При характеристике нарушений произношения звуков следует отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Чаще всего это относится к группам: свистящих — 22 %, шипящих — 24 %, [р] — 26 %, [л] — 10 %, звонких — 4,5 %, заднеязычных — 1 % (по данным М.А. Александровской). Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания.
Звуки [р] и [р'] наиболее сложные по образованию, требуют участия в артикуляции всех мышц языка и их нарушения быва ют многообразными.
Нарушения звукопроизношения требуют специальной логопедической помощи ребенку, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева).