Упражнения для формирования фонетических навыков делятся на 2 группы:
I.Специальные
II. Неспециальные
I. Специальные направлены на отработку звуков и интонации
1) Фонетические, артикуляционные упражнения подразделяются на следующие упражнения:
- с изолированными звуками
- со звуком в слове
- со звуком в предложении
- начинается с восприятия, затем переходит в воспроизведение
Цель: развитие фонематического, звукового и артикуляционного уклада.
2)Упражнения на развитие фонематического слуха
- послушайте слова и поднимите руку, когда услышите данный звук
- минимальные пары: Учитель произносит 2-3 слова с похожими звуками, а учащиеся говорят, какой из звуков относится к слову
- посчитайте, сколько раз встретился конкретный звук в прочитанных словах
- поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение
- фонетический диктант, Учитель читает, учащиеся пишут транскрипцию
- в перечисленных словах, укажите какое из них русское, а какое франц.
- посчитайте количество кратких или носовых гласных в предложении
- прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются
- в списке слов отметьте те, которые называет Учитель
- отметьте противоположные звуки в предложении (открытый–закрытый, глухой – звонкий)
- определите количество слов в предложении (на слух)
- составьте слово из прослушанных отдельных звуков
- определите дефект речи в произнесенных словах
3)Фонетико-интонационные упражнения
- произнесите за Учителем вопросительное, восклицательное или повествовательное предложение
- интонационная разметка (ударение, вверх, вниз)
- отработка связывания и сцепления
- определите тип вопроса по интонации (общий, специальный)
II. Неспециальные упражнения (на развитие произносительных навыков)
1) Упражнения на артикуляционную гимнастику
- широко открыть рот, кончиком языка попеременно в альвеолы и нижние зубы
- кончик языка упирать в левую и правую щеку
- змейка: язык выбросить вперед, потом резко оттянуть его назад, не закрывая рта
- широко открыть рот и максимально опустить челюсть
- открыть рот, закрыть, чтобы верхние зубы закрывали нижнюю губу
- обнажить зубы, но не десны
- улыбнуться
- максимально вытянуть губы вперед (дудочкой)
- поджать губы и расслабить
- выдвинуть губы вперед и сделать отверстие разного диаметра
- приоткрыть рот и быстро закрыть, закусив губы
- загнуть кончик языка кверху
- сделать языком лодочку
- сделать круг языком по зубам и губам
- дотронуться спинкой языка небной занавески
- выдохнуть через рот
- выдохнуть так, чтобы почувствовать вибрацию маленького язычка
2)Упражнения на восприятие звуков, слов, словосочетаний, фраз:
- повтор слова по аналогии (с одним звуком)
- повтор слова по оппозиции (переднеязычный a – заднеязычный α)
- назвать и произнести слова с определенным звуком
- прочтите предложения сначала в утвердительной форме, потом в вопросительной и отрицательной
- произнесите слова по слогам, выделяя гласные и согласные
- прослушайте пары слов, (рус – ин. яз), повторите только на ин. яз (этаж – etage, зал- salle)
- произнесите за диктором пары слов, обращая внимание на различия (bon-bonne)
- произнесите варианты фонем (bee- been – beat)
- проговорить скороговорки, пословицы
- быстро проговорить оппозиционные звуки
- назвать буквы алфавита утрированно
- повторить за Учителем слово
- прослушать слова на русском и сказать похожее на французские, немецкие, английские (соль – sol) – сравнение фонетических баз
- произнести русскую пословицу, а затем ее же произнести на иностранный манер.
- назвать предметы вокруг (на картинке) с данным звуком
- повторить за Учителем предложение и заменить последнее слово
- выучить скороговорку
Неспециальные упражнения (при формировании лексических навыков, закрепление грамматических навыков):
· в процессе записи на слух учащиеся произносят слова про себя
· при заучивании пословиц, поговорок
· при обучении чтению
Контроль развития фонетических навыков
§ при аудировании (на понимание и различение звуков)
§ спонтанное говорение
§ чтение вслух
§ различение и фиксирование чужих ошибок в произношении
§ запись себя на кассету прослушивание
§ фонетический диктант
§ фонетическая разметка текста