Диагностика. Исследование строения органов артикуляции (языка, губ, зубов, мягкого и твердого неба) и их подвижности

Исследование строения органов артикуляции (языка, губ, зубов, мягкого и твердого неба) и их подвижности. С этой целью ребенку предлагается выполнить ряд простейших движений, как по словесной инструкции, так и по подражанию. Для облегчения задачи можно делать это перед зеркалом (чтобы ребенок видел свое лицо). Так, ребенка просят вытянуть губы в трубочку («хоботок») и затем развести их в стороны («оскал»), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю, сделать язык широким (распластанным) и узким. Для выяснения подвижности нижней челюсти ребенку предлагается сначала широко открыть рот, а затем закрыть его.

Диагностику звукопроизношения необходимо начинать, прежде всего, с выявления правильности произношения звука изолированно. Логопед четко произносит звук, просит повторить его ребенка. Затем исследуется произношение звука слогах, в начале, середине и в конце слова.

В диагностике правильности произношения свистящих и шипящих звуков важной является оценка фонематики, поскольку нарушение произношения звука может быть связано именно с фонематическим дефектом. При исследования звукового анализа может применяться игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав, например, звук [с]. Сначала педагог произносит звуки [л], [с], [р], [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. Если ребенок выделяет звук из звукового или слогового ряда, даются слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом. Для исследования логопедом умения определять наличие звука в слове предлагаются также сле­дующие задания:

o назвать картинки, из них отобрать те, в названии которых имеется заданный звук;

o подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук, картинки при этом не называются;

o придумать слова, которые включают соответствующий звук.

С целью оценки звукового синтеза могу использоваться следующие задания с картинками. Логопед просит ребенка:

o назвать слова, в которых заданный звук находится в начале, в середи­не, в конце слова;

o определить после какого звука, перед каким звуком стоит заданный звук.

Примеры слов для диагностики звука [с]: стол, дерево, куст, трава, елка, лес, сорока, часы, ветка, гриб, стул.

Для исследования сформированности звуковых представлений ребенку предлагается назвать слово по заданной структуре и смысловому значению. Например, назови слово из трех звуков, которое заканчивается звуком [с] и обозначает часть тела.

При оценке правильности произношения свистящих и шипящих звуков в связной речи ребенка логопедом может применяться задание на пересказ текста, насыщенного звуками [с], [з], [ш], [ж], [щ], [ч], [ц].Например:

Заяц (Б. Чарушин)

Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь — не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь — любой цветочек с медом откуси.

Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.

Вопросы:

Какая у зайца шуба зимой?

Как шуба спасает зайку?

Почему зайка ждет лета?

Какая шубка у зайки летом?

Когда охотники охотятся на зайцев?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: