Типология фонетически направленных упражнений

Упражнения для формирования фонетических навыков делятся на 2 группы:

I.Специальные

II. Неспециальные

I. Специальные направлены на отработку звуков и интонации

1) Фонетические, артикуляционные упражнения подразделяются на следующие упражнения:

- с изолированными звуками

- со звуком в слове

- со звуком в предложении

- начинается с восприятия, затем переходит в воспроизведение

Цель: развитие фонематического, звукового и артикуляционного уклада.

2)Упражнения на развитие фонематического слуха

- послушайте слова и поднимите руку, когда услышите данный звук

- минимальные пары: Учитель произносит 2-3 слова с похожими звуками, а учащиеся говорят, какой из звуков относится к слову

- посчитайте, сколько раз встретился конкретный звук в прочитанных словах

- поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение

- фонетический диктант, Учитель читает, учащиеся пишут транскрипцию

- в перечисленных словах, укажите какое из них русское, а какое франц.

- посчитайте количество кратких или носовых гласных в предложении

- прослушайте слова и назовите те, которые рифмуются

- в списке слов отметьте те, которые называет Учитель

- отметьте противоположные звуки в предложении (открытый–закрытый, глухой – звонкий)

- определите количество слов в предложении (на слух)

- составьте слово из прослушанных отдельных звуков

- определите дефект речи в произнесенных словах

3)Фонетико-интонационные упражнения

- произнесите за Учителем вопросительное, восклицательное или повествовательное предложение

- интонационная разметка (ударение, вверх, вниз)

- отработка связывания и сцепления

- определите тип вопроса по интонации (общий, специальный)

II. Неспециальные упражнения (на развитие произносительных навыков)

1) Упражнения на артикуляционную гимнастику

- широко открыть рот, кончиком языка попеременно в альвеолы и нижние зубы

- кончик языка упирать в левую и правую щеку

- змейка: язык выбросить вперед, потом резко оттянуть его назад, не закрывая рта

- широко открыть рот и максимально опустить челюсть

- открыть рот, закрыть, чтобы верхние зубы закрывали нижнюю губу

- обнажить зубы, но не десны

- улыбнуться

- максимально вытянуть губы вперед (дудочкой)

- поджать губы и расслабить

- выдвинуть губы вперед и сделать отверстие разного диаметра

- приоткрыть рот и быстро закрыть, закусив губы

- загнуть кончик языка кверху

- сделать языком лодочку

- сделать круг языком по зубам и губам

- дотронуться спинкой языка небной занавески

- выдохнуть через рот

- выдохнуть так, чтобы почувствовать вибрацию маленького язычка

2)Упражнения на восприятие звуков, слов, словосочетаний, фраз:

- повтор слова по аналогии (с одним звуком)

- повтор слова по оппозиции (переднеязычный a – заднеязычный α)

- назвать и произнести слова с определенным звуком

- прочтите предложения сначала в утвердительной форме, потом в вопросительной и отрицательной

- произнесите слова по слогам, выделяя гласные и согласные

- прослушайте пары слов, (рус – ин. яз), повторите только на ин. яз (этаж – etage, зал- salle)

- произнесите за диктором пары слов, обращая внимание на различия (bon-bonne)

- произнесите варианты фонем (bee- been – beat)

- проговорить скороговорки, пословицы

- быстро проговорить оппозиционные звуки

- назвать буквы алфавита утрированно

- повторить за Учителем слово

- прослушать слова на русском и сказать похожее на французские, немецкие, английские (соль – sol) – сравнение фонетических баз

- произнести русскую пословицу, а затем ее же произнести на иностранный манер.

- назвать предметы вокруг (на картинке) с данным звуком

- повторить за Учителем предложение и заменить последнее слово

- выучить скороговорку

Неспециальные упражнения (при формировании лексических навыков, закрепление грамматических навыков):

· в процессе записи на слух учащиеся произносят слова про себя

· при заучивании пословиц, поговорок

· при обучении чтению

Контроль развития фонетических навыков

§ при аудировании (на понимание и различение звуков)

§ спонтанное говорение

§ чтение вслух

§ различение и фиксирование чужих ошибок в произношении

§ запись себя на кассету прослушивание

§ фонетический диктант

§ фонетическая разметка текста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: