Современный подходы к классификации дизартрии

Существуют различные подходы к классификации дизартрии. В их основу положены принцип локализации мозгового поражения, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход.

· При классификации дизартрии на основе принципа локализации мозгового поражения различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую, корковую формы дизартрии (Правдина О.В.и др.).

Нарушения звукопроизношения и артикуляции при различных формах дизартрии (классификация дизартрии по принципу локализации мозгового поражения).

  Нарушения артикуляции Нарушения звукопроизношения
Бульбарная дизартрия - Избирательные, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата - Атрофия мышц - Атония мышц - Любые произвольные и непроизвольные движения нарушены - Все согласные приближаются (конвергируют) к щелевым звукам - Гласные конвергируют к звуку типа безударного а или ы со стиранием противопоставленности по ряду, подъему и огубленности - Носовой оттенок - Ослабление специфических речевых шумов, возникающих при артикуляции ротовых звуков
Псевдобульбарная дизартрия - Двусторонние спастические параличи мышц речевого аппарата - Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад) - Подвижность артикуляционных мышц резко ограничена - Избирательные нарушения произвольных движений - Избирательно страдают наиболее сложные и дифференцированные по укладам звуки (р, л, щ, х, ц, ч) - Смягчение звуков
Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия - Резкое изменение тонуса - Нарушение эмоционально-двигательной иннервации - Гиперкинезы - Трудности при необходимости сохранить артикуляционные позы Стабильные нарушения звукопроизношения отсутствуют
Мозжечковая дизартрия - Выраженная асинхронность дыхания, фонации и артикуляции - Тонус в артикуляционной мускулатуре понижен - Трудности удержания артикуляционных укладов - Движения языка неточные - При тонких целенаправленных движениях возможен тремор языка - Темп движений замедлен - Нарушено произнесение переднеязычных, губных, взрывных - Назализация большинства звуков
Корковая дизартрия I. Кинестетическая постцентральная - Недостаточность кинестетического праксиса - Неверная и нечеткая артикуляция звуков - Активный поиск правильных укладов Заменяются шумовые признаки согласных звуков: - Места образования (особенно язычных) - Способа образования (особенно аффрикатов и шипящих) - Твердости и мягкости Замены лабильны и неоднозначны
II. Кинетическая премоторная - Недостаточность динамического кинетического праксиса - Нарушается последовательность артикуляционных движений Нарушена артикуляция согласных звуков: - Начальные и конечные согласные часто удлинены или толчкообразны - Замены щелевых на смычные - Пропуски звуков в стечениях согласных - Упрощение аффрикат - Избирательное оглушение звонких смычных
III (по Мастюковой Е.М.) - Изолированное поражение отдельных мышц артикуляционного аппарата - Избирательный спастический парез речевой мускулатуры - Страдают наиболее тонкие изолированные движения (подъем языка) - Нарушается произношение переднеязычных звуков (ш, ж, р): они отсутствуют или заменяются другими согласными - Трудны согласные, образующиеся при сближении кончика языка с верхними зубами или альвеолами (л)

· Классификация дизартрии по степени разборчивости речи для окружающих была предложена французским невропатологом Тардье. Им было выделено 4 степени тяжести речедвигательных нарушений (у детей с церебральным параличом):

1) Нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

2) Нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

3) Речь понятна только близким ребенка.

4) Речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка (четвертая степень нарушения звукопроизношения, по существу, представляет собой анартрию). Эта классификация очень удобна для использования не только логопедами, но и учителями, воспитателями, психологами.

· Для логопедической работы, включающей дифференцированный массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, удобна классификация дизартрии на основе синдромологического подхода, при которой выделяют спастико-паретическую, спастико-ригидную, гиперкинетическую, атактическую и смешанные формы дизартрии (Панченко И.И.). У детей с церебральным параличем трудно вычленить симптоматику речедвигательных расстройств вследствие сложности поражения речевой моторики, если не соотносить их с общими двигательными нарушениями. При ДЦП общими двигательными нарушениями (основными синдромальными расстройствами) являются спастический парез, тонические нарушения управления типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия.

В речевой моторике отмечаются аналогичные дефекты. Тип дизартрического нарушения речи определяется по характеру клинического синдрома. Эта классификация дизартрии ориентирует логопеда на качество нарушения артикуляционной моторики, что позволяет более целенаправленно определить выбор средств лечебной и логопедической работы по нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. Данной классификацией логопед может пользоваться только совместно с невропатологом, который определяет ведущий неврологический синдром.

Когда в структуру речевого дефекта включаются различные синдромы, дизартрию характеризуют как смешанную.

Ø Спастико-паретическая дизартрия (ведущий синдром - спастический парез).

Ø Спастико-ригидная дизартрия (ведущие синдромы - спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности).

Ø Гиперкинетическая дизартрия (ведущий синдром - гиперкинезы).

Ø Атактическая дизартрия (ведущий синдром - атаксия).

Ø Спастико-атактическая дизартрия (ведущие синдромы - спастический парез и атаксия).

Ø Спастико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы - спастический парез и гиперкинезы).

Ø Спастико-атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы - спастический парез, атаксия, гиперкинезы).

Ø Атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы - атаксия и гиперкинезы).


Основные нарушения при различных формах дизартрии

(классификация дизартрии по синдомологическому подходу).

