Диагностика. Прежде всего, необходимо исследовать строение артикуляционных органов и их подвижность

Прежде всего, необходимо исследовать строение артикуляционных органов и их подвижность. Обследование непосредственно звукопроизношения начинается с исследования правильности произношения звука изолировано. Логопед четко произносит звуки и просит ребенка повторять. Затем исследуется произношение звука в слогах, в начале, середине и в конце слова. С этой целью ребенка просят назвать, что изображено на картинке (где звук [р] находится в различных позициях):

o В начале слова – РЫБА

o В конце слова – ТОПОР

o В середине слова – КОРОВА

o При стечении согласных – ТРАКТОР

Для оценки правильность произношения звука в самостоятельной речи используют задания:

o Составить предложения по картинке.

o Составить рассказ по картинке.

o Составить рассказ по серии картинок.

o Составить рассказ по опорным словам и предложениям.

o Составить пересказ текста.

o Составить самостоятельно рассказ о каком – либо событии.

При подборе материала для обследования звукопроизношения нужно отдавать предпочтение словам, в которых отсутствуют звуки той фонетической группы, к которой принадлежит обследуемый звук и другие звуки, которые нарушены в речи детей.

Обследование фонематического восприятия. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

o Есть ли звук [р] в слове РАК?

o Найди и покажи те картинки, в названиях которых ты слышишь звук [р] (ТОПОР, ВИШНЯ, ВЕДРО и т.д.)

o Ребенку предлагается прослушать предложение и найти слова со звуком [р] (ПОД ОКНОМ РАСТЕТ РЯБИНА).

Обследование фонематического анализа. Ребенку предлагают определить место нахождения звука [р]:

o В начале слова – РЫБА

o В конце слова – ТОПОР

o В середине слова – КОРОВА

Обследование фонематического синтеза. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

o Составить слово из заданного количества звуков, не меняя их порядка. К,Р,А,Н; Р,У,К,А.

o Составить слово из заданного количества звуков, меняя их порядок. А,Р,К; З,О,Р,А.

Обследование фонематических представлений. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

o Подобрать название овоща, начинающего на звук [р] (РЕДИСКА, РЕПА)

o Подобрать слово на звук [р] (РЕКА, РЫБА)

o Подобрать слово со звуком [р], чтобы он находился: в начале слова – РЫБА, в конце слова – ТОПОР, в середине слова – БАРАБАН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: