Прогнозирование. сущность, виды и Методы прогнозирования

Планирование деятельности организации

1. ПЛАНИРОВАНИЕ как функция управления

Прогнозирование. сущность, виды и Методы прогнозирования

3. Планирование деятельности организации. Виды планов.

4. Стратегическое планирование: содержание и этапы развития

ПЛАНИРОВАНИЕ как функция управления

“Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемый действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем. Планирование – это оружие мудрых, но планирование – один из самых сложных видов умственной работы, доступных человеку”

Р.Акофф

Целеполагание – установление целей (желаемого результата), к которым должна стремиться экономическая система (организация). Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Планирование же - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого результата.

В работе менеджера эти функции тесно связаны.

Важная задача руководителя организации состоит в том, чтобы определить миссию и цели организации. Четкое определение миссии и целей, является первым шагом на пути к корпоративному планированию и определяет всю дальнейшую работу по систематической разработке планов организации.

Прогнозирование. сущность, виды и Методы прогнозирования

Иногда прогноз основан на хорошо изученных закономерностях и осуществляется наверняка. Никто не сомневается, что вслед за ночью наступит день. Методы прогнозирования движения космических аппаратов разработаны настолько, что возможна автоматическая стыковка кораблей. Однако встающие перед менеджером проблемы прогнозирования обычно не позволяют дать однозначный обоснованный прогноз. Почему же остается неопределенность?

Часть из них связана с недостаточностью знаний о природных явлениях и процессах. Например, неопределенности, связанные с недостаточными знаниями о природе (например, нам неизвестен точный объем полезных ископаемых в конкретном месторождении, а потому мы не можем точно предсказать развитие добывающей промышленности и объем налоговых поступлений от ее предприятий), неопределенности природных явлений, таких, как погода, влияющая на урожайность, на затраты на отопление, на туризм, на загрузку транспортных путей и др., или неопределенности, связанные с осуществлением действующих (неожиданные аварии) и проектируемых (возможные ошибки разработчиков или физическая невозможность осуществления процесса, которую заранее не удалось предсказать) технологических процессов.

Большое значение имеют и неопределенности на уровне страны (неопределенность макросреды), в частности:

- неопределенность будущей рыночной ситуации в стране, в том числе отсутствие достоверной информации о будущих действиях поставщиков в связи с меняющимися предпочтениями потребителей,

- неопределенности, связанные с колебаниями цен (динамикой инфляции), нормы процента, валютных курсов и других макроэкономических показателей,

- неопределенности, порожденные нестабильностью законодательства и текущей экономической политики (т.е. с деятельностью руководства страны, министерств и ведомств), связанные с политической ситуацией, действиями партий, профсоюзов, экологических и других организаций в масштабе страны.

Часто приходится учитывать и внешнеэкономические неопределенности, связанные с ситуацией в зарубежных странах и международных организациях, с которыми вы поддерживаете деловые отношения.

Многие возможные неопределенности связаны с ближайшим окружением фирмы (неопределенность микросреды):

- неопределенности, связанные с деятельностью участников экономической жизни (прежде всего партнеров и конкурентов нашей фирмы), в частности, с их деловой активностью, финансовым положением, соблюдением обязательств,

- неопределенности, связанные с социальными и административными факторами в конкретных регионах, в которых наша фирма имеет деловые интересы.

Таким образом, менеджеру приходится прогнозировать будущее, принимать решения и действовать в условиях неопределенностей СТЭП-факторов и факторов конкурентного окружения (факторы МИКРОСРЕДЫ).

Неопределенность, в свою очередь, связана с различными рисками.

РИСК – это опасность принятия решения о реализации того или иного мероприятия, при осуществлении которого фактические результаты (доходы) окажутся меньше, чем те, из расчета на которые принималось решение. Риск заключается в возможном уменьшении фактической отдачи от капиталовложений по сравнению с ожидаемой.

Источники коммерческих рисков:

- внутренние, вызванные неправильными действиями предпринимателя и персонала

ü несогласованность проекта со стратегией фирмы

ü просчеты в важных компонентах на предынвестиционной стадии

ü несоответствие идеи возможностям ее осуществления

ü неквалифицированное управление, недостаток практического опыта

- внешние, вызванные изменением конъюнктуры, экономической и политической ситуации и другие причины, которые могут быть ожидаемыми, но на которые невозможно целенаправленно воздействовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: