Виды прогнозов

ПРОГНОЗ – предсказание будущего, основанное на известных фактах (событиях) и тенденциях. Предположение, что выявленные тенденции прошлого дают хорошее приближение к оценке будущего.

Субъективные методы – результаты прогноза неотделимы от лица, делающего прогноз.

Объективные методы – процесс прогнозирования четко определен. Результат прогноза не зависит от лица, делающего прогноз

Эвристические методы – прогноз основан на анализе ретроспективы развития того или иного показателя в прошлом и переносом выявленных тенденций в будущее.

Эвристические методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде.

Аналитические методы – прогноз основан на предположениях о будущих значениях факторов и возможных событий в будущем, которые влияют на объект прогнозирования.

Интуитивные методы прогнозирования – неформализуемые процедуры прогнозирования, основанные на информации, получаемой об объекте прогнозирования из внутренней и внешней среды.

Экспертные методы – логические методы и процедуры, направленные на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и принятия решений.

К ним относят:

Ø индивидуальные экспертные оценки

Методы обработки экспертной информации зависят от шкал, в которых измерены экспертные оценки. Шкалы, используемые для получения экспертных оценок.

Номинальные шкалы предусматривают возможность идентификации и отнесения объекта к тому или иному классу. Аксиомы идентификации (классификации и опознавания):

    1. I либо есть J, либо есть не J
    2. если I есть J, то J есть I
    3. если I есть J и J есть K, то I есть K

Пример.

Вопрос анкеты “Считаете ли Вы, что спрос на продукцию отрасли N имеют тенденцию роста?”

Ответы: Да или Нет

Порядковые шкалы, устанавливающие равноценность или доминирование. Порядковые шкалы позволяют упорядочить объекты по признакам “лучше - хуже”, “больше - меньше” и т.п. без указания степени предпочтения одного объекта перед другими.

Для этих шкал в дополнение к аксиомам идентификации добавляются и Аксиомы упорядочения:

Пример.

Вопрос анкеты “Какой из продуктов А, В или С, по Вашему мнению, обладает более высокими потребительскими свойствами?”

Ответы: А > B > C

Количественные шкалы предусматривают возможность установления не только факта предпочтения одного объекта над другим, но и установления степени этого предпочтения. Помимо аксиом идентификации и упорядочения, такие шкалы удовлетворяют аксиомам

1. Если I = a и J = 0, то I + J = a

2. Если I = a и J = b, то I + J = a + b

3. I + J = J + I

4. (I + J) + K = I + (J + K)

Ø коллективные экспертные оценки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: