Психолого-педагогическая классификация

Возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, коим является логопедическое воздействие.

Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). Для этого потребовалось найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений:
не от общего к частному, а от частного к общему. Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.
1. Нарушения средств общения:

· фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение про­цессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем;

· общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расст­ройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

2. Нарушения в применении средств общения:

· заикание, рассматриваемое как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах об­щения.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоя­тельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рас­сматриваются в составе фонетико-фонематического и общего не­доразвития речи как их системные, отсроченные последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: