double arrow

Вопрос 37 Личностные трансформации клиента

Задачи психотерапии, психодиагностики, - задача внедрения развивающих психологических практик снова и снова поднимает вопрос о неизменности или развитии личности, о горизонтах такого развития или, возможно, о трансформациях личности в процессе жизненного пути.

Человеку открыта возможность развития и качественной перестройки. На смену прежнему модусу бытия приходит другой, меняется «системообразующий фактор», формирующий личность. Человек «перерастает» себя прежнего, подвергает принципиальной ревизии взгляды на жизнь, начинает руководствоваться новыми, более совершенными.

В этимологическом плане слово «трансформация» образовано из двух латинских слов — «trans» и «forma». Само слово «трансформация» означает - превращать, преобразовать. Термин «форма» — это латинский синоним греческого эйдоса, Логоса, сущности, который понимался Платоном в качестве праформы всяких вещей, а Аристотелем — как оппозиция материи, вместе с которой он составляет неразрывное структурное единство.

Второе слово «trans» в латинском языке означает: 1) через, пере (перехожу); 2) сквозь (пронзаю насквозь); 3) за, за пределами. Таким образом мы можем объективировать существенные стороны, или отношения, трансформации.

В работах М.Ш. Магомет-Эминова дана развернутая классификация трансформационных процессов, происходящих с личностью (перевоплощение, индукционная трансформация личности, базисная трансформация, нормативная трансформация, потенциирующая трансформация, индивидуационная трансформация, самореализующая трансформация, трансцендентная трансформация, возрождающая трансформация, травмотрансформация, искусственная трансформация, экзистенциальная трансформация, трансформация в переходе индивидуации и приобщения, конструктивная трансформация).

Индукционная трансформация личности. Трансформация, вызванная участием людей в ритуалах, массовых мероприятиях. Будучи участником священной драмы, индивид трансформируется посредством выполнения определенных ритуальных действий; процесс превращений субъекта, происходящий в таких случаях, обычно объясняется тем, что он якобы удостаивается божественной милости, дара благодати на основании своего участия или присутствия в таинстве, мистерии. Это возможно по той причине, что сама мистерия, священное таинство, месса — это ритуал трансформации, в котором осуществляется смысловая работа личности из определенного горизонта трансформационного круга.

Нормативная трансформация. Происходит как последовательное движение развития личности по определенной психосоциальной матрице или по сменяющимся трансформационным этапам. Одну из разновидностей такой трансформации наиболее убедительно описал Э. Эриксон в своей эпигенетической теории развития личности.

Потенциирующая трансформация представляет собой трансформацию личности, в ходе которой актуализируется соответствующая мотивациия и в определенных формах реализуется рост личности, происходит самоактуализация.

Индивидуационная трансформация. Становление индивидуальности, развитие индивидуальной личности может происходить не только путем разворачивания самости в личности, но и как движение личности к самости. В процессе этого движения к самости личность обретает подлинность. Особую разновидность индивидуационной трансформации личности, в процессе которой происходит самоактуализация и индивидуация личности, описал К. Юнг.

Самореализующая трансформация. Самореализация имеет две стороны — движение «от» и движение «к». Она сочетает в себе саморазворачивание потенций личности, т.е. потенциирующую трансформацию, и движение личности к самости, бытию, смыслу, обретение самости — индивидуационную трансформацию. Сюда относятся концепции, которые построены на самосовершенствовании, стремлении к идеалу.

Трансцендентная трансформация. В поздней концепции Юнга в трансформации архетипического воплощения учитывается значение Другого. Трансформация личности у А. Маслоу смещает акцент на реализации высших ценностей бытия (в пиковых переживаниях, плато-состояниях). Р. Асаджиоли (в метапсихологических терминах) пытается учесть значение синтетической функции самости. Сюда же можно отнести концепцию трансперсональной психологии С. Грофа, в которой представлен пренатальный и трансцендентальный опыт.

Возрождающая трансформация. Еще одну форму трансформации, которая осуществляется в плоскости обновления, возрождения, при которой человек открывает для себя подлинную ценность жизни, вводит в действие глубинное измерение своего существования, а именно, возрождающую трансформацию. Один из важнейших видов возрождающей трансформации есть трансформация личности в условиях предельного существования, бытия в условиях угрозы небытия. Таким образом, бытие личности в ситуации угрозы небытия создает не только травмотрансформацию, но и вызывает возрождающие преобразования личности. Прикоснувшись к небытию, человек может не только психологически «омертвиться», но, напротив, найти в себе новые силы для преобразований. Тогда он обнаруживает в себе мощные (нередко не задействованные в его личности до этого) потенциалы, разворачивающиеся теперь в конструктивном направлении.

Искусственная трансформация. Типология трансформаций не исчерпывается, рассмотренными и включает в себя еще и другие разновидности, для вычленения которых необходимо произвести для начала противоположное действие — укрупнить, обобщить выделенные категории «естественных трансформаций». Им можно противопоставить искусственную трансформацию — психические превращения, преобразования личности в целом или отдельных ее составляющих, возникающие под влиянием специально организованного воздействия.

Экзистенциальная трансформация — это трансформация способов существования (может быть аутентичной и неаутентичной), к которой можно отнести Л. Бинсвангера, М. Босса. Европейское крыло больше акцентируется на самотворении, самопроизводстве Я как выборе. Напротив, американские экзистенциалисты пытаются учитывать как экзистенциальные проблемы, так и психодинамические факторы.

Трансформация индивидуации — приобщения. В эту группу можно отнести концепции, которые строятся на основе развития индивидуальности в со-бытии с Другими. Эта линия разрабатывается в отечественной психологии в большей мере на основе идеи реализации культурно-исторических общественных отношений в жизнедеятельности. Имеется вариант, когда делают акцент на полюсе субъекта (жизни, организации, ответственности, выбора) или учитывается инобытие, целостность с точки зрения феномена субъектности, становлении индивидуальности и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: