Требования к формулированию целей

Формулирование целей и ограничений является важной задачей менеджмента. Обращается внимание на требование к их подробности. Цели должны формироваться пооперационно, то есть при применении цели должны выполняться переданные им задачи.

Формулировка цели должна нести сведения о содержании, размерах, временных и пространственных параметрах, персональной привязке и упорядочивать цели по их рангу.

Содержание целей. По своему содержанию цели могут описывать как общие результаты, так и производственные результаты деятельности. Цели, ориентированные на общие результаты, являются ни чем иным, как общим предписанием к образу действий. Результаты могут иметь как денежное, так и морально-этическое измерение. Примеры цели в денежном измерении – доход, рентабельность, оборот, а в морально-этическом – стремление к независимости, власти, престиже и социальной ответственности. Цели, ориентированные на производственные результаты, описывают результаты производственной деятельности. Они относятся, например, к желаемым видам, количеству и качеству продукции.

Размер цели. Размером цели задается некоторый диапазон, на который должна эта цель ориентироваться. В связи с этим различают:

- цели на экстремумы (максимизация, минимизация);

- цели на удовлетворение (уровень притязаний);

- прецизионные цели (не больше и не меньше).

По нормам изменения размеров целей с течением времени различают цели, ориентированные на:

- рост;

- сохранение;

- сокращение.

Временные параметры. Операционные цели должны задавать те временные параметры, на которые они рассчитаны. с указанием соответствующего временного интервала и сроков выполнения (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели).

Пространственные характеристики. В зависимости от сферы назначения в пространственном измерении могут различаться цели глобальные, национальные, региональные, локальные, ограниченные рамками предприятия, цеха, мастерской и т.д.

Персональная и субъективная привязки. Цель должна также содержать указания о лицах (субъектах), являющихся ее исполнителями. В связи с этим существуют индивидуальные и групповые цели, а также цели, субъектами которых являются предприятия и определенные лица.

Ранг. Большое количество целей выстраивается в систему, в связи с чем должна иметься информация о том, является ли данная цель главной или второстепенной, и о том, какое значение ей придается.

Пример формулирования операционной цели: Коммивояжер А (персональная привязка, индивидуальная цель) должен в 2007 г. (параметр времени, цель на временной интервал) на территории Дальнего Востока (территориальная привязка, региональная) путем продаж продукции Х (содержание цели, производственный результат) увеличить оборот (денежный результат) не менее чем на 20% по сравнению с предыдущим годом (размер цели, цель на рост и удовлетворение).

Взаимосвязи между целями. Как правило, цель ставится не одна (моноцель), а в группе с другими целями (система целей). В связи с этим возникает проблема взаимодействия этих целей.

Горизонтальные связи между целями могут характеризоваться следующим образом:

1) Идентичность целей (равенство). Реализация одной цели приводит к реализации в таких же размерах другой цели. Например, доход и рентабельность при постоянном размере капиталовложений.

2) Комплиментарность целей (гармония). Осуществление одной цели способствует в то же время осуществлению еще одной цели. Например, доход и оборот при постоянных расходах.

3) Индифферентность целей (нейтралитет). Выполнение одной цели не оказывает влияния на выполнение другой цели; связей между целями не существует.

Конкуренция целей (конфликт). Реализация одной цели может явиться бременем для осуществления другой цели; степени достижения целей являются приблизительно пропорциональными друг другу.

Антагонизм целей (противостояние). Выполнение одной цели делает совершенно невозможным выполнение другой цели; следовательно, взаимоисключение целей, их несовместимость. Попытка достижения одной цели закрывает достижение другой цели. Например, защита окружающей среды и доход от радиоактивной продукции.

Разрешение конфликтов целей. В случаях конкуренции и антагонизма целей конфликты между ними могут быть разрешены следующим образом:

а) доминирование целей – одна из целей выделяется как главная. только после прохождения этого фильтра может быть принята другая цель;

б) оценка целей по их значимости. Конкурирующие цели упорядочиваются по их значению (добиваются компромисса, упорядочение целей);

в) антагонизм целей – (обе цели, несмотря на их конкурентный характер, оставляются и далее для выполнения, но в различных сферах или в разное время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: