double arrow

Психоаналитические теории развития личности

Психоаналитические теории рассматривают в основном развитие потребностной сферы личности и формирование ее полоролевого поведения. К этому типу следует отнести теории психосексуального и психосоциального развития.

Теория психосексуального развития (З. Фрейд) – психоаналити­ческая теория, которая в качестве предмета исследования рассматри­вает человеческие влечения, эмоции и полоролевое поведение.

З. Фрейд полагал, что дети проходят пять стадий психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка и окружаю­щих его людей (родителей, педиатров, родных, учителей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела (эрогенной зоны), служащей источником получения удовольствий. Для каждой стадии характерен конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, накладываемыми сначала ро­дителями, а потом и “Суперэго”.

Фрейд выделил следующие стадии психосексуального развития.

1. Оральная стадия (от рождения до 2 лет). На этой стадии эрогенной зоной является рот. Энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот (в основном, при­ем пищи и сосание каких-то предметов). Чрезмерное удовлетво­рение на стадии грудного вскармливания может привести к то­му, что, став взрослым, человек будет предельно самостоятель­ным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетво­ренность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого. О людях, кото­рые постоянно раздражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, лю­бят жевательную резинку, леденцы, З.Фрейд сказал бы, что все они “застряли на оральной стадии развития”.




2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). Главной эрогенной зоной становится задний проход. На этой стадии ребенку прививают­ся навыки туалета. И его внимание сосредоточивается на аналь­ной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью – чертами, которые сохраняются на всю жизнь. Быстрое и сопряженное с насилием приучение к туалету может обернуться тем, что ребенок “зациклится” на по­стоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, куда и как ребенок ходит в туалет, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности и лидерству.



3. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет). На этой стадии дети внимательно изучают свои половые органы и главным источником удовольствий для ребенка становится пенис или клитор. Согласно Фрейду в этот период начинают проявляться полоролевые различия между мальчиками и девочками. У детей впервые появляются симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные конфликты, связанные с этими чувствами, Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).

Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя с родителями того же пола, что и они. При этом дети начинают копировать образцы поведения, интонации речи, прически и т.п. родителей соответствую­щего пола. Фрейд полагал, что мальчики, испытавшие трудности на этой стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они несут “комплекс Электры” всю жизнь, только в каждый возрастной период это проявляется по-разному. Обычно это выражается в неадекватно интенсивном стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.

4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). В этом возрасте либидо не концентрируется на какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия и по­коя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, что и они, начинают не только копировать, но и быстро усва­и­вать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.

5. Генитальная стадия (от 12 до 18 лет). В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представи­телем противоположного пола.

Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания, так как считал, что основные личностные характеристики закладываются в пять-шесть лет.

З.Фрейд выделяет три инстанции личности:

1. Оно – совокупность бессознательных потребностей, мотивов, стремлений, желаний, которые руководят нашим по­ведением, и нередко помимо сознания. Эта инстанция руко­водствуется принципом удовольствия. В Оно содержатся вытес­ненные (нереализованные) желания, которые проявляются в сновидениях, ошибочных действиях (описках, оговорках), пред­почтениях, защитных механизмах и т.п. Его основные состав­ляющие – либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные им­пульсы (Фрейд понимал сексуальность широко – как стремление к получению удовольствия), и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы. Эта инстанция формируется в основном в раннем детстве, и многие проблемы, возникающие при разви­тии личности, коренятся в этой сфере;

2. Я – сознательная субстанция личности, функциони­рующая в соответствии с принципом реальности. Она регулиру­ет процесс взаимодействия Оно и сверх-Я. Включает, с одной стороны, познавательные и исполнительные функции, а с дру­гой – волю и фактические цели. Это та инстанция, которая может господствовать над побуждениями, но ночью отходит ко сну, сохраняя при этом способность к цензуре сновидений. Из этой инстанции исходят также вытеснения, благодаря которым ряд душевных побуждений может исключаться не только из сознания, но и из других областей влияния и действия, если они угрожают представлению личности о самой себе. Если за­щитные механизмы Я не выполняют своих функций, например в ситуации сильного давления со стороны Оно и сверх-Я, то возможно возникнове­ние различных психических и психосома­тических расстройств;

3. Сверх-Я – инстанция социальных запретов и норм, неосознавае­мые действия которой заставляют Я избегать инстинктивных влечений, исходящих от Оно. Сверх-Я – это слой личности, обусловленный воздействием культуры, который противостоит биологическим влечениям Оно. Я как бы выступает ареной непрекращающейся борьбы между Оно и сверх-Я.

Для того, чтобы лучше понять теорию Фрейда, приведем пример. Учительница рассердилась на ученика за его нескончаемую болтовню, мешавшую ей проводить урок. В какие-то моменты он так докучал ей, что она готова была ударить его (Оно). Но она знает, что не должна бить детей (сверх-Я). Потому ищет другой способ удовлетворить или снять свое желание и одно­временно прекратить болтовню ученика. Она направляет свою злость в социально приемлемое русло (Я) и стучит указкой по столу, грозит пальцем или говорит ему: “Ты мне надое­даешь и мешаешь вести урок!”.

В русле психоаналитической теории проблемой развития личности занимался также немецкий психолог Эрик Эриксон. Теория психосоциального развития (Э. Эриксон) – психоаналитическая теория, которая подчеркивает влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов.

Как и Фрейд, Эриксон полагал, что лишь здоровый взрослый человек способен удовлетворять свои потребности в личностном развитии, желания собственного Эго (Я) и отвечать требованиям общества. В отличие от Фрейда, Эриксон чаще употребляет понятие “социальное развитие”, подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов (у Фрейда стадии назывались психосексуальными).

Эриксон выделял следующие стадии психосоциального развития личности.

1. Доверие – недоверие (грудной возраст).

2. Автономия – стыд и сомнения (1-2 года).

3. Инициатива – чувство вины (3-5 лет).

4. Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст).

5. Становление индивидуальности (идентификация) – ролевая диффузия (юность).

6. Интимность – одиночество (начало взрослого периода).

7. Творческая активность – застой (средний возраст).

8. Умиротворение – отчаяние (старость).

Таким образом, Э. Эриксон выделил восемь стадий личностного развития. На первой из них развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстраненности от них.

Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление опять в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком. К трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы, и здесь концепция Э. Эриксона о том, что ребенок трехлетнего возраста уже личность, почти не подвергается сомнению.

Третья и четвертая стадии развития, по Э. Эриксону, совпадают с представлениями Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов. У Эриксона подчеркивается значение учебной деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Д.Б. Эльконин в отличие от Эриксона акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности.

Основной момент личностного развития в юности и отрочестве заключается в том, что приобретаются новые жизненные и социальные роли, а это заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи.






Сейчас читают про: