Ф.И.О. ________________________________________________
| Первичное обследование | Динамика | |
| Дата обследования | ||
| Возраст ребенка | ||
| КОНТАКТ: | ||
| - В контакт не вступает | ||
| - Контакт формальный (чисто внешний) | ||
| - Контакт избирательный | ||
| - Легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нем заинтересованность | ||
| ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА: | ||
| - пассивный, инертный | ||
| - повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность | ||
| - колебания настроения | ||
| - активный, бодрый, деятельный | ||
| ВНИМАНИЕ: | ||
| - Низкая концентрация и неустойчивость внимания (плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте) | ||
| - Недостаточно устойчивое, поверхностное, истощаемое | ||
| - Плохое переключение внимания | ||
| - Достаточно устойчивое | ||
| ЗАПАС ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: - Низкий | ||
| - Несколько снижен | ||
| - Соответствует возрасту | ||
| РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:- Снижена | ||
| - Достаточная | ||
| ДОРЕЧЕВОЕ И РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: -Протекало с выраженной задержкой | ||
| - Протекало с задержкой | ||
| - Нормальное (по возрасту) | ||
| Время появления и особенности голосовых и речевых реакций: | ||
| - Крик | ||
| -Гуление | ||
| -Лепет | ||
| -Первые слова | ||
| -Простые фразы | ||
| ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ: | ||
| - Не понимает обращенную речь | ||
| - Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции | ||
| - Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Выполняет сложные речевые инструкции |
| - В полном обьеме | ||
| ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ: | ||
| - Название предметов (реальных и на картинках) | ||
| - Понимание смыслового значения слова, действия | ||
| - Понимание простого сюжета | ||
| - Понимание лексико-грамматических конструкций | ||
| ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь) | ||
| 1-й уровень речевого развития: | ||
| - Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения | ||
| - Произносит отдельные звуки, звукокомплексы | ||
| - Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний | ||
| Использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию). | ||
| 2-й уровень речевого развития: | ||
| - Пользуется простой фразой | ||
| - Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена | ||
| 3-й уровень речевого развития: Пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные. Фонетико-фонематические нарушения | ||
| 4-й уровень речевого развития: Лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность | ||
| N: Пользуется развернутой фразой. Связная речь сформирована | ||
| ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: | ||
| - Проявляет склонность к эхолалии | ||
| - Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка) | ||
| ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ: | ||
| СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС: - резко ограничен | ||
| - беден | ||
| - в пределах обихода | ||
| - достаточный | ||
| ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ: - Не сформирован | ||
| - Сформирован недостаточно | ||
| - Сформирован (N) | ||
| СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: - Описание сюжетной картинки | ||
| - Простой сюжет | ||
| - Сложный сюжет |
| - Составление рассказа по серии сюжетных картин | ||||||||||||||
| - Пересказ текста | ||||||||||||||
| - Творческий рассказ | ||||||||||||||
| СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ: -Не нарушена (N) | ||||||||||||||
| - Нарушения слоговой структуры слов: | ||||||||||||||
| - парафазии (замены звуков, слогов) | ||||||||||||||
| - элизии (пропуски звуков, слогов) | ||||||||||||||
| - итерации (повторения звуков, слогов) | ||||||||||||||
| - контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого) | ||||||||||||||
| - персеверации (отсроченное повторение) | ||||||||||||||
| - перестановки звуков, слогов | ||||||||||||||
| - антиципации | ||||||||||||||
| ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ | ||||||||||||||
| А | О | У | Ы | И | Э | |||||||||
| К | К` | Г | Г` | Х | Х` | |||||||||
| Й | М | М` | П | П` | Б | |||||||||
| Б` | Ф | Ф` | В | В` | Т | |||||||||
| Т` | Д | Д` | Н | Н` | С | |||||||||
| С` | З | З` | Ц | Ш | Ж | |||||||||
| Ч | Щ | Р | Р` | Л | Л` | |||||||||
| Антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения - искажения | ||||||||||||||
| - Усредненность гласных | ||||||||||||||
| - Недостаток произношения свистящих | ||||||||||||||
| - Недостаток произношения шипящих | ||||||||||||||
| - Недостаток произношения соноров | ||||||||||||||
| - Недостаток произношения губных | ||||||||||||||
| - Недостаток произношения губно-губных | ||||||||||||||
| - Недостаток произношения губно-зубных | ||||||||||||||
| - Недостаток произношения средненебных | ||||||||||||||
| - Недостаток произношения заднеязычных | ||||||||||||||
| - Недостаток произношения твердых согласных | ||||||||||||||
| - Недостаток произношения звонких согласных | ||||||||||||||
| - Изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки - общая смазанность речи | ||||||||||||||
| - Фонетический строй речи сформирован достаточно (N) | ||||||||||||||
| Фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков): | ||||||||||||||
| - Замены | ||||||||||||||
| - Смешения | ||||||||||||||
| ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ: | ||||||||||||||
| - Нарушено | ||||||||||||||
| - Сохранное | ||||||||||||||
| Степень разборчивости речи: | ||
| - Речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих | ||
| - Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая | ||
| - Разборчивость речи не нарушена (N) | ||
| ДЫХАНИЕ: - Поверхностное, затрудненное | ||
| - Неровное, неритмичное | ||
| - Свободное | ||
| - Дифференциация носового и ротового выдоха | ||
| ГОЛОС: - | ||
| - Недостаточная сила голоса: - Тихий, слабый, истощающийся | ||
| - Нарушение тембра голоса: - Глухой | ||
| - Сдавленный | ||
| - Хриплый | ||
| - Назализованный | ||
| - Напряженный | ||
| - Дрожащий | ||
| - Сильный, звонкий (N) | ||
| Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции: | ||
| - Нарушена | ||
| - Сохранна | ||
| Просодическая организация звукового потока: Мелодико-интонационная сторона речи: N | ||
| - Нарушение интонационного оформления речи | ||
| - Отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный) | ||
| - Слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, мало модулированный) | ||
| Темп речи: - Нормальный | ||
| - Тахилалия | ||
| - Брадилалия | ||
| - Запинки | ||
| - Заикание | ||
| Ритм речи: - Нормальный | ||
| - Растянутый | ||
| - Скандированный | ||
| СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики: - Спастический парез | ||
| - Тонические нарушения управления типа ригидности | ||
| - Гиперкинезы | ||
| - Атаксия | ||
| - Апраксия | ||
| ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА: | ||
| - Гипомимия | ||
| Тонус лицевой мускулатуры: N | ||
| - Нарушение мышечного тонуса лица: - Спастичность | ||
| - Гипотония | ||
| - Дистония | ||
| - Сглаженность носогубных складок | ||
| - Асимметрия лица | ||
| - Гиперкинезы лица | ||
| ГУБЫ:-N, Толстые/Тонкие; Наличие расщелины |
| Тонус губной мускулатуры: N | ||
| Нарушение мышечного тонуса губ: - Спастичность | ||
| - Гипотония | ||
| - Дистония | ||
| Подвижность: - губы малоподвижные | ||
| - губы подвижные | ||
| ЗУБЫ: -крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, N | ||
| - Прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный | ||
| ТВЕРДОЕ НЕБО: готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, N | ||
| МЯГКОЕ НЕБО: - длинное/короткое | ||
| - подвижное/малоподвижное | ||
| - отклонение увуля | ||
| Движение нижней челюсти: -открывание/закрывание рта | ||
| - умение держать рот закрытым | ||
| ЯЗЫК:толстый, маленький, узкий, раздвоенный | ||
| невыраженность кончика, укорочение подъязычной связки | ||
| Тонус язычной мускулатуры: N | ||
| Нарушение мышечного тонуса языка: - Спастичность | ||
| - Гипотония | ||
| - Дистония | ||
| - Гиперкинезы языка | ||
| - Тремор языка | ||
| - Девиация (отклонение) языка в сторону | ||
| Обьем артикуляционных движений языка: | ||
| - Строго ограничен | ||
| - Неполный | ||
| - Снижение амплитуды артикуляционных движений | ||
| - В полном обьеме | ||
| - Умение удержать артикуляционную позу | ||
| - Способность к переключению | ||
| - Произвольное высовывание языка | ||
| - Подъем языка вверх | ||
| - Боковые отведения (вправо/влево) | ||
| - Пощелкивание | ||
| - Облизывание губ (круговые движения языка) | ||
| Глоточный (рвотный) рефлекс: - повышен | ||
| - N | ||
| Наличие патологических рефлексов орального автоматизма | ||
| Вегетативные расстройства: | ||
| - Гиперсаливация: - постоянная | ||
| - усиливающая при определенных условиях | ||
| Жевание: -N | ||
| - отсутствие жевания твердой пищи | ||
| - затруднение жевания | ||
| Глотание: - не нарушено | ||
| - поперхивается, захлебывается при глотании | ||
| ОБЩАЯ МОТОРИКА: |
| Сформированность основных двигательных навыков: | ||
| - удержание головы | ||
| - самостоятельное сидение | ||
| - удержание вертикального положения стоя (у опоры / самостоятельно) | ||
| - ходьба с поддержкой | ||
| - самостоятельная ходьба | ||
| - нарушение походки | ||
| ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК: | ||
| - направление руки к предмету | ||
| - захват предмета, его удержание в руке | ||
| - простейшие манипуляции с предметами | ||
| - свободное манипулирование предметами | ||
| - дифференцированные движения пальцев рук | ||
| - выделение ведущей руки (правая / левая) |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Варианты логопедического заключения в раннем возрасте.
· Задержка речевого развития.
· Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в мускулатуре и моторике артикуляционного аппарата.
· Задержка речевого развития, дизартрия.
· Задержка познавательного и речевого развития.
· Задержка психо-речевого развития.
Заключение (диагноз) «дизартрия» употребляется только тогда, когда у ребенка развивается собственная (экспрессивная) речь хотя бы на уровне слов и простых фраз. До этого момента (вне зависимости от возраста), если у ребенка отмечаются речедвигательные (неврологические) нарушения в мышцах и моторике речевого аппарата, то в заключении указывают «симптоматика спастического пареза в артикуляционной мускулатуре» или «спастико-паретический синдром в речевой моторике».
Варианты логопедического заключения в дошкольном возрасте.
1. Когда у ребенка с дизартрией отмечаются только фонетические нарушения:
· Дизартрия.
· Дизартрия: фонетический дефект.
· Стертая спастико-паретическая дизартрия.
· Средняя степень гиперкинетической дизартрии.
· Неярко выраженная спастико-атактическая дизартрия.
2. Если при дизартрическом расстройстве отмечаются нарушения звукопроизношения и фонематических процессов:
· Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
· Фонетико-фонематическое недоразвитие при дизартрии.
· Фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка со стертой дизартрией.
3. Если у ребенка с дизартрией нарушены все компоненты речи:
· Общее недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
· Общее недоразвитие речи (II уровень) при дизартрии.
· Общее недоразвитие речи (III уровень) у ребенка с легкой степенью дизартрии.
4. Если у ребенка с задержкой психического развития или умственной отсталостью отмечаются речедвигательные расстройства при нарушении всех компонентов речи:
· Системное недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.






