Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самост-ьной и сдерживающей друг друга, должна осуще-ть свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законод-ой власти, конституционные решения которой обязательны для всех.Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, законах, предста-ет собой совоку-сть правовых ограничений в отношении конкретной госуда-нной власти: законно-ной, испо-ной, судебной.Так, применительно к законно-ной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законода-ого процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деят-сть конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконсти-онные акты.В отношении исполни-ной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законод-тва, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполни-х органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деяте-ью.Для судебной власти тоже есть правоограничивающие средства, закрепленные в конституции, процессуальном законодательстве:презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деят-сть государ-ых структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”.Принцип разделения властей должен иметь своим следствием не просто распределение функций между различными звеньями госу-ного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования с действующими в каждой из этих сфер особыми структурами. Рациональность данной теории заключается прежде всего в попытке предотвратить бесконтрольную концентрацию властных полномочий в каком-либо одном полит-ом учреждении. Последняя неминуемо оборачивается созданием деспотической власти и нарушением прав и свобод человека и гражданина. Принцип разделения властей в различных модификациях присутствует ныне в конституциях и поли-ческих системах демократ-еских обществ.