Прежде всего, необходимо исследовать строение артикуляционных органов и их подвижность. Обследование непосредственно звукопроизношения начинается с исследования правильности произношения звука изолировано. Логопед четко произносит звуки и просит ребенка повторять. Затем исследуется произношение звука в слогах, в начале, середине и в конце слова. С этой целью ребенка просят назвать, что изображено на картинке (где звук [р] находится в различных позициях):
o В начале слова – РЫБА
o В конце слова – ТОПОР
o В середине слова – КОРОВА
o При стечении согласных – ТРАКТОР
Для оценки правильность произношения звука в самостоятельной речи используют задания:
o Составить предложения по картинке.
o Составить рассказ по картинке.
o Составить рассказ по серии картинок.
o Составить рассказ по опорным словам и предложениям.
o Составить пересказ текста.
o Составить самостоятельно рассказ о каком – либо событии.
При подборе материала для обследования звукопроизношения нужно отдавать предпочтение словам, в которых отсутствуют звуки той фонетической группы, к которой принадлежит обследуемый звук и другие звуки, которые нарушены в речи детей.
Обследование фонематического восприятия. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:
o Есть ли звук [р] в слове РАК?
o Найди и покажи те картинки, в названиях которых ты слышишь звук [р] (ТОПОР, ВИШНЯ, ВЕДРО и т.д.)
o Ребенку предлагается прослушать предложение и найти слова со звуком [р] (ПОД ОКНОМ РАСТЕТ РЯБИНА).
Обследование фонематического анализа. Ребенку предлагают определить место нахождения звука [р]:
o В начале слова – РЫБА
o В конце слова – ТОПОР
o В середине слова – КОРОВА
Обследование фонематического синтеза. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:
o Составить слово из заданного количества звуков, не меняя их порядка. К,Р,А,Н; Р,У,К,А.
o Составить слово из заданного количества звуков, меняя их порядок. А,Р,К; З,О,Р,А.
Обследование фонематических представлений. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:
o Подобрать название овоща, начинающего на звук [р] (РЕДИСКА, РЕПА)
o Подобрать слово на звук [р] (РЕКА, РЫБА)
o Подобрать слово со звуком [р], чтобы он находился: в начале слова – РЫБА, в конце слова – ТОПОР, в середине слова – БАРАБАН.