Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженно­сти: от полного отсутствия речевых средств общения до разверну­той речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Левина выделяет 3 уровня ОНР:

Первый уровень речевого развития характеризуется почти пол­ным отсутствием словесных средств общения или весьма ограни­ченным их развитием в тот период, когда у нормально развиваю­щихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.

У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, ак­тивный словарь состоит из небольшого количества нечетко про­износимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых ком­плексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения - жестами, мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.

Описывая второй уровень речевого развития, Р. Е. Левина ука­зывает на возросшую речевую активность детей. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фо­нетическом и грамматическом отношении. Словарь более разно­образный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детенышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т. д. Пони­мание обращенной речи остается неполным.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В ак­тивном словаре преобладают существительные и глаголы, недоста­точно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, иска­жают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внеш­няя сторона явлений, и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нор­мально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, сниже­ние вербальной памяти и продуктивности запоминания, отстава­ние в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению раз­личного рода ошибок при выполнении заданий.

Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного то­нуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляцион­ных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: