украшениями; конское снаряжение — «седелечко черкесское», сбрую, тонкие гладкие удила, короткие стремена. Казаки переняли у горцев военное воспитание с ранних лет, игры, скачки, боевую гимнастику, выправку.
Гребенские казачки стали одеваться, как горские женщины, носили узкую рубаху, поверх нее длинный бешмет, широкий пояс, белое тонкое покрывало на голове. Казаки так же как и горцы, ездили на двухколесной арбе, запряженной быками, а не в телеге с запряжкой коня под дугу.
Домашний быт казаков, особенно терских и гребенских, имел много общих черт с горским. Жилище казаков приобрело некоторые черты, характерные для горской сакли. Так, вместо крылечка русской избы дом окружала открытая галерейка. Во внутреннем убранстве было много заимствований от горцев: в одном углу, на стенках висело оружие и доспехи, в другом находились постели и одеяла, сложенные правильными кипами, а на самом видном месте на полках размещалась тщательно вычищенная посуда. Однако сохранялась русская печь, лавки вдоль стен и киот. Заимствования в быту не должны нас удивлять, ведь во многих случаях казачки были горского происхождения. К казакам часто присоединялись и горцы-мужчины, которые бежали от гнета своих феодалов.
Сближение с русскими оказало влияние и на духовную культуру народов Северного Кавказа. В свою очередь, и духовная культура русских поселенцев на Северном Кавказе также испытала влияние горской культуры. Так, при изучении горского и казачьего фольклора в последнем отчетливо видны следы влияния горской поэтической фантазии.
|
|
Таким образом, многовековое соседство русских казаков и горцев взаимно обогатило материальную и духовную культуру и тех и других народов.
И каковы бы ни были цели русского правительства, объективная его политика в тот период приводила к установлению и укреплению дружественных, союзнических мирных отношений между северокавказскими народами и Московским государством.
Рекомендуемая литература:
1. Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-ХIХ вв./ Составление, редакция переводов, введение и вступительные статьи к тексту В.К Гарданова. -Нальчик, 1979.
2. Великая Н.Н. К истории взаимоотношений народов Восточного Предкавказья в XVII – XIX вв. – Армавир, 2001.
3. Заседателева Л. Б. Терские казаки (середина XVI – начало ХХ вв.). – М., 1974.
4. Кушева Е.Н Народы Северного Кавказа и связи их с Россией в ХVI-ХVП вв. - М., 1963
5. Очерки истории Карачаево-Черкесии. -Т. 1.-Черкесск, 1967.