Форма дизартрии Спастико-парети-ческая дизартрия Спастико-ригидная дизартрия Гиперкинетичес-кая дизартрия Атактическая дизартрия
Ведущий синдром Спастический парез Спастический парез и тони-ческие нарушения управле-ния речевой деятельностью типа ригидности Гиперкинез Атаксия
Форма ДЦП Спастическая диплегия, гемипарез Двойная гемиплегия Гиперкинетичес-кая форма ДЦП Атонически-астатическая форма ДЦП
Характер нарушения мышечного тонуса Спастичность, реже - гипотония Спастичность мышц и ри-гидность (максимальное резкое повышение мышеч-ного тонуса во всей рече-вой и скелетной мускула-туре, усиливающееся под влиянием внешних раздра-жителей) Дистония, реже гипотония (боль-шая). Зависимость тонуса от внеш-них влияний, эмо-ционального сос-тояния, произ-вольных движе-ний Гипотония
Наличие не-произволь-ных насиль-ственных движений, синкинезий Синкинезии, ораль-ные синкинезии. Возможно сохра-нение рефлексов орального автома-тизма Частое присутствие син-кинезий стволового уровня мозга и оральных автома-тизмов (насильственные сосательные и облизыва-ющие движения) Гиперкинезы язы-ка, лица, шеи в покое, усиливают-ся при произноси-тельных попыт-ках. Синкинезии Тремор языка (при целенап-равленных движениях)
Нарушения артикуляци-онной мото-рики, арти-куляцион-ного прак-сиса, мими-ки Снижение объема и амплитуды артику-ляционных движе-ний языка, губ (раз-личной степени). Может страдать вы-полнение и сохра-нение артикуляци-онных поз; пере-ключение от одной артикуляции к дру-гой. Гипомимия лица Объем артикуляционных движений строго ограни-чен. Включение в движение - с удлиненным латентным периодом (до нескольких минут). При включении в движение - резкое повыше-ние тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Язык напряжен, малопод-вижен, отодвинут назад, не всегда его удается вывести из полости рта. Недиффе-ренцированность губных и язычных движений (сме-шанная губно-язычная ар-тикуляция). Мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное) Объем артикуля-ционных движе-ний может быть достаточным. Особые трудности удержания и ощу-щения артикуля-ционной позы и при переключе-нии от одной ар-тикуляции к дру-гой, т.е. страдает автоматизация ар-тикуляционных движений Дисметрия (несоразмерность) артикуля-ционных дви-жений; чаще - гиперметрия (увеличение амплитуды, утрированность, замедлен-ность движе-ний). Труд-ность выпол-нения и удер-жания артику-ляционных укладов. Мимика вялая
Состояние акта приема пищи (же-вание, глотание) Акт приема пищи замедлен, но координирован Грубо нарушены жевание, откусывание, глотание. Же-вание часто заменяется со-санием. Нарушена коорди-нация между дыханием, жеванием, глотанием Процессы жева-ния, глотания зат-руднены, дис-координированы Жевание ослаблено
Разборчи-вость речи. Нарушения звукопроиз-ношения Разборчивость речи значительно сни-жена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фонетичес-кого оформления. Невнятность сог-ласных звуков. Ус-редненность глас-ных. Слабость диф-ференциации губ-ных, призубных; твердых-мягких, звонких-глухих Разборчивость речи зна-чительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фоне-тического оформления. Невнятность согласных звуков. Усредненность гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твердых-мягких, звонких-глухих. Разборчивость снижена (речь невнятная, сма-занная, порой малопонятная). Характерно отсут-ствие стабильных нарушений звуко-произношения (пропуски, заме-ны, смешения зву-ков непостоянны). Много искажений звуков (щелевые и соноры) Разборчивость речи снижена. Нарушены переднеязыч-ные, губные, взрывные звуки
Нарушения дыхания Нарушения речево-го дыхания (рече-вой выдох укорочен и истощаем, вдох неглубокий) Тяжелые нарушения дыха-ния Тяжелые нару-шения дыхания Асинергия - асинхронность дыхания, го-лосообразова-ния и артику-ляции
Нарушения голоса Голос недостаточ-ной силы и звонко-сти (тихий, слабый, истощающийся, глуховатый). Может быть назализация (носовой оттенок голоса Голос тихий, глухой, сдавленный, напряженный Голос напряжен-ный, прерывис-тый, вибрирую- щий, изменяю-щийся по высоте, силе, звонкости. Может быть наза-лизация Голос истоща-ющийся, зати-хающий к концу фразы; с носовым оттенком
Нарушения просодики Снижена амплитуда голосовых модуля-ций, нет темпорит-мических перебоев, необходимых для живой интонации (голос маломодули-рованный, монотон-ный Модуляций голоса почти нет. Тембр бедный. Темп чуть убыстренный Мелодико-инто-национная сторо-на речи нарушена, утрачен эмоцио-нальный оттенок. Слабая выражен-ность или отсут-ствие голосовых модуляций (моно-тонность) Модуляций голоса почти нет. Интона-ция практи-чески отсут-ствует. Ритм скандирован-ный. Темп замедленный
Вегетатив-ные рас-стройства Гиперсаливация Гиперсаливация Слюнотечения при «чистом» ги-перкинетическом синдроме нет Может быть гиперсалива-ция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: